Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
статья

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах и позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»

   «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                         В.А. Сухомлинский

  1. Актуализация проблемы

    В последние годы общество все больше задумывается о сбережении здоровья  граждан и сбережение здоровья детей и подростков становится одной из самых важных задач.

1.1 Состояние здоровья у детей и подростков на 2020-2021г.

    По данным Минздрав соцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов;
- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.

1.2 Общие факторы риска здоровья школьников

    По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
- снижение их физической активности;
- стрессовую педагогическую тактику;
- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- ухудшение качества питания;
- экология.

1.3 Факторы риска здоровья школьников, возникающие в процессе обучения

      Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутри школьной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт.

  1. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

 В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Современная школа использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в период их обучения. Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей, формирования культуры бережного отношения к своему здоровью, становятся здоровье сберегающие технологии.

2.1 Определение и цели здоровьесберегающих технологий

Здоровье сберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

  1. Виды здоровьесберегающих технологий

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

• медико-профилактические;

• физкультурно-оздоровительные;

• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

• валеологическое просвещение детей и родителей;

• здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

  1. Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

       Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Иностранный язык – один из наиболее трудных и серьезных предметов в школе. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. Им приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Интенсивные занятия требуют от школьников концентрации внимания и напряжения сил.

3.1 Использование фонетической зарядки на уроках английского языка

     Нельзя переоценить начало урока, когда необходимо снять эмоциональное напряжение, неуверенность школьников, помочь учащимся войти в языковую среду. В своей практике я широко использую песенный материал по теме урока, различные средства наглядности, фонетическую зарядку.

    Формы фонетической зарядки разнообразны: хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. 

  • Отрабатывая английский звук [h], предлагаю детям глубоко и медленно вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки и произнести Hello!
  • Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи и произнести swim.

 3.2 Использование физкультминуток и динамических пауз на уроках английского языка

     Использование «разминки» побуждает учащихся к общению, плавно подводит к новой теме, название которой и цели урока формулируют сами учащиеся с моей помощью.

Овладение новыми знаниями требует большого умственного и физического напряжения. Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я провожу на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки. Самым подходящим временем для проведения физкультминутки является начальный этап утомления – середина урока.

Например:

Я представляю рифмовку, сопровождая её различными жестами и движениями.

I am a little teapot  (показываю рукой на себя)

Short and stout       (приседаю, обвожу руками вокруг себя)

Here is my handle  (левая рука на поясе)

Here is my spout     (правая рука согнута и отведена в сторону)

When the tea is ready (машу рукой над головой)

Give me a shout          

Then tip me up         (наклоняюсь в бок)

And pour me out      (наклоняюсь ниже и ниже)

     Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес учащихся к этому виду деятельности.

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy?

Why, Willy?

Why, Willy?

Why?

Tick,” the clock says.

Tick, tick, tick

What you have to do,

do quick!

I like to skip,

 I like to jump,

 I like to run about,

 I like to play,

 I like to sing,

 I like to laugh and shout.

 Hickory, dickory, dock

The mouse ran up the clock.

The clock struck one,

The mouse ran down,

Hickory, dickory, dock.

3.3 Использование игр на уроках английского языка

        Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. На уроках английского языка я использую сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации. Игры драматизации создают на уроке атмосферу непринуждённости, снимают напряжение при отработке языкового материала, активизируют речевую деятельность.

В МАГАЗИНЕ

      На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

P1 : Good morning!

P2 : Good morning!

P1 : Have you a red blouse?

P2 : Yes, I have. Here it is.

P1 : Thank you very much.

P2 : Not at all.

P1 : Наve you a warm scarf?

P2 : Sorry, but I haven`t.

P1 : Good bye.

P2 : Good bye.

3.4 Использование песенного материала

      Невозможно представить современный урок иностранного языка на котором не используется музыкальный вид деятельности. Включение в урок песен с элементами инсценирования позволяет снизить усталость детей, вызывает положительные эмоции, повышает настроение у детей, приносит радость и желание учиться.

Old McDonald’s farm — Ферма старого Макдональда
Текст куплета по-английски:
Old McDonald had farm
E-I-E-I-O
And on that farm he had …(an animal)
E-I-E-I-O
With a …(animal’s voice) here,
and … there.
Here …, there …
Everywhere …
Old McDonald had farm
E-I-E-I-O
*есть вариации куплета

У старого Макдональда была ферма
ия-ия-о
И на этой ферме у него был (название животного)
Оно … (звук, который издает животное) здесь
… там
Здесь… там…
Везде…
У старого Макдональда была ферма
ия-ия-о

  1. Заключение

       Таким образом, в заключении я бы хотела сказать, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах и позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость.

Литература:

1. Амамджян Ш.Г. Play and Learn English: Играя, учись: английский язык в картинках для детей дошкольного возраста / Ш.Г. Амамджян. – М.: Просвещение, 1978. – 369.

2. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.

3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка. [электронный ресурс]: Gigabaza.ru (19.03.2016)

4. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270.

Интернет ресурсы:

http://kenglish.ru/flashcards-na-temu-igrushki-toys/

https://pandia.ru

www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....