Методический семинар на тему: "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"
методическая разработка

Никулина Софья Геннадьенна

Методический семинар на тему "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных УУД на уроках английского языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Овладение обучающимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов, которые, в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывают определенные возможности для формирования УУД.

Английский язык, наряду с русским языком литературой, входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу английский язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. А учитель должен создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Этому способствуют включение игровых учебных ситуаций, заданий творческого характера.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: - личностные УУД; - познавательные УУД; - регулятивные УУД; - коммуникативные УУД.

Познавательные УУД. Развитию познавательных УУД отводится весьма большое значение. Они должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Ведь ребенок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные
  • знаково-символические действия
  • логическия
  • действия постановки и решения проблем

 Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

(На начальном этапе обучения мы учим  ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: научить выделять основное в тексте. Например, дан текст «The Big Secret» - нужно прочитать и ответить на вопрос «Что Саймону нравиться делать на ферме?» Дети, прочитав текст, выбирают главную информацию и отвечают на поставленный вопрос. Или даётся картинка «Your room» и дети, прослушав названия новых предметов, находят данную иллюстрацию. Мультимедийное приложение для учебников по УМК Биболетовой способствуют решению познавательных задач на каждом уроке. Развитию общеучебных ууд способствует и обучающая компьютерная программа «Интерактивные плакаты» для 2-4 классов. Программа содержит плакаты, которые состоят из следующих разделов: лексика, грамматика, фонетика. Наглядные материалы помогают оптимизировать процесс обучения, эффективно и грамотно организовать современный урок английского языка.

Для осознанного и произвольного построения речевого высказывания на уроках мы пользуемся планом, в котором даны опоры-предложения. Например:

  • We will go to…in…2.It will be…3. We will live in…4.There will йbe…5.We will play….и т.д.

Можно так же включить алгоритм, по которому дети строят высказывание.

Смысловому чтению, свободной ориентации и восприятию текста способствует серия книг «READ UP!» В..В.Костюка, И.В., Крайневой и др. В эти книги входят тексты разных жанров: сказки, рассказы, детективы, повести, научно-популярные статьи, современная поэзия и проза, разнообразные упражнения к ним. В конце книги для чтения предлагается сделать читательский дневник, в котором дети знакомятся с жанрами, делают свой словарик по пройденным темам.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Оно используется чаще при изучении грамматического материала.. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал и т.д.  На каждом уроке на магнитной доске учитель выкладывает геометрические фигуры в зависимости от поставленной задачи. Например, закрепить построение предложения или угадать в каком времени построено предложение, или составить правильно  словосочетание. Дети со своим набором геометрических фигур выкладывают на парте своё предложение или словосочетание.

Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 На уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др). Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебник. Например: вставить недостающие слова, вставить недостающие буквы, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д..

Рассмотрим в каких заданиях на уроке английского языка и как развиваются УУД:

Краткое описание  задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

 

Аудирование

-Прослушайте несколько коротких текстов

-подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний

Познавательные

Логические

Запись текстов, иллюстраций к ним

Проверьте себя, где, почему ошиблись

-Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст

-прослушайте текст

-ответьте на вопрос

Познавательные логические

Картинка к тексту, запись

Изложите свое мнение по вопросу

Монологическая речь

-Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме,

-подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания

-составьте сообщение по теме

Коммуникативные

Знаково-символические

Логические

Интерактивная доска

Прослушайте запись своего сообщения, оцените объем, правильность

Чтение

-Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст

-Прочитайте текст

Заполните таблицу (например, с информацией о героях)

-расскажите о героях по таблице

Познавательные логические      общеучебные

Музыкальное оформление

Запись чтения текста

Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи

Грамматика

-изучите правило, примеры к нему

-объясните правило в интересной форме

-придумайте примеры к правилу

Познавательные логические общеучебные

Презентация правила

Объясни правило одноклассникам

-поиграйте в детективов, восстановите текст

Познавательные

логические

презентация

Если текст восстановлен верно, в презентации открывается отгадка

Лексика

-прочтите текст,

-обратите внимание на выделенную лексику

-составьте запись в словаре для каждого слова, словосочетания (укажите образование числа, временные формы, т.д.)

-придумайте примеры с лексикой для одноклассников

Познавательные

общеучебные

Интерактивная доска(написание, произношение лексики)

Представьте слова одноклассникам, предложите им перевести примеры с новой лексикой,

Оцените себя, все ли поняли одноклассники

Фонетика

-послушайте произнесение звука

-узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова)

-научитесь произносить звук

-разучите рифмовку или песенку с этим звуком

Познавательные

Запись звуков

Презентация рифмовки или песенки

Организуйте соревнование, выступите перед одноклассниками с песенкой или рифмовкой, у кого получится лучше

Письмо

Написать учащемуся письмо на английском языке

Задание – ответить на письмо

Познавательные

коммуникативные

Написать письмо по интернету

Написать ответ на письмо учащегося, где задать вопросы, попросить объяснить фразы, т.д., в тех местах, где учащийся допустил ошибки

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности  школьников. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в  включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты).

 Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах уже позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.

Внешний результат (предметные метредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОСов и формирования УУД учащихся.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании познавательных УУД, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно образовательной среды.

Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования познавательных УУД обучающихся на всех ступенях общего образования.

Уникальным средством развития познавательных универсальных учебных действий являются on-line сервисы.

Как уже указывалось выше, познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. Исходя из этого, организуя деятельность учащихся в сети Интернет, можно предложить задания, которые бы развивали:

Общеучебные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (http://wikiwall. ru/wall/1ce06422316d6e0a6c578b61b1748b82);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (http://goo. gl/y5DOp);
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (http://goo. gl/TNLxJ);
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели (http://goo. gl/2MceJ);
  • постановка и формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (http://goo. gl/wg1F2).

Логические УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты (http://learningapps. org/91677);
  • обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация (http://learningapps. org/84412);
  • установление причинно-следственных связей.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы (http://goo. gl/0UHIf);
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (http://goo. gl/AtNho).

При проведении SWOT-анализа (http://goo. gl/1gcq1) применяемых сервисов, было выяснено, что:

 

Овладение познавательными универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности. Они дают возможность успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться.

В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.

Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель английского языка играет важную роль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий

Слайд 2

Жизненная необходимость По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа ни старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться и в этом неоценимую роль будут иметь приобретенные в школе способности ,умения работы с новой информацией.

Слайд 3

Изменения , произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения всем школьным предметам и иностранным языкам в частности. Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку: 1.Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций. 2.Развитие личности учащихся. 3.Формирование и развитие УУД.

Слайд 4

Необходимость развития умения учитьСЯ Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Интеграция , обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет . Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное использование всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Слайд 5

Формирование УУД – формирование способов познания и освоения мира через развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию . Безусловно , овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте с разными учебными предметами. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться больше внимания формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Слайд 6

Универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, со взрослыми людьми обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности включают в себя: общеучебные логические действия, действия по постановке и решении проблем умению осознанно и произвольно строить свои высказывания способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 7

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода .

Слайд 8

П ознавательные УУД включают в себя: общеучебные знаково-символические действия логическия действия постановки и решения проблем

Слайд 9

Рассмотрим в каких заданиях на уроке английского языка и как развиваются УУД:

Слайд 10

Аудирование: Прослушайте несколько коротких текстов - подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний. Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст - прослушайте текст - ответьте на вопрос

Слайд 11

Монологическая речь: - Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме, - Подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания - Составьте сообщение по теме

Слайд 12

Чтение: - Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст - Прочитайте текст Заполните таблицу (например, с информацией о героях) - расскажите о героях по таблице

Слайд 13

Грамматика: - изучите правило, примеры к нему - объясните правило в интересной форме - придумайте примеры к правилу

Слайд 14

Лексика: - прочтите текст, - обратите внимание на выделенную лексику - составьте запись в словаре для каждого слова, словосочетания (укажите образование числа, временные формы, т.д.) - придумайте примеры с лексикой для одноклассников

Слайд 15

Фонетика: - послушайте произнесение звука - узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова) - научитесь произносить звук - разучите рифмовку или песенку с этим звуком

Слайд 16

Письмо: Написать учащемуся письмо на английском языке Задание – ответить на письмо

Слайд 17

Практика Придумайте к каждому виду речи своё учебное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...

ТЕМА «Развитие творческих способностей обучающихся на уроке английского языка»

ТЕМА«Развитие творческих способностей обучающихсяна уроке английского языка»...

Педсовет от 30.12.2019 на тему "Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка"

В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Интерес школьников к изучению ино...

Проект на тему «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах»

Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образо...

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...

Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"

Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"...