РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАНАЛА BBC.
статья на тему

Цель обучения иностранным языкам в полной средней школе - достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, т.е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАНАЛА BBC.

Как известно: Программа совета Европы №12 “English teaching for European citizenship” обозначила целью обучения иностранным языкам в полной средней школе достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, т.е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Отсюда очевидно, чтобы добиться соответствующего уровня языковой компетенции школьников необходимо практическое общение с носителями языка. Не каждая школа может похвастаться высоким техническим оснащением для видеосвязи, или программами международного обмена.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать языковую среду практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность. Учитель должен активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. А также подбирать материал, способный вызвать отклик у учащихся. Из четырех видов речевой деятельности повышенное внимание уделяется разговорной речи и восприятию речи на слух. Между тем,  аудирование - самый сложный и трудный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учащихся связано большинство проблем. Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур. Трудно также воспринимать речь незнакомых людей из-за непривычного произношения. Поэтому я стараюсь, чтобы дети на моих уроках слышали не только мою речь, для этого использую видеосюжеты канала ВВС: документальные программы, фрагменты из фильмов, легких развлекательных программ и интервью на улицах, которые приближенны к жизненным ситуациям учащихся. Видеоресурсы позволяют мне продемонстрировать разные голоса (мужские, женские, детские), различный темп речи, некоторые региональные особенности произношения, то есть американский, британский или австралийский варианты английского языка. Привлечение внимания за счет наглядности позволяет задействовать как слуховой, так и зрительный канал восприятия информации учащимися, что способствует лучшему усвоению материала.

Я размещаю видеосюжеты у себя на облаке и оставляю ссылку в каталоге ссылок в электронном журнале. Это позволяет мне направлять учащихся в нужное русло, а родителям контролировать выполнение задания. Так как ссылка доступна и ученикам, и родителям. Но тем не менее ученики чувствуют себя достаточно свободно и уверенно, чтобы реализовать себя в коммуникативном плане.

Просмотр видеосюжетов осуществляется с разными целями. Одну информацию нам нужно просмотреть и понять основную мысль, не вдаваясь в детали. Это так называемое аудирование с общим охватом содержания. Когда же нам важны, нужны и интересны детали, мы просматриваем с полным пониманием. Но, если нам необходимо получить сведения о чем-то конкретном, то мы смотрим с целью извлечения конкретной информации. Просмотр видео может осуществляться как на уроке, так и дома.

Также я разрабатываю электронный лист с заданиями к каждому видеосюжету и размещаю его на облаке, оставляя ссылку.  Видеоматериал позволяет дифференцировать задания как по уровню сложности, так и вариативности: от простого аудиовизуального ряда и лексических заданий, до сложных грамматических конструкций и стилистических заданий. Технология проектирования учебных задач позволяет совершенствовать учебный процесс. Продумывать систему учебных задач для учащихся, которая даёт возможность стимулировать их познавательную активность и управлять ею, способствует всестороннему развитию личности.

При просмотре видеоматериалов я использую весьма разнообразные коммуникативные задачи в установках к упражнениям. Приведу лишь несколько примеров:
1) продолжить рассказ;
2) подтвердить или опровергнуть следующие утверждения;
3) расположить события в правильной последовательности;
4) восстановить пропущенную мысль;
5) продолжить высказывание и т.д.
Все эти упражнения направлены на практику общения.
Некоторые задания выполняются самостоятельно, некоторые предназначены для контроля тех или иных навыков, некоторые могут быть выполнены в классе по просмотренному самостоятельно видеоресурсу.

Видеоресурсы способствуют развитию языковых навыков: устной речи, аудированию, параллельно происходит изучение грамматики и пополнение лексического запаса. Особенность данного метода – отсутствие языка «посредника», то есть родного языка. Главная задача - преодоление языкового барьера, научить слушателей говорить свободно и правильно.


Как показывает опыт обучения, использование на уроках иностранного языка видеоматериалов, является очень эффективным приемом. Использование видеоматериала на уроке иностранного языка позволяет:

- повысить эффективность обучения и качество знаний учащихся;

- сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности, потребность к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;

- расширить активный и пассивный словарный запас;

- приобрести культурологические знания;

- сформировать и усовершенствовать языковые навыки и умения;

- сформировать культуру общения;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний различны, т.е. осуществляется поворот от овладения учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала.

Видеоресурсы вызывают у ребенка интерес, приближают изучаемые процессы к жизни ребенка, что позволяет повысить успешность занятий, развить коммуникативные навыки учащихся. Они органично вписываются в рамки традиционного обучения, способствуют активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживают интерес к изучаемой теме, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала, тем самым позволяя повысить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Развитие коммуникативных навыков посредством обучения переработке текстов и составлению научного рассуждения

Данное пособие поможет учителю организовать учебное пространство таким образом, чтобы школьники овладели умением свободно рассуждать на научные темы в устной и письменной речи. Это умение поможет им н...

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся...

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся  (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...