Применение кейс –технологий при изучении английского языка в средней школе
статья

Маннова Елена Алексеевна

Описание кейс технологий, создание этой технологии, виды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-метод на уроках английского языка.

   В современном образовании учитель ежедневно находиться в поиске новых технологий и методов обучения . Одной из таких современных технологий является  кейс-стади (case-study) - инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий учащимся выйти на качественно новый виток мышления, а, следовательно, и формирования личности. В переводе с английского языка case — случай, а casestudy — это обучающий случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащимся предлагается случай, ситуация или проблема, затем они получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. 

    Кейсовая технология (метод)  – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.  Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты.  Задача обучающихся при работе с эти методом  – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы. 

        «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационным разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.

           В настоящее время сосуществуют две классические школы Case-Study –Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы.  Ведущая роль в теоретической  разработке метода и практическом его применении принадлежит   американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).

     Кейс – явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик: 

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • групповое оценивание принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся. 

Кейсы имеют следующую классификацию:

 По структуре:

 -  структурированные кейсы (highly structured cases) — краткое и точное изложение ситуации с конкретными данными, цифрами, таблицами, диаграммами и т.д., при работе с ним обучающиеся должны применить определенную модель, формулу или алгоритм; у задач этого типа существует оптимальное решение;

  -  маленькие наброски (short vignettes), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе обучающиеся должны опираться еще и на собственные знания;

-  неструктурированные кейсы (unstructured cases) – самые большие по объему, могут содержать до 50 страниц текста. Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения, а так же  отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.

- первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные, при разборе которых от обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом обучающиеся выступают в роли исследователей. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность оценить оригинальность представленного результата.

По объему:

- полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для групповой работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление.

- сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию

- мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в аудитории и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.

Можно встретить еще одну классификацию кейсов:

-  практические кейсы. Данные кейсы должны как можно реальнее  отражать вводимую ситуацию или случай;

- обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;

- научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение обучающихся в исследовательскую деятельность.

   Каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности этой функции варьируется в различных видах кейсов.

    Для создания кейсов используется  художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по

гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности обучающихся.

         В процессе реализации кейс-технология на занятиях по иностранному языку ключевое значение имеет управляемая пошаговая организация учебного процесса (т. е. разработка цепочки учебных действий, выполняя которые, обучающийся продвигался бы к достижению поставленной цели). С методической точки зрения модель организации занятий на основе технологии case study предусматривает три последовательных этапа. На каждом этапе решаются определённые задачи и формируются разные умения.

 1. Вводный этап работы с кейсом.  Основные задачи: – формирование малых групп – выбор лидера в каждой мини-группе; – комментарий преподавателя о характере предстоящей работы с кейсом; – первичное знакомство учащихся с содержанием кейса. Формируемые умения: умение воспринимать аутентичный учебный материал в вербальной и невербальной форме; умение увидеть, в чём состоит суть проблемы; умение принять роль коммуникативного лидера, обеспечивающего бесконфликтную совместную работу в группе.

2. Основной этап работы с кейсом.  Основные задачи: – детальное изучение ситуации обучающимися; – интеллектуальный поиск решений по проблеме содержания кейса, в процессе которого высказанные идеи подвергаются анализу, оценке и в итоге формулируется окончательный вариант предлагаемого решения; – разработка плана презентации общего решения по проблеме. Формируемые умения: умение анализировать проблему; умение аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения по проблеме с соблюдением норм языка; умение выслушивать и принимать позиции других участников, а при несовпадении взглядов умение опровергнуть точки зрения оппонентов; умение критически оценивать высказанные идеи по решению поставленной проблемы с целью выбора наиболее рациональной из них; умение участвовать в совместном обсуждении проблемы, умение принимать коллективное / единое решение.

3. Завершающий этап работы с кейсом. Основные задачи: – выступление лидеров подгрупп («вербализация» (проговаривание) продуманного оптимального способа решения по проблеме содержания кейса); проведение общей (межгрупповой) дискуссии по представленным оптимальным вариантам решения проблемы с целью выбора и признания наиболее рационального и обоснованного из них; – подведение итогов и оценка преподавателем работы участников обсуждения.

   Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

.Кейс-метод -  метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. 

.

Примеры тематики кейсов:

  1. Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».
  2. Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

День из жизни обычной семьи.

  1. Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин).
  2. Обсудить список продуктов, которые надо купить  для приготовления блюд  (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать).
  3. Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления.
  4. Вылечить 2 заболевших членов семьи народными средствами. При этом пациент должен указать симптомы: расстройство желудка, простуда, головокружение, ссадина на коленке.


Урок английского языка на основе кейс-технологии строится по следующему направлению:

Первая группа упражнений – вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Целью упражнений этого типа является обучение лексике, а так же навыкам говорение.

За вводными упражнениями следует раздел Аудирование (Listening). Упражнения этого раздела направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоение новой лексики.

За разделом аудирования следует раздел Чтение (Reading), который включает два текста. Этот раздел урока кроме развития навыков чтения и понимания текста на английском языке нацелен на освоение новых лексических единиц по теме урока.

Повторение грамматики (Language Review). Посвящёно грамматической теме урока и включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:

  1. Объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда.
  2. Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени.
  3. Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока.

Последний раздел урока называется исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы поднятой в начале урока.

Вероятно, в ближайшем будущем кейсовые технологии станут одними из основных в преподавании английского языка.

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что  применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурмакина Л.В. Ролевые игры на уроках английского языка. СПб., 2014. 144 с. (Педагогический взгляд).

 2. Логачева Л.Р., Черникова Т.А. Развитие и саморазвитие профессионально-речевой культуры будущих социальных педагогов на основе кейс-метода // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 147–150.

3. Малаева А.В. Кейс-метод как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2012. 196 с. 76 ISSN 2072-8395 Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика 2017 / № 3

4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск, 2010. 464 с.

 5. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 2. С. 6–12.

6. Ульянова Е.С. Использование кейс-технологии в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2014. № 6. С. 23–29.

7. Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейсметода (английский язык, направление подготовки «лингвистика»): дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 236 с. 8. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. М., 2014. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий при изучении английского языка в начальной школе

Нет ничего более важного для человека, чем здоровье. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоя...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении английского языка в средней школе

Реализация проектно-исследовательского подхода на уроках  английского языка...

Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе

Текст выступления на ГМО учителей английского языка...

Отчет об экспериментальном исследовании по применению личностно-ориентированной технологии на уроках английского языка в средней школе

Результаты экспериментального планирования уроков с учетом индивидуальных психологических характеристик учащихся: темперамент, стиль обучения, сила/слабость, лабильность/инертность нервной системы. Эк...

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Кейс технологии на уроках английского языка в начальной школе

 Создание кейсов  включают в себя 4 этапа: подготовительный ,ознакомительный, аналитический  и итоговый. . Учитель разрабатывает  ситуацию и вовлекает учащихся  в анали...

Игровые технологии на уроках английского языка в средней школе

Современную школу трудно представить без использования игровых технологий на уроках. Организую учебную деятельность на уроке, педагог не может игнорировать изменения интересов школьников XXI века. С д...