СТАТЬЯ "Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка"
статья

Яшонкова Алёна Эдуардовна

Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка

В соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в ФГОС общего образования второго поколения, учебная деятельность нацелена на формирование целенаправленной и мотивированной активности  учащихся, направленной на овладение учебной деятельностью. Необходимо создавать оптимальные педагогические условия для формирования и развития самостоятельного познавательного поиска, постановки учебных целей, овладение учебными действиями, умения самостоятельно осуществлять контрольно-оценочные действия. Максимально продуктивным методом для достижения этих целей может стать использование элементов дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

С приходом  интернета в школы перед российскими учителями и детьми открылось множество возможностей сетевого образования: прохождение программ дистанционного обучения, сетевые проекты, поиск партнеров для совместной реализации идей.

Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

На мой взгляд, такая модель интеграции очных и дистанционных форм обучения весьма является весьма перспективной для иностранного языка, учитывая специфику этой дисциплины. Это стало очевидно особенно с внедрением Интернета в нашу жизнь. Нам ведь не всегда хватает времени на занятии, чтобы сформировать необходимый запас лексики; отработать применение грамматических правил; разобрать сложные тексты; обсудить интересные примеры; заслушать наиболее интересные результаты по выполнению работы учащихся или просто подискутировать на интересные темы, подготовить и поделиться дополнительной информацией по теме. Жалко бывает обрывать интересную дискуссию, сообщение или доклад, видеть разочарованные лица ребят, которым не удалось высказать свою точку зрения или выступить с подготовленным материалом на учебном занятии. Кроме того, сейчас много внимания уделяется необходимости обучения письменным видам деятельности: созданию вторичных текстов при работе с информацией (докладов, сообщений, аннотаций); написанию сочинений, эссе. Эти виды работы обязательно присутствуют в календарно-тематическом планировании любого преподавателя иностранного языка. На учебном занятии мы не можем, к сожалению, уделять этим видам деятельности достаточное количество времени.

При выполнении дополнительных или самостоятельных заданий по учебнику у обучающихся нет подкрепления, т.е. они не знают, верно или нет выполнено задание. В связи с этим, мотивация почти нулевая. А выполняя то же грамматическое упражнение дистанционно в форме теста, учащийся, выбрав ответ, уже видит верные ответы, какие они и сколько их. В данном случае учащимся интересно дальше делать задание и узнать, сколько правильных ответов получится. Что придает ему уверенности –  а я все-таки понял тему. А также есть возможность, увидев неверные ответы, проконсультироваться у преподавателя, в том числе и дистанционно (по электронной почте).  

Далеко не всем обучающимся требуется одинаковый объем материала и времени на закрепление разных тем. Одним студентам нужно обратить внимание на одно, другим – на другое. Когда идет о формировании грамматических и лексических навыков, согласитесь, разным учащимся требуется разный объем упражнений и времени на отработку и закрепление. Это зависит и от свойств памяти, и от индивидуальных способностей, и от уровня обученности. Если мы действительно хотим использовать личностно-ориентированный подход в нашей деятельности, мы должны учитывать эти особенности наших обучающихся и соответственно выстраивать процесс преподавания, применяя различные формы и методы обучения.

Я бы хотела рассказать о своем опыте использования дистанционных форм обучения  в практике преподавания английского языка обучающимся с ограниченными возможностями.

Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Причём огромное количество этих трудностей – чисто бытового характера.  Социализация у данных детей затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать этим детям полноценное конкурентноспособное образование наравне со здоровыми детьми?

Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для детей-инвалидов проблему получения образования.

Современный компьютер объединяет в себе телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, кинопроектор, демонстрационный материал и много другое, что облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более насыщенной, содержательной и интересной.

Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей.  Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

Образовательная среда организуется  непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, планшет, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.

Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные  технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута

Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания, подготовке к внеклассному мероприятию.  

Обучение проводится на базе платформы «i-Школа», при помощи программы «Скайп». Центр образования «Технологии обучения» открыт в 2003 году в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», является городской экспериментальной площадкой «Разработка модели дистанционной школы и создание системы дистанционной поддержки образования и развития детей с проблемами здоровья». Центр образования "Технологии обучения" оказывает консультационную и методическую поддержку образовательным учреждениям в области реализации дистанционного обучения.

Для каждого класса на данной площадке разработаны отдельные рабочие программы на основании федеральных образовательных стандартов, включающие тематическое планирование на весь учебный год. Дистанционное обучение является необходимой альтернативой. Ведь иногда по состоянию здоровья учащийся просто не может принять учителя и провести с ним полноценный урок. На дистанционное обучение отводится один учебный час в месяц. Разумеется, при такой ограниченной учебной нагрузки огромную роль играет мотивация учащегося, его готовность к самообразованию. Ведь особенностью педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является учитель, «центр тяжести» постепенно переносится на учащегося, который активно строит свой учебный процесс. Важнейшая функция учителя – оказать необходимую поддержку обучающемуся в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации

  Темы уроков разнообразны. Так, например, в 3 классе мы изучали следующие темы:

  1. «Я и моя семья».
  2. «Мир вокруг нас. Природа. Времена года».
  3. «Мир увлечений».
  4. «Школа».
  5. «Здоровье и еда».
  6. «Города и страны».

  После изучения каждой темы проводятся срезовые контрольные работы. У каждого учащегося создан адрес электронной почты. Учитель отправляет учащимся контрольные задания по электронной почте. Учащиеся, выполнив их, присылают свои варианты учителю. Учащиеся могут получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.

   Как уже было отмечено выше, уроки проводятся с помощью специального программного обеспечения, которое выдано каждому учащемуся и учителю. Учитель готовит урок в «оболочке» данной программы, которая представляет собой конструктор, который можно наполнить необходимым учебным материалом: печатными текстами, аудио и видеоматериалами, презентациями. Таким образом, все уроки проводятся в интерактивной форме. Онлайн-консультации проводятся с помощью программы «Скайп».

   Разумеется, каждый дистанционный урок, согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

Положительные результаты уроков дистанционного обучения.

  • Прямой диалог «учитель-ученик».
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Визуальный и голосовой контакт посредством веб-камеры.
  • Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности.
  • Стремление освоить современные технологии.
  • Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни.
  • Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
  • Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.

 Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения.

    Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка), однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.

    Основные трудности и проблемы в учебной деятельности можно представить в виде таблицы:

Наименование и содержание компонента учебной деятельности.

                 Задачи.

Приемы, используемые в дистанционном обучении.

Мотивы учения. Неумение учащегося выделить цели действия.
Для детей-инвалидов наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок. На втором месте находится  мотивация престижа — желание достичь цели, учиться не хуже других, а может быть и лучше.

Формирование познавательных мотивов:
- создание проблемных учебных ситуаций;
- стимулирование активности ребенка на занятии.

В процессе работы необходимо отмечать любые успехи ученика с большой осторожностью. Иначе у него возникнет переоценка своих возможностей, особенно, если задача, поставленная перед учащимся не составила для него большой трудности.

Учебные действия. В связи с особенностями развития детей-инвалидов у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию

Обучение учащегося планированию деятельности во времени.

Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок:
- Как называется раздел, который мы изучим сначала?
- Как ты думаешь, о чем говорится в этом разделе?

Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

Обучение контролю по результатам деятельности.

Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока. Очень важна систематичность контроля.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для детей с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, вызывает интерес к процессу обучения, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

«Инновационные технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка».

В материале представлена статья выступления по теме "Инновационные технологии  личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка....

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....

Эффективные формы и методы преподавания английского языка.

    Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые треб...

Применение дистанционных форм обучения в преподавании иностранного языка

Применение дистанционных форм обучения в преподавании иностранного языка...