Справочный материал Говорение как вид речевой деятельности
статья на тему

Гусейнова Юлия Александровна

Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе. Обучение иностранному языку создает условия для коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

Говорение реализуется в устной форме общения. Говорению отводиться много времени на уроке (многократное повторение лексического, грамматического материала, ответы на вопросы до и после чтения текста, обсуждение проблемы, монологическое высказывание на определенную тему, составление диалогов в паре и др.). Но в то же время многие учащиеся испытывают затруднение при говорении. Диалогическая речь считается более трудной по сравнению с монологической, несмотря на то, что обучение диалогическому общению начинается с первого урока обучения английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы формирования диалогической речи

Говорение как вид речевой деятельности

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение -это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга (Красных 2001).

Общение бывает  устное и письменное, оно  реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письме. При сравнении аудирования и говорения следует отметить, что они характеризуются сложной мыслительной деятельностью с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. Главным различием двух этих процессов являются их конечные звенья – порождение выражения для говорения и восприятие речи для аудирования (Леонтьев 2003).

В методическом отношении значимым будет то, что аудирование и говорение, находясь в тесной связи, содействуют развитию друг другу в процессе обучения. А. Н. Соколов указывает, что внутренняя речь и связанная с ней артикуляция является главным механизмом речевого мышления и имеет место как при аудировании иноязычной речи, так и при говорении (Соколов 2007).

И.А. Зимняя дает следующие определение говорению: «Говорение - это сложный и многогранный процесс. Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности в то же время показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс» (Зимняя 1978:64). Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме (Азимов, Щукин 2009: 49).

С понятием «говорение» тесно связан термин «речевая деятельность». Речевая деятельность – совокупность актов говорения и понимания. Она является результатом перевода вовнутрь материальных действий, представлена в форме отдельных речевых действий, каждое речевое действие мотивировано, целенаправлено, структурировано.

Наиболее полное определение речевой деятельности было предложено И.А. Зимней: «...речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения» (Зимняя 2001:28).

Речь рассматривается как универсальное средство общения, как сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта – формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речь включает процессы порождения и восприятия (приема и анализа) сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Красных 2001).

Речевая деятельность определяется А.А.Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. По его мнению, речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не сопоставленная с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность (Леонтьев 1974).

Отличительными признаками речевой деятельности по А. А. Леонтьеву являются следующие:

  • предметность деятельности. Она определяется тем, что речевая деятельность, по образному выражению протекает «с глазу на глаз с окружающим миром». Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов – навстречу... объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, как мы видим, вовсе не замыкается».
  • целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее;
  • мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами;
  • иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц;
  • фазная («горизонтальная») организация деятельности (Леонтьев 1969: 174).

Речевая деятельность рассматривается как собственно коммуникативная, так и как профессиональная деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, социально «зафиксированной» деятельности человека. Исходя из этого положения, И.А.Зимняя делает очень важный вывод, имеющий непосредственное отношение к методике развития речи: обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности (Зимняя 1978:56).

Как и всякая другая деятельность человека, речевая деятельность имеет структуру: определяется уровневым или фазным строением. Идея «фазного» строения деятельности принадлежит отечественному психологу                                    C.Л. Рубинштейну. Некоторые авторы предлагают различные варианты количества фаз речевой деятельности в своих работах, например,                            А.А. Леонтьев выделяет пять самостоятельных фаз (этапов) речевой деятельности (Леонтьев 2003):

1)        первым этапом порождения речевого высказывания является мотив. Мотивация порождает речевое намерение – направленность сознания, воли, чувства индивида на предмет речевой деятельности;

2)        на следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется то, о чем  надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности);

3)        следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание;

4)        следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению А. А. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования;

5)        заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Модель порождения речи, принципиально близкую к модели                   А.А Леонтьева, предложила И.А Зимняя. Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения:

-мотивационно-побудительная фаза, в которой говорящий знает только общий предмет высказывания и форму взаимодействия со слушателем;

- ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) фаза- это фаза формирования мысли посредством языка, для которого характерна логическая последовательность и синтактическая правильность речевого высказывания;

-исполнительная фаза, отвечающая собственно за произношение и интонирование (Зимняя 2001).

Обе структуры речевой деятельности включают в себя одинаковые действия: мотив, речевую интенцию, внутреннее планирование и программирование, реализацию речевого действия.

У И.А. Зимней несколько действий включены в одну фазу, у А.А. Леонтьева же более развернутая структура, отличающаяся в большей степени методической направленностью.

Методисты используют данную модель строения речевого действия в качестве теоретической основы для организации работы над речью в условиях обучения.

Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средство, орудия, результат и т.д. Рассмотрим подробнее предмет, средство и орудие (Глухов 2007).

 Предмет речи определяется как тот или иной фрагмент окружающей действительности. Это определение предмета речевой деятельности ни в коей мере не противоречит тому, который используется в психолингвистике, являясь его своеобразной «расшифровкой» (так как мысль и есть специфическая фoрма объективного и oбoбщеннoгo oтражения в нашем сoзнании окружающей действительности). Вместе с тем, это определение непосредственно указывает, что конкретно дoлжно быть адекватнo (полно, четко и ясно) отображено в каждом речевом высказывании. Соответственно, основной целью «речевой» работы является формирование способности к адекватному отображению в речи ее предмета. 

