Развитие коммуникативных навыков на раннем этапе обучения ИЯ.
статья

Гульнур Альбертовна Зиганшина

Теоритический материал по теме "Развитие коммуникативных навыков на раннем этапе обучения ИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зиганшина Гульнур Альбертовна,

учитель английского языка

МОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ

Развитие коммуникативных навыков на раннем этапе обучения ИЯ.

    В настоящий момент требуется повышение коммуникативной компетенции младших школьников, совершенствуя их общение на изучаемом языке,  развитие и воспитание личности, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным в усвоении иностранного языка, так как дети в этом возрасте общительны, раскованны,  у них есть желания вступать в контакт. И возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки.

   Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Но для решения поставленных задач  требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно–познавательных действий. Иными словами, нужны такие задания, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой – сохраняли бы «аутентичность» применения иностранного языка. Таким приемом коммуникативной методики в начальных классах является, как правило, коммуникативная игра, в процессе которой обучающиеся решают коммуникативно–познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр – организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы. Например, во втором классе для организации тренировки детей в употреблении образца- общения «Моя (кошка) умеет (прыгать)» можно предложить такую речевую задачу: «Злой волшебник (будет лучше, если вы принесете на урок куклу или рисунок злого волшебника) заколдовал наших любимых животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно сказать, что они умеют делать (это цель данного речевого действия)». Вслед за учителем, который дает образец решения коммуникативной задачи, каждый ученик рассказывает о своем животном.

Учитель: Моя собака умеет бегать.

Ученик 1: Моя лягушка умеет прыгать.

Ученик 2: Мой попугай умеет летать. И так далее.

   Чем больше игровых приемов использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную  задачи. Например, игра «В магазине» в 4 классе (УМК «Enjoy English»).  На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся «заходят» в магазин, покупают то, что нужно.  

P1: Good morning!

P2: Good morning!

P1: Have you got a red blouse?

P2: Yes, I have. Here it is.

P1: Thank you very much.

P2: Not at all!

    Следующий пример, урок на тему « Магазины»  в 3 классе (УМК «Enjoy English»), где ученики знакомятся с вопросом «Do you want to…?» и ответом на него «Yes, I do» и «No, I don’t».  Цель данного урока  направлена на тренировку навыков диалогической речи используя игровой прием «Продавец – покупатель».

   Мы рассматриваем игру как ситуативно–вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально–речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

   Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

     Для формирования коммуникативных навыков можно отнести функционально – коммуникативные задания, которые включают в себя восстановление логической последовательности в серии фотографии или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнеру для успешного выполнения задания, поиск ответов на вопрос путем соединения вместе всех факторов, известных остальным участникам и другое.

     Например, функционально – коммуникативное задание  « Собери пословицу». Учитель или ученик читает начало пословицы, команды должны закончить ее. Например: A friend in need… ( is a friend indeed).

     Другой пример, ученикам, работающим в парах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь друг с другом на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу).  В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждый из учеников имеет в своей таблице лишь часть этой информации, благодаря чему между ними создаются различия в объеме информации. При использовании данного приема ученики общаются на иностранном языке, побуждаемые потребностью обменяться информацией, необходимой каждому из них для выполнения поставленной учителем задачи – заполнение пропусков в таблице.

    Ученики начальных классов любят рисовать. Во втором классе при прохождении лексики по теме «Семья» можно предложить ученикам нарисовать на альбомном листе их семью. А на уроке используя речевой образец «I have got a …» каждый ученик рассказывает о своей семье. Это задание их увлекает, потому что дети говорят не о вымышленных людей, а говорят о своих родителях, братьев, сестер.

     Методический инструментарий по формированию и развитию коммуникативных навыков младших школьников на уроках английского языка, включает различные средства обучения к языку: коммуникативные игры, приемы обучения, функционально – коммуникативные задания, учебно – методические комплексы, являющиеся неотъемлемой частью организации обучения английскому языку в начальной школе. Используемые приемы работы способствуют развитию навыков говорения, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.

     Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке иностранного языка в начальном этапе, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач любого учителя.

    Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:  

1)Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в процессе овладения коммуникативными навыками и благодаря которому младший школьник получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение младший школьник, благодаря широким возможностям к научению, приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

2) А уроки английского языка не только положительно влияют на развитие психических функций учащихся начальных классов, вхождение их в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, но и формируют коммуникативные навыки у младших школьников.

3) Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической и монологической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.

4) Нельзя забывать, что в начальной школе закладываются фундаментальные знания, а от этого зависит будущее ребенка.  

               

Литература

  1. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М.,1991
  2. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения говорению в начальной школе» ИЯШ, 1995, №2
  3. Программа обучения иностранных языков в начальной школе, М., 2004г.
  4. Бычковская Е.В., Гончаренко А.А. «Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников» ИЯШ, 2008, №1    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ладового слуха и навыков интонирования на ранних этапах обучения предмету сольфеджио

В статье кратко изложены некоторые методы поэтапного обучения интонированию детей в соответствии с целями и задачами комплексной программы "Детская хоровая капелла"...

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Открытый урок "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне"

Открытый урок проведен с ученицей 3 класса Саратовой Аней во 2 полугодии 2015-2016 учебного года...

Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"

В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на  таком  инструменте как цимбалы.Данный консп...

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...