Статья "Роль игры в обучении иностранному языку"
статья

В статье рассмотрены некоторые средства и приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, делающие учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в обучении иностранному языку

Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности - трудом, общественно-организаторскими делами, игрой.

Для детей таким видом деятельности, безусловно, является игра, о роли которой в обучении иностранному языку сказано достаточно много.

Активно используя игры на уроках, необходимо помнить следующее: не может быть игры ради игры. Она должна быть направлена, прежде всего, на развитие памяти, мышления, внимания, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком.

Производя отбор содержания учебного материала, игр в том числе, следует исходить из цели обучения на каждом возрастном этапе. Во II классе это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения, письма (с преобладанием говорения и аудирования). Отсюда набор игр на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений.

Учителям хорошо известна игра «Ромашка», с помощью которой дети запоминают окончания глаголов. В ходе игры им предлагается «собрать» ромашку. В серединку цветка помещаются местоимения, а на лепестках пишутся глаголы с личными окончаниями. В ходе игры второклассники соединяют глагол с нужным местоимением. Используя эту игру, можно преобразовать ее в другой вариант: в серединке ромашки написан глагол без окончания, на лепестках - местоимения. В этом случае учащиеся, употребляя глаголы в нужной форме, проговаривают вслух их окончания.

Использование двух вариантов игры способствует сохранению эффекта новизны, а значит, и интереса к ней, что помогает лучшему усвоению учебного материала.

Считалки, песенки, четверостишия направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя на урок.

Дети очень любят физкультминутки на иностранном языке. Для этой цели  используются рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различные упражнения.

Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием. Интересны в этом плане психотехнические игры. Основными их функциями в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации, интенсивная тренировка употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Вот примеры психотехнических игр, которые можно использовать на уроках иностранного языка.

"Тяжести". Учащимся предлагается вспомнить 5 -10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия ("Как тяжело" и т.п.), просить окружающих помочь им, не мешать, дать совет и т.п.

"Уличный сонар". Преподаватель просит ребят представить, что они идут по шумной, людной улице, и попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно, что происходит вокруг, и описать все события на иностранном языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать, куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.

"Запомни движения". Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи.

"Книга по кругу". Играющие передают друг другу книгу. Передавая её соседу, каждый участник должен назвать какой - нибудь предмет, например: "Это шляпа". Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет [9; 70].

Одна из главных задач обучения - дальнейшее развитие коммуникативных умений и навыков. Особое внимание следует обратить на лексические и сюжетно-ролевые игры. Лексические игры способствуют более скорому и продуктивному запоминанию довольно большого числа новой лексики, а сюжетно-ролевые игры, в свою очередь, призваны научить детей употреблять данную лексику в конкретной ситуации.

При организации и проведении сюжетно-ролевой игры обязательно следует давать детям возможность выбрать самим себе роли, а при подведении итогов отмечать даже самые незначительные их успехи, что повышает эффективность игры и делает ее более привлекательной для детей («В парке», «В магазине», «В школьном дворе»).

Для учащихся средних классов подойдет проект «День рожденья». Дети пишут приглашения на свой день рождения, высказывают пожелания о том, что они хотели бы получить в подарок, обсуждают праздничное меню. Праздник проводится в форме сюжетно-ролевой игры с чаепитием. Приятным сюрпризом является вручение подарков, которые дети приготовили втайне друг от друга заранее. Наполненный стихами, песенками, веселыми поздравлениями праздник надолго запоминается всем его участникам.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к языку, нельзя не остановиться еще на одном - пении. Песня стала естественным элементом урока и во II, и в III, и в IV классах. Обращаясь к пению на уроке, решается несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

Эффективность использования песни резко возрастает, если текст песни увязывается с содержанием материала урока. В начале обучения языку дети поют алфавитную песенку, позже они переходят к тематическим песенкам, которые год от года усложняются (увеличивается их количество и объем, меняется лексика).

На заключительном этапе обучения языку в школе работа по развитию и поддержанию интереса к нему продолжается. К этому времени дети владеют определенным словарным запасом, необходимыми знаниями грамматики; за счет страноведческой информации расширяется их кругозор. Вследствие этого более активно следует использовать на уроках инсценировки: «Первый школьный день», «День рождения», «Расписание на завтра», ролевые игры «В гостях у бабушки», «Новенький в классе», а также грамматические игры, которые значительно усложняются и часто носят соревновательный характер.

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем. При ее решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.

Теоретически это утверждение верно. Однако на практике дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации можно использовать на уроках элементы театрализации, драматизации и инсценирования.

Под театрально-языковым социумом следует понимать особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.

Одной из форм  театрально-языкового социума может быть музыкальный театр.

Большинство стихотворных и прозаических текстов должны быть написаны с максимальным использованием аутентичных источников. При этом, изучаемый программный материал становится основой для создания сценария, а на уроках необходимо привлечь как можно больше страноведческого, культурологического, музыкального материала.

Примером реализации на практике этого подхода является работа над созданием спектакля.

Алгоритм деятельности выглядит следующим образом:

 1. Инициация идеи.

2. Целеполагание.

3. Анализ базового компонента Государственных программ.

4. Насыщение базового курса дополнительным языковым материалом, необходимым для реализации идеи.

5. Разработка сценария.

6. Формирование основного и запасного актерского состава.

7. Работа над спектаклем (урочная и внеурочная деятельность).

8. Контрольный этап - показ спектакля.

9. Этап корректировки.

10. Обобщение накопленного опыта.

Таким образом, вышеописанные средства и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая игра в обучении иностранному языку. Игровые и мультимедиатехнологии на уроках английского языка.»

Игра —один из приёмов повышения  интереса учащихся к уроку иностранного языка.     Как показывает практика, игровой метод может служить важным компо...

Дидактические игры в обучении иностранному языку

Дидактическая игра в процессе обучения иностранному языку занимает особое место, так как является одним из наиболее эффективных приёмов обучения говорению, аудированию, ознакомлению с особенностями фо...

Игры при обучении иностранным языкам.

Тема самообразования. Использование игр при изучении иностранных языков....

Роль игры в обучении иностранным языкам

Презентация была представлена учителям английского языка на курсах повышения квалификации и получила одобрение коллег. Основана на собственных исследованиях. Дата 18.02.2013....

Статья Игра - средство обучения иностранному языку

в статье рассматриваются различные классификации игр и даются рекомендации для их проведения...

Статья: Роль игры при обучении иностранному языку

Статья: Роль игры при обучении иностранному языку...