Выступление на РМО учителей английского языка.
статья на тему

Кузнецова Мария Сергеевна

«Современные методы и приемы работы с текстом на уроках английского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные методы и приемы работы с текстом

на уроках английского языка»

Автор: Кузнецова Мария Сергеевна

МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира.

2017 г.

        Как часто готовясь к уроку английского языка учитель  думает о новом и интересном задании, об упражнениях, которые заинтересовали бы обучающихся. Я думаю, мы сталкиваемся с этой проблемой очень часто.         Сегодня в своём выступлении  я  расскажу о приемах использования критического мышления на уроках именно в контексте  работы с текстами.

        Критическое мышление -это разумное, рефлексивное мышление, поиск здравого смысла, возможность выдвигать новые идеи и увидеть новые возможности.

        Технология критического мышления даёт обучающемуся:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  •  повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  •  умение критически мыслить;
  •  умение ответственно относиться к собственному образованию;
  •   умение работать в сотрудничестве с другими;
  •  повышение качества образования учеников;
  •  желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Как раз те качества, которые необходимо при обучении в условиях Фгос.

Технология критического мышления даёт учителю:

  •  умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  •   возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  •  стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  •   стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

        Сегодня  я расскажу о следующих приемах  и методах:

  • Фишбоун»(«Fishbone»)
  • «Шесть думающих шляп» (the Six Thinking Hats)
  • Синквэйн (Cinqwayns)
  • Метод Инсерт (Insert)
  • Метод «тонкие» и «толстые» вопросы
  1. Фишбоун»(«Fishbone»)

Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать  и до чтения текста, на основе своих знаний). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты.  При этом технология работы может варьироваться.

1.       Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

2.       Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга.

  1. Шесть думающих шляп.

Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Белая шляпа

. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение.. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? 

Желтая шляпа

Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? 

Черная шляпа

Черный цвет мрачный,. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? 

Зеленая шляпа

Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. 

Синяя шляпа

Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? 

Этапы работы:

  • Прослушайте/ прочитайте текст.
  • "Наденьте" белую шляпу и найдите факты празднования Хеллоуина.
  • "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу празднования Хеллоуина.
  • "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по поводу празднования Хеллоуина.
  • "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты празднования Хеллоуина.
  • "Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант празднования Хеллоуина. 
  • «Наденьте» синюю шляпу  и обобщите информацию из текта.

  • Синквейн- используется на этапе «Рефлексия».

Подвести итог. пятистрочная стихотворная  форма

  • Первая строка — тема синквейна (одно слово –существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия  объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме(синоним), характеризующее суть предмета или объекта.

Метод Insert-

прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

  • При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом)

Пометки должны быть следующие: 

  • V  если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; 
  • – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; 
  • + если то, что вы читаете, является для вас новым; 
  • ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

          После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. 

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

        Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После  прочтения текста учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как зовут…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя  на уроке английского языка...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...