Статья "Значение мотивирующей образовательной среды при обучении иностранному языку в школе".
статья на тему

Изделиева Татьяна Анатольевна

Сборник материалов XVI Открытой научно-практической педагогической конференции 11 мая 2016 г. "Мотивирующее пространство образовательной организации: ссодержание и средства по его формированию и развитию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Значение мотивирующей образовательной среды при обучении иностранному языку в школе.

Изделиева Татьяна Анатольевна

учитель английского языка

Астраханская область Наримановский район с.Разночиновка

МБОУ «СОШ № 5» Наримановского района Астраханской области

izdeliewa2014@eandex.ru

          Образование называют стратегическим ресурсом общества, который обеспечивает прогресс во всех сферах. Поэтому правительство должно быть  заинтересовано в качественном образовании, в выпускниках, способных  активно использовать полученные знания в реальной жизни и самосовершенствовать свое образование.

           Повышению качества образования способствует создание мотивационной среды школы, которая побуждает учащихся к постоянному интеллектуальному и творческому поиску. Мотивационная среда ОУ – это сложная система, включающая организационный, педагогический, психологический, материальный, технологический аспекты, что подразумевает организацию работы педагогического коллектива, внедрение новых образовательных программ, методов и форм работы, мониторинга с целью диагностики и коррекции, создание условий для научной работы, творчества и занятием спортом, в т.ч. повышение уровня информационной среды школы, а также обогащение событийной среды, обеспечение психологической среды эмоциональной насыщенностью и изменение системы взаимоотношений    всех участников образовательного процесса – все, что  создает  условия для самоопределения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося.

           Являясь учителем сельской школы, позволю себе задать вопрос: насколько возможно создание мотивирующей образовательной среды в сельском ОУ на современном этапе экономического состояния нашей страны, когда в школах убираются должности руководителей, сокращаются часы внеурочной  и кружковой работы, сходит до минимума материально- техническое обеспечение.   Именно такая ситуация сложилась во многих ОУ Наримановского района Астраханской области. Все это никак не стимулирует учителя на модернизацию  даже собственной системы обучения.

           Сельский учитель, не смотря на духовное обнищание общества, все еще имеет  в наши дни особый статус, который накладывает обязанность духовного и морального  лидера, просветителя в сельском социуме.  И это, вопреки отсутствию должной поддержки государства, заставляет учителя создавать мотивирующую образовательную среду преподаваемого им предмета.

           Я учитель английского языка. Нужен ли иностранный язык сельским детям? Отсутствие значимой перспективы, поддержки со стороны большой части родителей, должной подготовленности детей к усвоению этого сложного предмета  не являются стимулирующими факторами образования. Но в силах учителя заинтересовать учащихся языком и культурой другой страны. И пусть не все выпускники сельской школы воспользуются в жизни знанием иностранного языка, «лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций).

           Научными исследованиями доказано, что при обучении иностранному языку мотивации принадлежит ведущая роль. «…В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания» (Божович Л.И.) Учитывая то, что основное назначение обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, учителю следует позаботиться о создании учебной языковой среды, подразумевающей языковое и материальное окружение ребенка.

           В условиях школы при отсутствии реальной иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности, которая активизирует мышление, стимулирует интерес ребенка к языку, тем более, что большинство учащихся являются визуалами. Оформление кабинета иностранного языка картами и картинками с реалиями страны изучаемого языка мотивирует детей, вызывая  желание познакомиться с жизнью страны, бытом, географией, историей, языком и способствует вживанию в иноязычную среду. Школьники обращаются к печатным и электронным справочникам, энциклопедиям, другим источникам для получения необходимой информации о стране.

           В начальных классах для разыгрывания  иноязычного общения используются куклы, игрушки, в т.ч. кукольного театра, маски.  Для овладения лексикой имеются предметные картинки и пособия  по темам.

           К современным средствам наглядности относится Интернет с его универсальными возможностями. Страноведческие и тематические фотографии и картинки, готовые презентации и видеоролики, песенные клипы и мультфильмы,  художественные и учебные фильмы  в совокупности с методической работой являются эффективным средством эмоционального воздействия и  поддержания интереса к изучению иностранного языка.

