Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
статья на тему

Андреева Галина Сергеевна
ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.
Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и УУД (общеучебные умения), способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории. Наибольшую сложность вызывают метапредметные результаты. Оно состоит из известного всем учителям понятия «учебный предмет» с древнегреческим предлогом МЕТА, который обладает огромным числом значений. Данная публикация поможет разобраться в способах формирования метапредметных результатов как одного из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе и на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod_v_obuchenii.docx47.63 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_meta.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

    Хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на него дает великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: “Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто”. Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Если нет жизненной необходимости – значит нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…

Если ветер, если ветер 
В голове ученика, 
Что ни утро, что ни вечер - 
Он взлетает в облака. 
Удержи его, пожалуй... 
Вечно нужен глаз да глаз: 
В небесах гарцует малый - 
Возврати такого в класс! 
С ним забот - ну просто бездна! 
Весь его летучий вид 
Говорит: "Сейчас исчезну!.." 
Тут он! Там! Сидит! Летит! 
Вот была б такая скрепка 
Или же специальный клей, 
Чтоб они держали крепко 
Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ.

Мир многогранен, 
Сложен, гибок, 
Но целостен и органичен. 
И в дисциплинах нам привычных 
Есть связь – лишь распознать сумей! 
Вооружить сумей детей 
Не знаний багажом, 
А способом познанья.

         Эти незамысловатые строки  - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.   Метапредметность  - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя.    Метапредметность  соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

           Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

    Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

     Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

    Формирование метапредметных  результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.        

     Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний».

          Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.  Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Многие ещё не до конца  поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Конечно, многие  учителя уже свободно ориентируются в метапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Поэтому  сначала важно понять, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

           Что же такое метапредметы?                                            

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное,  идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.

    Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

       Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.        

В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать  с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

     Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    Активные процессы глобализации и интернационализации, происходящие сегодня в мире, неизбежно приводят к тесным межкультурным контактам, и, как следствие, особую значимость приобретает межкультурная коммуникация. В виду происходящих процессов, в современном обществе значительно изменилась роль иностранных языков. Повышение значимости языков, неизбежно влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, а также в требованиях к результатам обучения иностранным языкам. Так, согласно примерной образовательной программе, основное назначение изучения иностранного языка состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции (далее ИКК), т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Одним из компонентов ИКК является речевая компетенция, то есть коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Требования к уровню владения иностранным языком, также как и требования к обучению в школе в целом, содержатся в таком нормативном документе, как Федеральный государственный образовательный стандарт (ФОГС).

     Важнейшей задачей ФГОС  является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

     ФГОС — это «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Введение ФГОС  должно обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность образовательных программ всех этапов образования.

     ФГОС предусматривает формирование трех основных групп результатов обучения в школе: личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты касаются формирования личности школьника и предусматривают, что современный школьник должен быть, прежде всего, личностью с явно выраженной гражданской позицией и ответственностью, способной к постоянному самообразованию, подготовленный к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.

    Метапредметные результаты касаются формирования универсальных учебных действий, то есть действий, которые помогут школьнику практически реализовать собственную готовность к самообразованию.

    Ответ на вопрос, что является результатом метапредметного обучения который дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, недостаточно технологичным. За этой версией не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Поэтому у учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Метапредметные результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

   С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов: — развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; — развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; — развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; — развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; — осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; — формирование проектных умений:  генерировать идеи;∙  находить не одно, а несколько вариантов решения;∙  выбирать наиболее рациональное решение;∙  прогнозировать последствия того или иного решения;∙  видеть новую проблему;∙  готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя∙ для этого специально подготовленный продукт проектирования;  работать с различными источниками информации;∙  планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;∙  собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;∙  оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра,∙ макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);  сделать электронную презентацию.

    Метапредметные результаты включают в себя формирование ученика способности к реализации следующего образовательного алгоритма: 1) определить и сформулировать цель обучения (например, применительно к иностранному языку: «Хочу научиться писать письма на английском языке, потому что хочу переписываться с девочкой, с которой познакомился этим летом»); 2) определить путь достижения поставленной цели («Я должен научиться писать слова и правильно «собрать» их в предложения, значит, мне нужно найти кого-то, кто сможет объяснить мне как правильно «складывать» слова в предложения»); 3) сохранять мотивацию на протяжении всего обучения (не «забросить» обучение после того, как понял правило; 4) способность оценивать достигнутые результаты и анализировать причины неудач («Написать-то я написал, но вот ответы получил на совсем другие вопросы. Почему? Я где-то ошибся?»); 5) активно использовать интернет-технологии в обучении. Таким образом можно сказать, что ФГОС предусматривает формирование совершенно нового уровня способности к самообразованию у учеников. Уровня, на котором они будут способны не только ставить цель, разрабатывать алгоритм ее достижения, но и критически оценивать свои собственные действия.

Результаты обучения предмету «Иностранный язык»

 в СОШ на ступени среднего общего образования.

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания;

 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение лингвистического кругозора и лексического запаса; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком.

    Основные задачи учителя ИЯ — формирование у ученика способности к: а) коммуникации; б) поиску информации на ИЯ; в) самостоятельному углублению знаний; г) формирование способности к восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней. Соответственно и критериями владения ИЯ должны быть: а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи; б) умение работать с иноязычной литературой; в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний — то есть способности, имеющие весьма конкретное практическое применение и выражение. Иностранный язык постепенно из средства «тренировки разума» постепенно приобретает все более выраженную роль средства успешной социализации, самореализации и саморазвития ребенка. Владение ИЯ постепенно становится важным условием профессиональной компетентности будущего специалиста. Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода, который, в соответствии с ФГОС должен лежать в основе обучения в школе, а на практике может реализоваться только благодаря способности учителя ИЯ создавать и развивать условно-коммуникативные ситуации, использовать любой элемент урока, любой учебный материал для формирования коммуникативной компетенции учеников, для обучения их общению.

