Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции школьников.
статья

«Реализация социокультурного аспекта в преподавании иностранных языков, обеспечивающая достижение качества современного иноязычного образования в Кузбассе». Содержание статьи посвящено рассмотрению языкового лагеря как одного из средств реализации социокультурной компетенции школьников через знакомство с особенностями иноязычной культуры, погружением в языковую среду, что обеспечивает достижение качества современного иноязычного образования как в Кузбассе, так и в России в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В раздел 3 «Реализация социокультурного аспекта в преподавании иностранных языков, обеспечивающая достижение качества современного иноязычного образования в Кузбассе».

1-6 стр.

Языковой лагерь как средство развития социокультурной

компетенции школьников

Наталья Вячеславовна Фролова, учитель французского языка,

г. Кемерово

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №93 с углубленным

изучением отдельных предметов" г. Кемерово

652003, г. Кемерово, пр. Ленинградский, 34Б,

тел. +7 (3842) 74-65-60, +7 (3842) 74-65-59.

E-mail: school93@mail.ru 

          Содержание статьи посвящено рассмотрению языкового лагеря как одного из средств реализации социокультурной компетенции школьников через знакомство с особенностями иноязычной культуры, погружением в языковую среду, что обеспечивает достижение качества современного иноязычного образования как в Кузбассе, так и в России в целом.

Основной целью обучения школьников иностранному языку является его практическое овладение, то есть формирование коммуникативной компетенции.  Однако, при изучении иностранного языка недостаточно иметь только хорошую грамматическую и лексическую базу, должно быть обязательно сформировано представление о культуре изучаемого языка, что подразумевает формирование у школьников социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции. Понятие социокультурная компетенция означает знание культурных особенностей носителя языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры, предполагая таким образом интеграцию личности в системе мировой и национальной культур. В связи с этим, Федеральный Государственный образовательный стандарт по иностранному языку включает в школьную программу необходимость формирования у учащихся социокультурной компетенции – приобщение их к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям школьников той или иной возрастной группы.

Изучение иностранного языка позволяет сформировать личность, свободно участвующую в межкультурных коммуникациях, однако это невозможно сделать без элементарных знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Обучая иностранным языкам, мы формируем у детей картину мира, мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни и быт народов.

Существует огромное количество способов формирования социокультурной компетенции: ролевые игры, театральные постановки, общение с носителями языка, участие в форумах, проектах, страноведческие факультативы, кружки, занятия в лингвистических центрах и, конечно же, языковые лагеря.

В данной статье мы рассмотрим языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции школьников. Основные преимущества языкового лагеря - максимальное погружение в языковую среду в свободной для ребенка обстановке, избавление от языкового барьера, приобретение практических навыков владения иностранным языком. Реализация целей и задач языкового лагеря может осуществляться в форме сюжетно-ролевой игры на заданную тематику или игры-путешествия. Дети в игровой форме изучают языки, участвуют в театральных постановках и конкурсах на иностранном языке, общаются непосредственно с носителями языка, преодолевая таким образом языковой барьер и развивая разговорную речь.

В задачи языкового лагеря входят формирование лингвострановедческих, социально-психологических, культурологических знаний с помощью тематических дней. Дети на практике совершенствуют коммуникативные навыки посредством игры, отвечающей тематике дня, отрабатывают грамматические конструкции и лексический материал по предложенной теме. Языковой лагерь позволяет всем участникам проявить способности в разных областях досуговой и творческой деятельности, «прокачать» знание и владение иностранным языком.

Рассмотрим на примере, как можно реализовать цели и задачи языкового лагеря посредством страноведческой сюжетно-ролевой игры-путешествия. Каждый отряд лагерной смены выбирает себе одну из стран, которую предстоит «посетить» и представить. Каждый отдельный день в лагере имеет свою тематику, посвященную определенной стране, ее традициям, культурным особенностям или историческим событиям. Это тема дня, которой подчинен игровой сценарий, все занятия, задания и мероприятия дня. Дети получают информацию о стране, узнают какие-то интересные факты о том или ином событии. Важным условием является проживание культурной традиции или исторического события через ролевую игру, соревнования. Путешествие по странам могут включать в себя следующие мероприятия на иностранном языке:

- танцевальные марафоны в стиле «посещаемой» страны;

- мастерская национальных костюмов с показом мод;

- мастер-классы по приготовлению блюд национальной кухни;

- мастер-классы по изготовлению сувениров, отражающих реалии страны;

- театрализация национального праздника или фестиваля выбранной страны;

- проведение викторины на знание культурных и исторических традиций;

- составление информационных пазлов;

- национальные игры и спортивно-творческие мероприятия.

Специфика подобной программы языкового лагеря будет направлена именно на развитие социокультурной компетенции, являющейся неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Образовательная цель данных мероприятий включает знакомство с традициями, праздниками, достопримечательностями и другими страноведческими реалиями страны изучаемого языка.

В Кузбассе языковые лагеря получили достаточно широкое развитие при лингвистических центрах и школах иностранных языков. Они базируются, в основном, на территории детских загородных оздоровительных лагерей Кемеровской области и принимают детей от 7 до 17 лет на время школьных каникул.

Приведем несколько примеров языковых лагерей Кемеровской области.

Вот уже более 20 лет международная школа иностранных языков Benedict School организует для школьников Кузбасса загородные языковые лагеря.  English Non Stop - общение на английском языке с утра до вечера, включая игры, поход в столовую, подготовка к вечернему шоу и само представление. В программу языкового лагеря входят научные лаборатории, квесты, конкурсы, исследование неизведанных территорий, поиск сокровищ, экскурсии и многое другое. Тематика сезонов различна: «Английская кругосветка», «Строим город мечты English Town», «Harry Potter», «Школа блоггеров», «Шерлок Холмс» «Герой ТВ шоу», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря», «Школа скаутов», «Стражи галактики!» и т.п.

Детский лингвистический лагерь «Hogwarts», расположенный на юге Кузбасса на территории профилактория «Шахтер», ежегодно принимает более 550 ребят с разных уголков области. Программа лагеря сочетает в себе образовательную, творческую, спортивную, развлекательную деятельность. 4 факультета лагеря: Gryffindor, Ravenclaw, Slytherin и Hufflepuff организованы по мотивам романа «Гарри Поттер». В течение смены факультеты соревнуются между собой за кубок Hogwarts, а сами ребята за звание лучшего студента.

Международный загородный лагерь «Французский без акцента» от компании «Таймс Энд Трэвел» г. Кемерово представляет интересную программу изучения французского языка, а именно 2 недели «живого» общения на французском языке с преподавателями и вожатыми из Франции и Бельгии. В программу входит страноведение, мастер-классы, дискотеки, конкурсы, театральные постановки, игры, тренинги, непосредственно общение с носителями языка, что позволяет в непринужденной игровой обстановке преодолевать языковой барьер у детей, развивать навыки разговорной речи, повышать интерес к изучению французского языка.

В заключение можно сказать, что языковой лагерь является оптимальной формой развития социокультурной компетенции. Тематика смены в игровой форме полностью охватывает все стороны жизни страны изучаемого языка: национальные традиции и обычаи, историю и культуру, достопримечательности, природу, население и его быт. Все обучающие моменты направлены на расширение кругозора детей, на развитие социокультурных знаний, умений и навыков, воспитание толерантного отношения к национально-культурным особенностям страны изучаемого языка.


Литература

1) Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст] / Г.В. Елизарова. – СПб.: «КАРО», 2010. - 352 с.

2) Еремин В.В. Межкультурное обучение как основа развития профессиональной мобильности. [Текст] / В.В. Еремин. – Вестник, выпуск 4, 2010. – 98 с.

3) Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие [Текст]/ Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева.- М.: Академия, 2000.- 264с.

4) Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. – ФАИР-ПРЕСС, 2014. – 608 с.

5) Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие [Текст]/ Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько.- 7-е изд., стереотип.- Мн.: Высш. шк., 2004.- 522с.

6) Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И.Пассов, Кузовлева Н.Е. - М.: Феникс, 2010.- 223с.

7) Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. [Текст] / С.Н. Савина - М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

8) Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики: учеб. пособие [Текст]/ Л.В.Щерба; Филолог. фак. С.- Петерб. гос. ун-та.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2003.- 150с.- (Классические учебники и книги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Статья "Музыкотерапия как средство развития способностей школьников"

В данной статье подробно рассказывается об одной из музыкальных технологий-музыкотерапии.Приводятся примеры различных видов музыкальной деятельности и их воздействия на организм школьников.Статья може...

Социальный проект "Эвристические задания как средство развития креативности школьников"

Идея проекта - сохранение исторической памяти и приобретение социокультурного опыта учащимися путем освоения культуры, литературы, музыки  различных народов, проживающих на территории республики,...

Статья на тему "Устное решение задач по химии как средство развития мышления школьников"

С целью интенсификации процесса обученияи эффективности развития мышления,обучающихся важно обучение устному решению задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размыш...

Семейный ноосферный лагерь как средство развития гармоничной личности.

В данной статье описывается опыт проведения семейного лагеря ноосферного развития "Радуга" на тему "Оживи сказку в себе". Полевой палаточный лагерь проводился с 16 по 23 июля 2016 г в Северском районе...