Статья об использовании CLIL в РФ
статья

Гусарова Мария Петровна

Статья об использовании CLIL в РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusarova_ispolzovanie_clil_v_rf.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование CLIL в РФ»

За последние годы в отечественной педагогике появляется много новых работ, посвященных предметно-языковой интеграции как частному явлению билингвизма. Одним из самых заметных исследователей билингвизма в обучении является Л. Л. Салехова. В своих работах Л. Л. Салехова выделяет в структуре билингвального обучения такое понятие, как «обучение предметному знанию на иностранном языке», имея в виду использование иностранного языка в качестве средства овладения обучающимися знаниями по дисциплине [1]. В работах ряда ученых проводятся исследования реализации принципов билингвизма в высшей школе. Так, у И. Е. Брыксиной [2] дается модель бикультурного языкового образования в высшей школе, предлагается технология профессионально ориентированного обучения, обеспечивающая формирование билингвальной компетенции и ее актуализацию в неязыковом вузе. Е. М. Егошиной [3] приводится билингвальное сопоставление русского и английского языков при формировании профессиональной иноязычной компетенции. Автор проводит детальное изучение структуры профессиональной иноязычной компетенции студентов технического вуза, а также делает акцент на формировании навыков устной коммуникации как на русском, так и на иностранном языке. У З. М. Смирновой [4] можно найти информацию об использовании принципов билингвизма при обучении в иностранной аудитории. При этом автор проводит исследование на материале дисциплины «физика» в медицинском университете, организуя обучение по собственным разработанным учебным материалам, и приходит к выводу об эффективности билингвального подхода при работе с иностранными студентами. С. А. Тарусиной [5] исследуется обучение билингва в условиях национального неязыкового вуза. Автор изучает особенности усвоения английской грамматики студентами-билингвами, для которых после родных национального и русского английский является, по сути, третьим языком.

Группа ученых исследовала явление билингвизма в рамках обучения математике и информатике. В докторской диссертации Л. Л. Салеховой представлена дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей школе [6]. Ею была разработана целостная концепция билингвального обучения математике для будущих педагогов, в рамках которой были сформулированы принципы билингвального обучения математике, а также выявлены факторы билингвальной предметной компетенции учителя. Т. Г. Рыбалко [7] моделировала лингвоинформационную компетентность студентов прикладной информатики. Н. К. Туктамышов [8] занимался определением уровня сформированности коммуникативных качеств математической речи. Моделированию процесса обучения информационно-коммуникационным компетенциям на основе билингвизма также посвящена диссертационная работа Н. И. Батровой [9]. Е. С. Павлова в своем труде описывает возможность применения CLIL при преподавании химии на билингвальной основе [10]. В работе выявлены основные аспекты билингвального обучения, установлены его цели, представлено содержание и методика билингвального обучения химии. Автор приходит к заключению, что билингвальное обучение способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности.

Говоря о непосредственном применении принципов CLIL в высшей школе, стоит отметить диссертационные исследования Р. Р. Зариповой и К. С. Григорьевой. Р. Р. Зарипова в своей кандидатской диссертации предлагает модель обучения предметному знанию на английском языке в рамках курса «Основы математической обработки информации» и определяет предметно-языковую интеграцию как интеграцию специализированного, предметного содержания и языкового обучения [11]. Исследователь детально изучает связь между билингвизмом и интеллектуальным развитием личности, а также приводит анализ когнитивных теорий билингвизма. К. С. Григорьева исследовала формирование иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации у будущих инженеров в сфере авиации [12]. В своей диссертации автор приводит выявленные ею условия предметно-языковой интеграции, а также результаты эксперимента, доказывающие эффективность разработанной ею модели на материале направления «Техническая эксплуатация радиооборудования». Е. Е. Юрковым CLIL определяется как «интегрированное предметно-языковое преподавание, основной идеей которого является объединение предметного преподавания с языковым обучением, но основной акцент делается на приобретение знаний из разных предметных областей» [13].

