Статья :Применение теории культуры в методологии изучения иностранного языка.
статья

В статье рассмотрен вопрос применения теории культуры в методологии изучения иностранного языка. Данный  подход в преподавании иностранного языка создает условия, при которых идет не только погружение обучающегося в культурное пространство страны изучаемого языка, но и повышается общий культурный уровень обучающегося.

Ключевые слова: концепция трехвекторной культуры, три вектора (типа) культур, культурный опыт, социальный опыт, мирообраз, мировоззрение, духовная и материальная сфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repryntsevaselyutinastatya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Репрынцева Марина Игоревна, преподаватель ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж», город Старый Оскол, Россия.

Селютина Людмила Ивановна, преподаватель ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж», город Старый Оскол, Россия.

Аннотация.

В статье рассмотрен вопрос применения теории культуры в методологии изучения иностранного языка. Данный  подход в преподавании иностранного языка создает условия, при которых идет не только погружение обучающегося в культурное пространство страны изучаемого языка, но и повышается общий культурный уровень обучающегося.

        

Ключевые слова: концепция трехвекторной культуры, три вектора (типа) культур, культурный опыт, социальный опыт, мирообраз, мировоззрение, духовная и материальная сфера.

Применение теории культуры в методологии изучения иностранного языка.

Концепция трехвекторной культуры американского антрополога М. Мид показала мир подрастающего поколения (подростков) со стороны культурной преемственности социальных кодов и тех ментальных факторов восприятия культурных актов традиции, влияющих на дальнейшее формирование индивидуально-психологических, интеллектуальных особенностей в развитии личности подростка. Однако, на сегодняшний день убеждение исследовательницы в том, что три вектора (типа) культур – постфигуративная, конфигуративная и префигуративная – обусловлены современными автору условиями человеческого существования [1, с. 322], оказывается весьма спорным. И вот почему. Дело в том, что в глобальный информационный век, век технологической революции, когда новшества входят в нашу жизнь со скоростью месяцев и дней, когда социальный мир меняется намного быстрее, чем происходит сама смена поколений, на которую требуется пятнадцать лет (мы используем теорию поколений, выдвинутую испанским философом и культурологом Х. Ортега-и-Гассетом в работе «Вокруг Галилея» (схема кризисов) [2, с. 233-403], будет вероятнее всего предположить, что, несмотря на традиционное отношение к воспитанию, в котором агентом является старший предок (родитель), а реципиентом – ребенок, все же следует учитывать тот факт, что сегодня дети, подростки гораздо активнее и быстрее воспринимают современную информацию, нежели взрослые, что часто служит поводом для удивления последних.

В общем, те три типа культур, которые четко разграничиваются М. Мид, с точки зрения взаимоотношений в процессе передачи социального опыта и определяются в зависимости от транслятора культуры (в постфигуративном типе взрослые служат, например, непререкаемым образцом для поведения подростков; при конфигуративном подростки наравне со взрослыми обмениваются информацией культурного опыта; в префигуративном типе – они обучают новаторствам своих родителей), смыкаются в один, по крайней мере, это очевидно без экспериментальных проявлений в образе подростка.

Надо признать, что современные подростки сегодня в одно и то же время являются и преемниками, партнерами и трансляторами культуры, если под последней понимать систему произведенного из духовной и материальной сферы неких фактов жизнедеятельности. А это означает, что к ним следует подобающим образом и относиться: как к младшему поколению, сверстникам и, возможно, старшему наставнику.

Рассчитывать, что ценности прошлого для подростков будут восприняты однозначно и так, как этого хотят «законные представители» традиции, не всегда приходится.

Важно при этом уяснить, что разновременная в зависимости от восприятия и исторических особенностей информация, должна быть самым тщательным образом подаваться с учетом современных реалий. Это означает, что необходимо не только изучать классическое прошлое, но и не забывать об актуальных потребностях и интересах представителя подрастающего поколения и тех жизненных обстоятельствах, в которых он ориентируется в данный момент и под воздействием которых на его уровне складывается мирообраз и мировоззрение.

