Роль школьного методического объединения в повышении уровня профессиональной компетентности педагогов
статья

Горбулина М.И.

Методическое объединение как вид учительского сообщества является наиболее давним и традиционным в российской школе. Новое время требует новых подходов к педагогической деятельности, внедрению иного содержания, форм и методов образования, перестройке организации воспитательного процесса. Поэтому нужна действенная и эффективная структура методической службы, основная задача которой - создать все условия для развития профессиональной компетентности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 526 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Горбулина Мария Ивановна,

учитель английского языка,

председатель ШМО учителей иностранных языков

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Методическое объединение как вид учительского сообщества является наиболее давним и традиционным в российской школе. Не секрет, что зачастую содержание деятельности методических объединений следует из их названия: учителя-предметники занимаются, прежде всего, частной методикой, работой по предмету. Педагоги других профилей – соответственно своими специфическими вопросами. Основная форма работы – заседания, на которых один педагог выступает с сообщением, которое потом обсуждается. К сожалению, часто работа методических объединений, как, собственно, и само их существование, носит чисто формальный характер. Даже в случае полноценного функционирования методическое объединение имеет свои традиционные ограничения, одним из которых является ориентация только на методическое совершенствование, т.к. содержание образования много лет считалось неизменным, что совершенно не соответствует духу современной школы, который характеризуется, прежде всего, обновлением содержания образования.

В данный момент перед школой стоит важная задача по внедрению и реализации ФГОС нового поколения. Как показала практика введения ФГОС начального общего образования, администрации учебных заведений, учителя, прочие педагогические работники и методические службы оказались во многом не готовы к такому переходу. Требуется серьезно модернизировать свою деятельность: разрабатывать совершенно новые образовательные программы, осваивать современные учебно-методические материалы, внедрять иное содержание, формы и методы образования, перестраивать организацию воспитательного процесса и т.д. Стандартом ставятся задачи эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических работников, повышения их профессиональной компетентности. И существенную роль в подготовке педагогов к реализации ФГОС призваны сыграть грамотно организованные и эффективно работающие школьные методические объединения учителей. Исходя из этого, можно определить цели и задачи современного методического объединения.

Цель методического объединения (далее – МО)  – создать условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность педагогов, саморазвитие каждого педагога, стимулирующих его к созданию индивидуальных, авторских, педагогических систем.

Задачи:

  • Способствовать научно-методическому обеспечению профессиональной деятельности учителя;
  • Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • Способствовать формированию нормативно-правовой, методической, информационной, контрольно-диагностической базы осуществления образовательного процесса;
  • Обеспечить процедуры диагностики и анализа процесса и результатов качества работы педагогов.

Основные направления работы методического объединения:

Основные направления работы МО

Деятельность по реализации

Документация

Развитие ресурсной базы и оптимизация условий осуществления образовательного процесса

  1. Кадровые

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Направление педагогов на курсы повышения квалификации

Картотека кадров. График и тематика прохождение учителями МО  КПК.

Контроль участия педагогов в районных и городских мероприятиях, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности в межкурсовой период

План районных и городских мероприятий

Организация участия в системе обмена опытом. Выбор тематики самообразования и представления результатов

План мероприятий по обмену опытом.

Перечень тем самообразования и график представления результатов.

Проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков.

График проведения открытых уроков.

Организация наставничества.

План работы наставников.

Инновационная деятельность учителей

Оказание помощи в проведении педагогических исследований, организации инновационной деятельности

Перечень тем педагогических исследований, представление результатов инновационной деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах

Подготовка к участию в профессиональных конкурсах.

Положения и условия профессиональных конкурсов

Аттестация

Помощь в подготовке портфолио учителя, аттестационных документов

График прохождения аттестации.

  1. Нормативно-правовые

Обеспечение педагогов нормативными документами.

Внесение предложений по формированию учебного плана.

Подборка документов, регламентирующих образовательную деятельность.

  1. Методические

Обеспечение педагогов образовательными программами, помощь в составлении рабочих программ, календарно-тематического планирования. Корректировка рабочих программ. Знакомство педагогов с методическими рекомендациями по основным направлениям деятельности.

Рабочие программы учебных курсов, программ внеурочной деятельности. Подборка методических рекомендаций.

  1. Дидактические

Помощь учителю в подборе и систематизации дидактического материала.

Паспорт кабинета

  1. Материально-технические

Подготовка перечня необходимого учебного оборудования

План развития кабинета

Обеспечение качества образования

  1. Урочная деятельность

Проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков

График проведения открытых уроков.

  1. Внеурочная деятельность

Формирование системы внеурочной деятельности; совместная подготовка и проведение внеурочных мероприятий, предметной недели.

План внеурочной деятельности. Отчеты и анализ по проведенным мероприятиям.