В современном обществе иностранный язык является не только и не столько учебным предметом, сколько — одним из средств социализации личности. В сложившихся обстоятельствах результатом обучения иностранному языку должно стать формирование базы иноязычной коммуникативной компетенции, а также способности к самостоятельному углублению и развитию данной  компетенции.
   Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако, требования времени предполагают включение в работу  новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели.

Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение иноязычной речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) -  и должны быть направлены  старания учителя.

        Сама тематика языкового общения по предмету иностранный язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, помогает формировать метапредметные связи. Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи.

 Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.

Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

Отсюда – тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии на уроках и не замечать их,  выходя за пределы школы, говорить о животных, писать проекты и быть равнодушным к ним в реальной жизни. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни.

Например,  продуктом проекта по теме «Здоровый образ жизни» стал урок по теме: «Здоровое питание – здоровое будущее». А самым главным в этой работе -  научить детей  беречь своё здоровье.

Даже то, что является развлечением, помогает нам в повседневной жизни. Недели английского  языка,  проводимые в нашей школе и в КГУ, дают хорошую возможность детям изучать литературу, музыку, живопись,  обычаи и традиции англоязычных стран,  что кроме пользы, это приносит  и массу удовольствия.

Под влиянием изучения английского  языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: литературе, истории, географии, информатике, искусстве. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении  отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

    Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

  •  Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
  • Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
  • Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
  • В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке, уроки английского  языка позволяют это делать на достойном уровне.

    Принцип “метапредметности” состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). 

  • Одними из важнейших метаумений являются   навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию.  Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришли к выводу, что технология критического мышления  в большей степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений.  Для решения этой задачи используем следующие приёмы: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем “фишбоун” (рыбьи косточки – технология “за и против”), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема)
  • Mindmapping (майндмэппинг, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Де Ппортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него “ветками”. На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. Схемы “фишбоун” (“рыбий скелет”) были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В “хвосте” - вывод. На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём “за” и “против”. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как “итог”, “обобщение” на заключительном уроке. В ходе выполнения такого задания учащиеся на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно. Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем “фишбоун”  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываем учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаем положительную динамику сформированности метаумений.

    О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствуют следующие показатели:

  • - количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах, в праздниках на иностранном языке;
  • - повышение качества знаний учащихся в течение года;
  • - качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации;  Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Уровни действий учащихся на уроке по метапредметам:

1. Работа на разном предметном материале (например, на материале иностранного языка): осмысливание важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, переоткрытие в мышлении того, как эти понятия были созданы. И через это - переоткрытие процесса возникновения того или другого знания, переоткрытие открытия, некогда сделанного в истории, переоткрытие формы существования данного знания.

2. Осознание способа своей работы на разном предметном материале:  рефлектирование собственного процесса работы (что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия).

3. Выведение заключения о том, что несмотря на разные предметные материалы, ученик в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью - с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно, организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • компоненты метапредметного содержания в обучении;
  • смысл термина «универсальные учебные действия»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
  • требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.    

 Этапы построения сценария метапредметного занятия

1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.

2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

Рефлексия

Рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности –  ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.

Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям:

1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний,

2) психологической, т.е. обращенной к самой деятельности.

Методика организации рефлексии включает в себя следующие этапы:

1. Завершение  выполняемой по учебному предмету деятельности.

  1. Восстановление последовательности выполненных действий, даже тех, которые на первый взгляд ученику не кажутся важными.
  1. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.
  1. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов:
  • предметная продукция деятельности –  идеи,  предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;
  • способы, которые использовались или создавались  в ходе деятельности;
  • гипотезы по отношению к будущей деятельности  (например, по качеству и количеству то-то возрастет так-то).
  1. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

    Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

     По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал среднего общего образования.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

В учении и творчестве все правила

Ни хороши, ни плохи-

Важен результат.

          А.Сент-Экзюпери

    Литература:

  1. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.
  2. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
  3. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
  4. Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронныц ресур].-Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni
  5. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  6. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  7. Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  8. Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требование ФГОС второго поколения»

Слайд 2

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Принцип “метапредметности” состоит в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Ю.В. Громыко Директор НИИ ИСРОО

Слайд 5

Метапредметный подход в обучении Мета предметность Мета деятельность « мета – за, через, над» Мета знания Мета умения Мета способы Мета предмет

Слайд 6

Метапредметы: Мета предмет «Знак» Мета предмет «Знание» Мета предмет «Проблема» Мета предмет «Задача»

Слайд 8

Метапредметный результат обучения развитие базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия

Слайд 9

Способы графического представления информации Схема «Фишбоун» Способы Другие способы Кластеры Ментальные карты Денотатные графы Концептуальные схемы (таблицы)

Слайд 10

Ментальная карта - майндмэпинг (авторы: Б. ДеПортер и М. Хенаки)

Слайд 11

Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава , поэтому часто называются диаграммы Ишикава

Слайд 12

Past Simple Past Progressive Present Perfect yesterday 1 глагол V II прошлое период was/were V ing событие 2 глагола Has/have V III действие спрягается время Сравнение времён ( диаграмма Венна) just at 7 o’clock yesterday

Слайд 13

О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствуют следующие показатели : - количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах, в праздниках на иностранном языке; - повышение качества знаний учащихся в течение года; - качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации ;

Слайд 14

Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе

Слайд 15

Для оформления презентации использован интернет-ресурс https://yandex.ru/images/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода...

ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Гниловская ООШ»       ДОКЛАД    «Метапредметный подход в обучениикак основное требование ФГ...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС

Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ  КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ  ФГОС. В помощь учителям при выступлениях на МО....