Для студентов, старшего подросткового возраста, сказанное может означать больший спектр в темах учебных занятий. Например, учитывая интерес подростка к современности, преобладающий над интересом к прошлому, необходимо соответствующим образом коррелировать тему урока, соотнося его с актуальными явлениями в жизни. Вероятно, стоит рассматривать сегодня такие темы на уроках английского языка в ссузах, как «Робототехника», «Искусственный интеллект», «Россия в современных условиях внешней и внутренней политики» и прочие.

А это, в свою очередь, станет возможным, если преподаватель будет сам настроен на дополнительное изучение технических, политических, экономических терминов в английском языке и разговорных тем, связанных с ними. В связи с чем,  преподавателю необходимо также научиться становиться в позицию слушателя. Участвовать в тесном диалоге с учащимися, чтобы знать об их интересах, увлечениях.

Только в данных условиях может сложиться современный полноценный урок английского языка, способствующий тому, чтобы донести до подростка информацию о тех реалиях, в условиях которых он живет, с которыми ему в будущем придется столкнуться. Кроме того, важна не только информационно-познавательная функция в изучении языка, но еще и коммуникативная – умение пользоваться в разговорной речевой практике этой информацией, общаться со сверстниками. Приведем пример текста, который может сегодня использоваться на уроках английского языка в ссузе.

Artificial intelligence (Искусственный интеллект)

Artificial intelligence is the ability of a digital computer or a computer-controlled robot to perform tasks usually associated with intelligent creatures. The term is often applied to a project for the development of systems endowed with intellectual processes characteristic of a person, such as the ability to reason, generalize or learn from past experience. In addition, the definition of AI (artificial intelligence) comes down to a description of a set of related technologies and processes, such as, for example, machine learning, virtual agents and expert systems. In simple words, AI is a crude display of neurons in the brain. The signals are transmitted from neuron to neuron and, finally, are output - a numerical, categorical or generative result is obtained.

Today it is already difficult to imagine a field of activity in which various smart devices penetrate, simplifying our work or taking on part of our responsibilities. Among such areas are medicine, education, business, science, entertainment, the fight against crime, the solution of numerous domestic issues. Most likely, in the future there will be even more such developments, and they will most likely be used everywhere. Thus, in the near future, the use of artificial intelligence will qualitatively transform almost all areas of our lives.

In medicine - uses algorithms and software to approximate human knowledge in the analysis of complex medical data. The main objective of human health related applications is to analyze the relationship between prevention or treatment methods and patient outcomes. Artificial intelligence programs have been developed and put into practice that diagnose processes, develop treatment protocols, develop drugs, and monitor the patient's condition.

Преподаватель может в зависимости от цели и задач практического занятия использовать этот текст – переводить и выучить наизусть текст, реферирование, задавать вопросы к нему и т.д.

Таким образом, мы указали на один из возможных способов применения теории культуры в методологии изучения иностранного языка, который заключается в актуализации информации о современных достижениях в сфере науки и техники c учетом интересов и потребностей подростков и применения ее в преподавании английского языка в ссузе медицинского профиля.

Список использованных источников:  

1. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / пер. с англ. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1998. 429 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш. пед. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Дэвид Мацумото «Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия». Издательство: Прайм-Еврознак, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Формирование профессионально-речевой культуры в процессе изучения иностранного языка

Иностранный язык - одна из многих дисциплин входящих в учебные программы средних и высших учебных заведений. Она способствует развитию общей культуры и играет важную роль профессиональном становлении....

«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»

«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»...

Статья по теме "Влияние темперамента на изучение иностранных языков"

В данной статье рассматривается связь и влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся при изучении иностранного языка....

Презентация "Применение теории Г. Гарднера в обучении иностранному языку"

Презентация "Применение теории Г. Гарднера в обучении иностранному языку"....