статья «Обучение аудированию на уроках английского языка в основной и старшей школе»
статья

Киргинцева Елена Николаевна

В данной статье я рассказываю об важности и актуальности, а также трудностях обучения аудированию на уроках английского языка, показывая на примерах из практики моей работы как повысить мотивацию к изучению иностранных языков, а также какие современные инструменты, веб и медиа ресурсы, образовательные платформы я использую на уроках для развития и совершенствования аудитивных навыков школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Прииртышская общеобразовательная школа»

«Обучение аудированию на уроках английского языка в основной и старшей школе»

Автор работы:

 Киргинцева Елена Николаевна,

учитель иностранных языков

Обучение аудированию на уроках английского языка в основной школе

Аудирование как ключевой вид речевой рецептивной деятельности иноязычной коммуникации играет важную роль в обучении иностранному языку. Оно является как целью обучения, так и эффективным средством по формированию языковой компетентности школьников. Данный вид деятельности способствует развитию процесса вслушивания в звучащую речь, формированию умений предвосхищать смысловое содержание высказывания, пониманию речи на слух, которое положительно влияет на развитие памяти ребёнка.

Таким образом, можно отметить, что аудирование как вид речевой деятельности является одним из важных средств в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и способствует формированию не только лингвистической, но и социокультурной компетенции, что особенно важно в современном поликультурном пространстве.

Как показывает практика, аудирование является одним из самых трудных видов речевой деятельности, и с ним у обучающихся связано большинство проблем, особенно во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ по английскому языку. У современных подростков пропускная способность звукового сигнала значительно меньше зрительного, слуховая память у большинства развита хуже зрительной по причине «клиповости» мышления, узости информационного кругозора, бедности лингвистического словарного объема.

Также в процессе обучения иностранному языку возникают трудности, связанные и со смысловым содержанием сообщения, которые непосредственно зависят от заинтересованности обучающего в понимании содержания речи. Трудно и даже невозможно заставить человека, а особенно школьника, внимательно слушать, если содержание ему неинтересно или непонятно.

Поэтому для повышения мотивации учащихся в своей работе активно использую современные цифровые инструменты, веб и медиа ресурсы, платформы для развития и совершенствования аудитивных навыков в средних и старших классах.

Использование кинофрагментов, мультипликационных и музыкальных клипов в основной школе является высшей формой ситуативной наглядности, которые сочетают в себе звучащую речь с динамическим изображением жизненных ситуаций, но при этом необходимо учитывать объем представляемой информации (не более 4-5 мин.). Например, на мотивационном этапе изучения темы «Дикие животные» в 5 классе учащимся предлагаю просмотреть медиафрагмент «Экскурсия в зоопарк», прослушать внимательно аудиасопровождение. В процессе этой деятельности у обучающихся синхронизируются звуковые и зрительные каналы, поэтому происходит процесс упрощения восприятия звучащей речи.  Использование таких медиаресурсов позволяет активизировать слуховую и зрительную память, совершенствовать навыки восприятия иностранной лексики, активного формирования речевой компетенции.

В старших классах активно использую цифровую онлайн-платформу British Council, секцию Learn English, содержащую в себе множество полезных учебных материалов и являющуюся эффективным средством по совершенствованию не только навыков аудирования, но и других видов речевой деятельности. Так, при изучении темы «Моя будущая профессия» в 11 классе в начале занятия приложение предлагает обучающимся выполнить подготовительные упражнения, направленные на изучение лексических единиц, которые могут встретиться в аудиотексте. Затем обучающимся необходимо прослушать ауидофайл и на этапе проверки уровня восприятия и понимания текста в онлайн - режиме правильно ответить на вопросы с помощью вариантов ответов - True/False (правда/ неправда) и заполнить пропуски (gap fill). Программа автоматически производит проверку правильности выполнения заданий. Соответственно, учащиеся могут оперативно получить результаты своей деятельности и в дальнейшем выстроить самостоятельно индивидуальную траекторию работы над допущенными ошибками. Приложение также дает рекомендации по исправлению недочетов и предлагает выбрать дополнительный курс подготовительных упражнений.  

Работа с данным веб-ресурсом дает возможность его использования не только на уроках, но и во внеурочном пространстве, учащиеся могут в любое время использовать и другие возможности приложения – самостоятельно повысить уровень сложности заданий, пополнить активный и пассивный словарный запас, выбрать интересующие темы и тексты для прослушивания, что в дальнейшем способствует автоматизации навыков слушания и понимания иноязычной речи.

Старшеклассникам также предлагаю работать с цифровым ресурсом Cyber Listenig Lab – киберлабораторией, представляющей собой большую коллекцию различных упражнений на совершенствование навыков аудирования, материалы которой разбиты на три категории по уровням сложности и разным лексическим темам. Обучающиеся как в самостоятельной, так и в групповой форме могут работать по предложенным аудиатекстам как в групповом взаимодействии на уроке, так и на удаленном расстоянии друг от друга – дистанционном формате. Такой подход направлен на индивидуализацию и персонификацию обучения, кооперацию в образовательной среде, составление индивидуального маршрута, например, по западающим темам, что отражает ключевые пункты системно-деятельностного подхода по формированию ключевых компетенций 21 века.

Таким образом, активное использование цифровых образовательных и современных медиаресурсов положительно влияют на мотивацию школьников к изучению английского языка, помогают овладеть устной коммуникацией. Аудирование положительно влияет на развитие памяти учащихся, в данном случае, именно на развитии слуховой памяти. А также дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его интонацией и фонемным составом: ритмом, ударением.

Через аудирование происходит усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Также данный вид речевой деятельности позволяет овладеть говорением, чтением и письмом на более «продвинутом» уровне, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что аудирование является неотъемлемой частью урока, способствующей формированию коммуникативной компетенции учащихся, способности осуществлять межкультурное общение и взаимодействие.

Список используемой литературы

  1. https://revolution.allbest.ru/languages/00814246_0.html.
  2. https://urok.1sept.ru/articles/584680
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя, - 3-е изд.- М.: АРКТИ, 2004.
  4. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Пономарева И.В. Взаимосвязь аудирования и говорения. Канд. дисс.- М., 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени

В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами....

Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...

Проблемные задания в обучении аудированию на уроках английского языка в школе

Статья опубликована в сборнике материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции-скминара "Образование на грани тысячелетий", НВГУ, 2013г...

«Использование видео при обучении аудированию на уроках английского языка в старших классах»

Аудирование на основе песни и просмотра клипа на песню Jonas Blue "I see love"...

Обучение аудированию на уроках английского языка в системе дистанционного обучения

https://cyberleninka.ru/article/v/primenenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-formirovanii-navykov-audirovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v...

Статья. Использование аудиозаписей и интерактивной доски в процессе обучения аудированию на уроках английского языка

Использование аудиозаписей и интерактивной доски в процессе обучения аудированию на уроках английского языка...