  1. Предметные олимпиады и конкурсы

Организация, проведение и анализ школьного этапа ВсОШ

Протоколы проведения и анализ школьного этапа

Организация подготовки участников районного и городского этапов  ВсОШ

План подготовки участников; списки участников, результаты, анализ результативности участия

Организация подготовки обучающихся к участию в школьных, районных и городских предметных (межпредметных) олимпиадах и конкурсах

Списки участников, результаты и анализ участия

Организация работы с одаренными и мотивированными учащимися

План работы

Диагностика и анализ результатов профессиональной деятельности педагогов

Мониторинг процесса и результата профессиональной деятельности педагогов

Проведение школьных диагностических работ

План проведения и анализ работ

Анализ итогов промежуточной диагностики и учебного года

Анализ итогов; план предупреждения неуспешности в учебе

Подготовка к итоговой аттестации

План подготовки к итоговой аттестации, контрольно-измерительные материалы, анализ результатов

Анализ результатов мониторинга

Обеспечение выявления причин полученных результатов всех диагностических работ

Анализ результатов мониторинга

Формы работы методического объединения:

  • Заседания методического объединения;
  • Организация внеклассных мероприятий, предметных и методических недель;
  • Круглые столы, совещания, теоретические и практические семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары, конференции, деловые игры, мозговые штурмы, тренинги, творческие отчеты учителей;
  • Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методическим вопросам и вопросам общей педагогики и психологии;
  •  Взаимопосещение уроков;
  • Особое место занимают совместные мероприятия, которые проводятся в свободное от работы время, и нацелены на сплочение педагогов, психологическую разгрузку и выявление лидеров (совместный активный отдых, корпоративные игры, тренинги, экскурсии, неформальное проведение праздников).

В нашей школе методическое объединение учителей иностранных языков достаточно большое, около 30 человек, и, естественно, в силу различных жизненных обстоятельств, каждый год педагогический состав обновляется. К нам приходят, как опытные учителя, так и молодые специалисты, зачастую выпускники нашей школы, которых мы всегда рады принять уже в качестве коллег.

На нашей кафедре иностранных языков сильны традиции наставничества. Основными задачами  школьного наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
  •  ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил  поведения в образовательном учреждении,  сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

За каждым новым педагогом закрепляется наставник, который совместно с заместителем директора по УВР курирует молодого специалиста. Такое сопровождение осуществляется на протяжении 2-3 лет. Но помимо этого, каждый год в сентябре и декабре у нас проходят методические недели молодого специалиста. В ходе сентябрьской недели:

  1. Опытные преподаватели дают открытые уроки и внеурочные занятия разного типа, с использованием различных педагогических технологий для детей всех возрастных категорий, каждый урок подробно анализируется,  молодые специалисты дают свою оценку, выслушивают оценку более опытных коллег, знакомятся с реальными технологическими картами урока.  
  2. Проводятся  внеклассные мероприятия, в том числе традиционное мероприятие «Bringing Stories to Life: Summer Reader’s Theatre”, в ходе подготовки к которому учащиеся  снимают видео, буктрейлеры, рисуют плакаты, делают инсценировки по прочитанным за лето произведениям на иностранном языке. Здесь уже молодым специалистам дается возможность проявить себя, стать ответственным по одному из направлений работы.
  3. Проводятся разнообразные мастер-классы, обучающие семинары.

В ходе декабрьской недели уже молодые специалисты дают открытые уроки, организуют внеклассные мероприятия (празднование Нового года и Рождества), все уроки и внеклассные мероприятия подробно анализируются более опытными коллегами.

По итогам первого полугодия / года работы в школе с молодыми специалистами проводят собеседования педагоги-наставники, заместитель директора по УВР и директор школы. На заседании МО обсуждаются результаты работы молодых коллег, обязательно отмечаются все положительные моменты и достижения, даются практические советы.

Проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой. Имеющаяся традиционная структура методической службы в школе (включающая педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, кафедры)  в условиях введения стандарта второго поколения может быть дополнена новыми структурами, способными инициировать ведение экспериментальной работы в учреждении и обеспечить научно-методическое сопровождение инновационных процессов. На сегодняшний день методическую работу можно и нужно оптимизировать в любой школе. Необходимо перестраивать всю методическую систему, выбрав или сконструировав свой оптимальный вариант внутришкольной методической системы, в которой, безусловно, обновленные методические объединения займут свое достойное место.

Список использованной литературы:

  1. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель. 2007.
  2. Поташник М.М. Организация и содержание методической работы в школе. – М., 1994.
  3. Ривкин Е.Ю. Методические объединения образовательного учреждения // Управление современной школой. Завуч. 2013. №5.
  4. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Чуракова Р.Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения. – М.: Академкнига/Учебник. 2013. –С. 13-19.
  6. Управление введением ФГОС основного общего образования / Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. – СПб.: КАРО, 2013. -160 с. – Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

тезисы к выступлению на педсовете по теме "Самообразование педагога"...

Роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся по иностранному языку

Нельзя переоценить роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся. Именно от слаженной работы всех педагогов, преподающих иностранный язык, зависит степень увлеченности ...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Роль школьного методического объединения в повышении качества обучения в условиях подготовки к ЕГЭ

Выступление: "Роль школьного методического объединения в повышении качества обучения в условиях подготовки к  ЕГЭ"....

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор...