Проектно – исследовательская деятельность на уроках немецкого языка
методическая разработка на тему

Зарубина Вера Ивановна

Методика преподавания немецкого языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад:

Проектно – исследовательская деятельность

на уроках немецкого языка

Подготовила учитель немецкого языка

МБОУ СОШ с.Красный Яр»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

“Великая цель образования –

это не знания, а действия”

 Герберт Спенсер

  Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний.  Отсюда потребность в развитии работника нового типа. Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, · другие - о воспитании, · третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись. Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Необходимы становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Неслучайно президент России Д. А. Медведев в своей стратегической образовательной инициативе « Наша новая школа»  выдвинул  первоочередную задачу  -   «создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

     Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Традиционный подход к обучению  с преобладанием репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов не может  решить задач, стоящих перед школой. Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. В настоящее время многие учителя переходят на использование личностно – ориентированных технологий, т. к. они создают условия для позитивного развития способностей учащегося, повышают воспитательный потенциал урока, служат условием для развития личностных качеств. Подлинным образованием становится лишь то, что добывается (приобретается) в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся. Именно поэтому предлагаемый стандарт нацелен на получение учащимися не только предметных образовательных результатов, но и  опыта такой деятельности. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения,  которые прописаны в стандартах нового поколения.

Я - учитель немецкого языка и каждый раз составляя план очередного урока,  я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как  достичь  целей  урока;

б) какой учебный материал отобрать, чтобы он был  интересен  учащимся;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
         д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций
.

 

Цель  моей работы:  развитие и саморазвитие личности обучающихся через вовлечение их  в проектно-исследовательскую деятельность на уроках немецкого  языка.

Задачи:

  • Развить исследовательские навыки обучающихся.
  • Научить применять исследовательские навыки в проектной деятельности.
  • Привлечь обучающихся  к самостоятельной  проектно-исследовательской деятельности
  • Способствовать формированию ключевых компетенций школьников.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе  проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

        Деятельностный подход является условием реализации новых образовательных стандартов. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

         Проектно-исследовательская деятельность  способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств  личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности  является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.

Тема методической работы школы: «Повышение   эффективности учебно-воспитательного процесса  через внедрение современных  технологий обучения и воспитания » заставила проанализировать свой педагогический опыт, способствовала поиску новых, более совершенных приемов обучения.

В результате я пришла к следующему выводу:

 -   именно от  учителя, а значит от меня, зависит создание условий для того, чтобы дети открывали себя, свои возможности, чтобы с процессом образования у них были связаны положительные эмоции, не угасло желание пополнять и расширять  знания.

Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна прежде всего давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путём?.. Мы говорим о всеобуче, но эта прекрасная задача - всеобщее обучение -  понимается крайне примитивно: все дети ходят в школу, и там им дают знания и умения. А кто не берёт их, тот, значит, не хочет учиться, и надо его заставить. Но школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки.

        На первом месте должно быть развитие ребёнка, которое позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки".

         Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и превращение  ребёнка в обновлённого человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности... Развивающий урок - это урок не готовых истин, а урок поиска истины. Его признак - сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса... Обычная школа учит отвечать. Школа развития учит спрашивать.

        Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе проектно-исследовательской деятельности.  

    Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

 

Считаю, что положительная мотивация использования данной деятельности заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

       Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования (Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г.), где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.

   Проектно - исследовательская деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Я  как педагогу  в данном случае, выступаю  как организатор формы и условия проектно- исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. 

      Кроме того проектно-исследовательская деятельность успешно сочетает в себе принципы трех основных подходов:

  1. компетентностно-деятельный подход к обучению
  2. личностно-ориентированное обучение
  3. технология  развивающего обучения  

Проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать ключевые  компетенции, т.к. учащиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий, общению и деятельности в целом. В процессе работы с проектами формируются:

       -ценностно-смысловая компетенция (определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир).

        -общекультурная компетенция (отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен).

       -учебно-познавательная компетенция (включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения по сравнению, классификация объектов по одному или нескольким критериям, решение учебных задач по заданным алгоритмам, творческое решение практических заданий).

        -информационная компетенция (формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию)

          -коммуникативная компетенция (включают знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе)

Учителю отводится  управленческая роль в организации учебного процесса.

В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

4) переход от контроля учителя к самоконтролю.

 Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.

1)Проектно-исследовательская деятельность развивает метапредметные связи  и способствует интеграции знаний, полученных на уроке немецкого языка  на другие предметы. В процессе проектно-исследовательской деятельности  учащиеся овладевают метапредметными связями, способствующими не только переносу учебных действий и знаний, но и формированию личностно-значимых качеств для будущей социализации.

2) Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию мотивации и активности учащихся.

3) На уроке проектно-исследовательская деятельность создает условия для заинтересованности, поиска, творчества, а также доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня моя главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать»,  а организовать  совместный поиск решения возникшей перед учащимися задачи. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика.

       4)По-новому выполняю  роль учителя:

        1) управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

        2) мотивирую познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету;

        3) использую коллективные способы обучения, включаю всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организую взаимопомощь;

        4) организую помощь ученику в процессе деятельности, проявляю внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

        5) создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику;

        6) создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

        7) организую самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку.

Считаю, что проектно-исследовательская деятельность, несомненно, имеет свои  преимущества перед другими методами обучения.

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.

4. Проектный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

5. Эта деятельность предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

Таким образом, применение проектно-исследовательской деятельности делает процесс обучения особенным и интересным для учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках

Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений и представляет следующую структуру по классам.

В первую очередь попыталась организовать самостоятельную работу школьников на уроке. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. На начальном этапе  дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые  последствие можно собрать  в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют поздравительные открытки. Еще одной формой работы на уроке где возможно применение исследовательской деятельности является отработка фонетических навыков, которая заключается в тренировке правильного произношения звуков, а также изучаются правила чтения немецких гласных и согласных. Первоначально учащимся предлагается вспомнить буквы и звуки, Они должны назвать эти буквы, определить передаваемые ими звуки и привести примеры слов, где они используются.

На уроках немецкого языка в 7 классе я предлагаю проект, который соответствует особенностям подросткового возраста. Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Ребятам предлагается изготовить страноведческие альбомы о немецкоговорящих странах. В ходе подготовки проекта все учащиеся класса делятся на 3 группы – 3 немецкоговорящие страны: Германия, Австрия и Швейцария. Целью проекта является сбор информации по проблемам и предъявление ее в форме монолога своим одноклассникам. Работа ведется поэтапно см. таблицу 1. (Приложение 1).

На каждом этапе решаются определенные задачи, намечаются совместные действия учителя и учащихся. На первом этапе на организационном занятии группам предлагается подумать над тем, как они будут работать над проектом и предлагается заполнить таблицу. Каждый учащийся заполняет индивидуально.

Datum_____________

Name______________

Klasse____________

Thema/ Probem

Was soll ich machen?

Mit wem mache ich das?

Was brauche ich dazu?

Wann mache ich das?

 

 

 

 

 

Каждая группа отвечает за сбор информации и оформление материалов в рамках одной страны. Тема рассчитана на одну четверть. В конце четверти защита проектов, а в начале следующей четверти – новая тема и новая проблема. Тематика проектов связана с учебными темами (Приложение 2).

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов я обращаю внимание  на следующие моменты:

         Работы должны быть выполнены самостоятельно.

         Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.

         Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.

         Работа должна иметь практический и теоретический интерес.

         Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

новообразований ученика. 

                 Каждый урок по проектно-исследовательской деятельности  целесообразно начинать с процедуры мотивации. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой и др.

   В конце каждого урока ученики возвращаются к его целям и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

На таких уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом.          Если при традиционном классно-урочном обучении учитель - единственное заинтересованное в этом процессе лицо, а дети выступают как пассивные участники обучения, то в проектно-исследовательском обучении учитель - это организатор обучения, консультант и помощник учащихся, часть своих функций он передает детям, например оценивание (по разработанным учителем критериям).

          Суммируя вышесказанное, я  могу сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обучения действительно является  эффективной, дающей возможность использовать именно те подходы к  обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться, получить навыки рефлексии.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки немецкого языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

      Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению немецкого языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

  Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание на уроке особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения.

Она позволяет:

- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;

-реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

 - принимать самостоятельные решения;

- поверить в свои силы.

 Но наряду с положительными сторонами  проектно-исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки:

-увеличение умственной нагрузки;

-требование более сложной системы оценивания;

- увеличение объёма работы учителя;

-существование риска неудачного выполнения работы;

.

  В заключение следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит толерантности и создает комфортный психологический климат в ученическом коллективе

Таким образом,  проектно-исследовательская деятельность позволяет:

- создавать условия для максимального раскрытия субьектного опыта, творческих способностей и возможностей каждого ученика;

- стимулирует к использованию разнообразных способов учебных работы, всех видов мышления и интеллектуальной деятельности;

- воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, чувство товарищества, сотрудничество

- переживать чувство успеха, формировать  самооценку, что является условием активизации познавательной деятельности ученика.

- решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

-приобщать  учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности

-формировать  и совершенствовать  общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

  Проектно-исследовательская деятельность является современной, продуктивной и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь основная задача учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания.

Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач.

Использование проектно- исследовательской деятельности повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» учащимся. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.

Список литературы

1.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку -  http://www.tgl.net.ru/wiki                

 4. Кузьменко О. Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред.. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.

5.    Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.
6. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4. С. 19 – 14.

7.   Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.

8.   Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка

В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка

О реализации программы  проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка во внеурочное время....

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка

Данный материал может быть использован для  организации  проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка...

Развитие творческого потенциала обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка

В данной работе дается определение понятию "проект", указывается значимость проекта для ученика и для учителя....

Презентация на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

На современном этапе одной из основных задач образования является организация проектно- исследовательской творческой деятельности учащихся...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках немецкого языка.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), что предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментиров...