Индивидуальный план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
статья

             Главный смысл деятельности учителя  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slabouspevayushchimi.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

             Главный смысл деятельности учителя  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Цели:

- ликвидация пробелов у учащихся по немецкому языку;

- создание условий для успешного индивидуального развития ученика;

- создание индивидуального образовательного маршрута ребенка/

Для того, чтобы помочь слабоуспевающим учащимся, учитель должен прежде всего:

1. Выявить причины неуспеваемости.

2. Определить, как помочь ученику.

3. Составить  памятку, план и формы индивидуальной работы.

I. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные  -  акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности) -  все попадает в причины

Причины неуспеваемости 

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

- отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников, учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Низкий уровень умственного развития.

Причины: Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления.  Видеть общее и. д.

  1. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

  1. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется: отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью и т. д.

  1. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено: с ребенком  никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

  1. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

  1. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от  

усилий в учебной деятельности.

  1. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

  1. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала

  1. Низкая работоспособность при утомляемости.при истощаемости ,

при медленном темпе работы.

  1.  Здоровье школьника.

II.Способы решения проблемы неуспеваемости:

- для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач;

- учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

- разнообразить виды деятельности;

- проветривать кабинет;

- проводить физминутки.

Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности особенности организма школьника; особенности личности школьника; бытовые условия; особенности воспитания в семье; особенности обучения и воспитания в школе; причины недостатков бытовых условий; условия, порождающие недостатки воспитания в семье;  условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

- карточки для индивидуальной работы;

- задания с выбором ответа;

- деформированные задания;

- карточки – тренажеры;

- творческие задания;

- “карточки-информаторы”;

- “карточки-с образцами решения”;

- “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

- стремиться понять и принять каждого ребёнка;

- создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;

- уметь встать на позиции ученика;

- уметь вести непринуждённый диалог;

- стремиться к внешней занимательности;

- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);

- учить работать со словарями и другим справочным материалом.

Проявлять:

- разумную требовательность;

- неиссякаемое терпение;

- справедливую строгость;

- веру в возможности ученика.

- НЕТ насмешливому тону!

В обучении применять:

- опережающее обучение,

- различные формы групповой работы,

- взаимоопрос, самоконтроль,

- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах

обучения.

        Для успешной организации работы с неуспевающими учениками необходимо:

- подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым (ведущая роль отводится сильному ученику),

- проводить дополнительные консультации,

- организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток;

творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,

- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

- напоминать прием и способ выполнения задания,

- сделать ссылку на правило,

-проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия),

- регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка.

         Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

- особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью;

- направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

- неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;

- учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника;

- неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

           Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд.

 Делать упор на приобщение учащихся к культуре изучаемого языка, что способствует расширению общего кругозора учащихся и формированию у них общечеловеческого сознания.

III.  Примерный  план работы со слабоуспевающими учениками 

1. В середине сентября провести тест, который охватывает все важные темы.

2. Проводить анализ допущенных ошибок.

3. Определить причины низкой успеваемости:

4. Определить виды индивидуальной работы.

5. В конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля

проводить самодиагностику.

                       Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности

до среднего уровня.

5. Использование карточек - подсказок, тренажеров.

6. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

                        Индивидуальная работа во внеурочное время

1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении

индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)    

5. Индивидуальные консультации после уроков, на каникулах.

6. Привлечение к проектной работе.

7. Беседы с родителями, классным руководителем.

                 Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. Необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Проводить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учить учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. Предвидеть возможные затруднения по  предмету и обучать способам их преодоления.

                  План работы со слабоуспевающими учащимися:

Главный смысл  моей деятельности  состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие ребенка, его отношение к школе в целом, и, к предмету, в частности.  Только учитель может помочь слабоуспевающему ученику стать успешным. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

- пропуски занятий по болезни;

- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

- отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;

- неблагополучная семья;

- прогулы.

Цели:

- ликвидация пробелов у учащихся по немецкому языку;

-  создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Примерный  план работы со слабоуспевающими учащимися на учебный год.

Мероприятия

Срок

1.    Проведение стартового контроля знаний учащихся по основным разделам учебного материала. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Примерный индивидуальный образовательный маршрут ученика

Возраст

13-14 лет, 7 класс

Трудности в обучении

– низкая мотивация к изучению английского языка;

– высокий уровень тревожности;

– страх самовыражения;

– страх проверки домашнего задания;

– затруднения с пониманием, анализом материала;

– пропуски занятий по болезни.

Команда сопровождения

Учитель немецкого языка, школьный психолог, родители.

Партнеры

Педагогический совет, методический совет,  социально-психологическая служба.

Ожидаемые результаты

Развитие стойкой мотивации к изучению учебного предмета, успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке, развитие навыка чтения и повышение мотивации к уроку через использование текстов «новой природы».

Формы работы

Участие в предметной  неделе,

классно-урочные формы (работа в парах, группах), разноуровневые задания, конкурсы, викторины, проектная деятельность, индивидуальные занятия, беседы с родителями об успеваемости.

         Считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Выступление на педсовете школы о работе со слабыми учащимися....

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Что же такое неуспеваемость?Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной прогр...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Описание работы с неуспевающими учениками...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по информатике

Представлен план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по информатике, журнал учёта ликвидации пробелов в знаниях, план индивидуальной работы....