Если предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлено говорение, то средством существования, формирования и выражения этой мысли является язык или языковая система. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русского, немецкого, английского и др.), который представляет собой систему фонетических (графических), лексических, грамматических и стилистических средств и соответствующих правил их использования в процессе общения (речевой коммуникации).

 Особенности речевой деятельности, отличающие ее от других видов деятельности человека, заключаются и в особом характере ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. Язык есть система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

В процессе проигрывания речи работают два главных механизма – речедвигательное кодирование и декодирование звучащей речи, что составляет канал общения (Жинкин 1998).

Речевые механизмы представляют собой сложное многозвенное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими. Речевой механизм, сформированный на родном языке, не функционирует на том же уровне в условиях овладения иноязычной речевой деятельностью и представляет достаточно большую трудность. Преодолеть эту трудность можно только при помощи специальных, направленных на «прилаживание» этих механизмов к новым условиям функционирования, упражнений (Зимняя 1985).

Речевая деятельность определяется единством двух сторон – внешней исполнительной, реализующей саму деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой (Артемов 1971).

В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это – потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность в частности. Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды РД, является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов РД является процесс смысловыражения (или речепорождения, речепроизводства) (Зимняя 2001).

Речевую деятельность во всех ее видах характеризует также единство смыслового содержания и формы. Выражение в продуктивных видах речевой деятельности собственной мысли и осмысление воспринимаемой в рецептивных видах чужой, заданной мысли определяют содержательную сторону этих процессов. Содержанием всех видов речевой деятельности, таким образом, является смыслоорганизация воспроизводимого и воспринимаемого высказывания. Формой ее реализации и, соответственно, «формой» самой речевой деятельности служат перцептивные, мыслительные, мнемические и моторные действия (Леонтьев 2003).

Виды речевой деятельности — говорение, слушание, чтение, письмо — определяются по двум основаниям: форме общения (устной, непосредственной или письменной, опосредствованной) и по характеру направленности речевого действия: «от мысли к слову» или «от слова к мысли». В зависимости от основания их определения виды речевой деятельности попарно объединяются следующим образом: «говорение — слушание», «письмо — чтение» объединены в зависимости от формы общения, пары «говорение — письмо», «слушание — чтение» отражают характер самого действия, прием или выдача сообщения (Зимняя 2001:195).

  1. «Говорение — слушание» реализуют устную форму общения. Так как говорение часто называют речью, а слушание рассматривают в качестве условия, необходимой части общения, то по форме общения это отношение двух видов речевой деятельности часто называют «устная речь».

2.          «Письмо — чтение» реализует письменную, опосредствованную временем и расстоянием форму общения. По аналогии с устной формой общения, которая определяется как «устная речь», это отношение называется часто «письменной речью», хотя в большинстве случаев чтение рассматривается отдельно в силу ощущаемого авторами несоответствия понятий «речь» и «чтение» в рамках единого целого.

3.          «Говорение — письмо» реализуют процессы выражения мысли, чувств  человека (коммуниканта, адресанта) в разных формах общения.

4.          «Слушание — чтение» реализуют процессы приема, осмысления, оценивания; интерпретацию речевого сообщения человеком (реципиентом, адресатом). Если эти отношения видов речевой деятельности представить схематически как взаимно перекрещивающиеся плоскости, то очевидна и наглядна коммуникативно-психологическая основа взаимосвязи и взаимодействия самих видов речевой деятельности в процессе общения.

          В учебном процессе обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный/звучащий текст, и наоборот, после прочтения/прослушивания текста, учащиеся могут высказываться  по его содержанию или в связи с ним (как в устной, так и в письменной речи), причем подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией необходимой информации и т.д. (Лурия, 2003).

  Таким образом, можно сделать вывод, что:

  1. общение занимает важную роль в жизни человека. Без общения невозможно формирование личности человека. Общение протекает как в письменной, так и в устной форме, реализуясь в четырех видах речевой деятельности: чтение и письмо, аудирование и говорение;
  2. говорение — это сложный вид речевой деятельности, которое служит средством обмена информацией между двумя и более людьми в процессе общения. Процесс порождения речевого высказывания рассматривается как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности;
  3. речевая деятельность направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Речевая деятельность проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Говорение как вид речевой деятельности на уроках немецкого языка.

Обучение общению в основной школе строится с ориентацией на аутентичные (или приближённые к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах, тематические беседы, высказывания, рассуждения....

Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"

В Приложениях 2-4 представлены упражнения   по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...

Приложение1 " Некоторые упражнения по видам речевой деятельности: лексике, письму и говорению"

В Приложении 1 представлены виды упражнений для развития навыков лексики,письма и говорения в виде таблиц,анкеты, речевых ситуаций и кроссвордного задания....

Говорение как один из видов речевой деятельности в работе по УМК SPOTLIGHT 9

В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средство формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорению на урок...

Говорение как вид речевой деятельности. Методика формирования навыка говорения на старшем этапе обучения при подготовке к ЕГЭ.

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речев...

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по английскому языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)Оценка письменных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные...

Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."

Цель данного урока по риторике:1)    познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;2)    формировать умение делать выводы, о...