Авторы множества научных статей по проблеме внедрения CLIL в высшей школе С. А. Гудкова и Д. Ю. Буренкова предлагают собственную поэтапную схему реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе [14]. В своей работе авторы предлагают схему пошагового планирования интегрированного урока, приводят примеры правильного отбора предметного содержания. В заключение авторы приходят к выводу о том, что предметно-языковая интеграция способствует развитию культурного потенциала студента. Наконец, в диссертационном исследовании Э. Г. Крылова представлена методика и модель интегративного обучения иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе [15]. В ней автор проводит экспериментальное интегративное билингвальное обучение по разным программам, включая такие инженерные дисциплины, как «Теоретическая механика», а также гуманитарную дисциплину «Деловой английский язык».

Все вышеперечисленные исследователи наряду с очевидными достоинствами CLIL отмечают характерные проблемы, связанные с его внедрением, особенно в структуру высшей школы в России. Это трудности, связанные с организационной структурой учебного заведения, которая не предполагает бинарного обучения, совместной разработки рабочих программ педагогами с различных кафедр и коллективного преподавания. Также дебаты, связанные с организацией самого учебного процесса и оцениванием его результатов, не стихают до сих пор.

Библиографический список:

1. Салехова Л. Л. Билингвальная предметная компетенция: модель и уровни реализации // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 46–49.

2. Брыксина И. Е. Модель билингвального/бикультурного языкового образования в высшей школе // Вестник ТГУ. – 2010. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-bilingvalnogo-bikulturnogo-yazykovogoobrazovaniya-v-vysshey-shkole.

3. Егошина Е. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза на основе билингвального сопоставления русского и английского языков // Вестник КГУ. – 2009. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studentovtehnicheskogo-vuza-na-osnove-bilingvalnogo-sopostavleniya-1.

4. Смирнова З. М. Использование принципа билингвизма при обучении в иностранной аудитории // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2010. – № 3. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-printsipa-bilingvizma-pri-obuchenii-v-inostrannoy-auditorii.

5. Тарусина С. А. О проблеме обучения билингва грамматическим явлениям третьего языка в условиях национального неязыкового вуза // Преподаватель ХХI век. – 2017. – № 4-1. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-obucheniya-bilingva-grammaticheskim-yavleniyam-tretiegoyazyka-v-usloviyah-natsionalnogo-neyazykovogo-vuza.

6. Салехова Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей школе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Татар. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Казань, 2008. – 447 с.

7. Рыбалко Т. Г. Формирование лингво-информационной компетентности студентов специальности «Прикладная информатика в экономике»: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Нижегород. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – 288 с.

8. Туктамышов Н. К., Салехова Л. Л., Зарипова Р. Р. Определение уровня сформированности коммуникативных качеств математической речи у студентов, обучающихся на двуязычной основе // Филология и культура. –2013. – № 4. – С. 307–314.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21223715.

9. Батрова Н. И. Моделирование процесса обучения информационно-коммуникационным технологиям учащихся старших классов на билингвальной основе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. – Йошкар-Ола, 2014. – 176 с. Научно-методический электронный журнал «Концепт»

10. Павлова Е. С. Теоретические аспекты билингвального обучения химии в основной школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-bilingvalnogoobucheniya-himii-v-osnovnoy-shkole.

11. Зарипова Р. Р. Моделирование обучения на иностранном языке в вузе на основе интегрированного предметно-языкового подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2016. – 196 c.

12. Григорьева К. С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2016. – 160 с.

13. Е. Е. Юрков, Е. Ю. Протасов, Т. И. Попова, А. Никунласси. Введение. Формирование и оценка коммуникативной компетенции билингвов в процессе двуязычного образования: коллективная монография /Изд. дом «МИРС». –Спб, 2012. – C. 7–41.

14. Буренкова Д. Ю., Гудкова С. А. Инструменты практической реализации CLIL-технологии в вузе // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 4 (23). – С. 50–56.

15. Крылов Э. Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2016. – 450 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Статья "Степень использования инновационных технологий в обучении»

В статье рассказывается о степени использования инновационных компьютерных технологий в обучении учащимися гимназии №105....

Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....

Статья "Методика использования возможностей мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point, на разных этапах урока"

Статья "Методика использования возможностей мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point, на разных этапах урока" включает в себя теоретическую часть и  Таблицу "Приемы организац...

Использование CLIL в рамках межпредметного курса "Технология на английском языке" DESIGN ANALYSIS

Методическая разработка предоставляет возможность для описания различных предметов на английском языке для учащихся 5 классов школ с углубленным изучением иностранного языка....

Анализ фрагментов уроков с использованием CLIL

Анализ фрагментов уроков с использованием CLIL...