           Кроме того, ресурсы Интернета являются безграничным источником информации из любой точки земного шара, позволяют  общаться со сверстниками из других стран через переписку и чаты, дают возможность участвовать в международных тестированиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах. Учитель может воспользоваться материалами подкаст – регулярно обновляемыми аудио текстами по  различным темам реальной жизни.  

           Язык является средством хранения и передачи поколениями всех знаний, поэтому предмет иностранный язык в школе может интегрировать со всеми учебными предметами, в особенности с мировой литературой. На этом основана проектная технология, используемая при обучении иностранному языку. Это одна из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся реализовывают себя в активной мыслительной  деятельности. И хотя перед учащимися ставится конкретная цель достижения практического, а не языкового результата, проектная работа создает условия, приближенные к естественной языковой среде.

           Тематика проектных работ может быть и краеведческого характера: об истории, достопримечательностях родного города или села, о проблемах экологии области, об известных людях и профессиях села,  об увлечениях молодежи. На основе собранного краеведческого материала можно моделировать коммуникативные ситуации, близкие к реальным: беседа с иностранцами  о родном селе, городе, стране, проведение экскурсий на изучаемом языке. Использование личного опыта учащихся повышает мотивацию школьного обучения.

           Другой мотивационной стратегией является использование учителем   различных активных форм обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся. Уже речевая зарядка, которая обычно проводится в начале урока, создает соответствующую атмосферу. Работа с песнями, стихами, рифмовками, текстами физкультминуток положительно эмоционально окрашена для ученика. Поэтому многократное их воспроизведение, отработка произношения их слов и фраз не наскучивает детям.

           Наиболее любимым видом деятельности учащихся всех возрастов является игра. Для подростков она интересна тем, что позволяет узнать что-то новое, заставляет сделать выбор, принять решение, выступить лидером. По своим учебным целям игры можно подразделить на грамматические, лексические, фонетические и т.д. Ролевые игры, более близкие к жизни, строятся по типу театральных пьес. Именно ролевая игра является доступной моделью иноязычного общения. Кроме того, на уроке иностранного языка  возможно использование психологических, театральных, музыкальных, художественных, соревновательных , спортивных  игр.

           В арсенале учителя имеются и нетрадиционные формы урока: урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок-мюзикл, урок-экскурсия, видео-урок, урок-путешествие, урок-КВН и многие другие формы. Их не следует проводить слишком часто, чтобы они не стали обычными и не снизили уровень своей эффективности.

             Оживлению традиционного урока способствует разнообразные приемы и методы, как создание коллажа с его наглядными смысловыми цепочками, чтение и сочинение лимериков – коротких смешных стихотворений, использование Мозгового штурма и т.д.

           Создание мотивации к изучению иностранного языка и иноязычному общению невозможно без атмосферы оптимизма, поддержки, сотрудничества, которое, например, реализуется в групповых формах работы.

           И, конечно же, одним из главных источников мотивации к изучению иностранного языка остается личность учителя. Он – посредник между культурами. Он – психолог, внимательно наблюдающий за поведением  ребенка и умеющий видеть за внешними проявлениями мысли и чувства воспитанника. Он способен создать атмосферу доверия, открытости, понимания, партнерства между учителем и учеником.

           Литература.

1. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. -  М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

2.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/10/25/statya-na-temu-yazykovoy-barer-shagi-k-preodoleniyu   

3.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/04/02/nekotorye-prakticheskie-rekomendatsii-raboty-nad

         

                   

       

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Образовательная среда на уроке иностранного языка"

Статья содержит описание необходимой образовательной среды для создания благоприятной рабочей обстановки на уроке иностранного языка. К докладу прилагается презентация....

«Новые образовательные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе»

Кто  - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – вы...

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

«Создание благоприятной образовательной среды на уроке иностранного языка»

Статья предназначена для учителей иностранного языка общеобразовательных школ...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды в обучении иностранному языку

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды  в обучении иностранному языку...