дифференцированный подход на уроках иностранного языка
статья

Качанова Любовь Андреевна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» пст.Первомайский

Дифференцированный подход на уроках иностранного языка

Учитель иностранных языков: Качанова Л.А.

В рамках реализации ФГОС нового поколения домашнее задание предусматривает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Для того, чтобы ДЗ стало эффективным инструментом достижения этих результатов обучения, необходимо соблюдать следующие правила:

- для задавания на дом необходимо отводить специальное время (большинство учителей дает ДЗ в конце урока, но это можно делать и в начале, и в середине) - ученик должен не только знать, что делать, но и как делать,

- всегда стараюсь доходчиво объяснить детям, что им предстоит выполнить дома. В течение урока могу неоднократно обратить внимание учащихся на ДЗ, например, при отработке грамматического материала говорю, что дома вы будете использовать это правило, или при выполнении какого-то упражнения говорю, что дома вы будете выполнять подобное.

- Поэтому часто объясняю ДЗ по логике урока на любом этапе

- давать ДЗ следует при полном внимании всего класса

- содержание ДЗ должно быть понятно всем без исключения

- каждое ДЗ должно быть своевременно проверено, иначе оно теряет смысл

часто даю памятки, опорные схемы, конструкции, примеры, которые помогают учащимся выполнить задание правильно, т.к. хорошо понимаю, что даже самые внимательные ученики с прекрасной памятью не всегда могут дома с легкостью вспомнить все, что проходили на уроке, т.к. с урока проходит уже не малое время, и в голове у наших детей может все перемешаться и наслоиться после 6 разных уроков и других событий жизни.

При подаче ДЗ учителю необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся. ДЗ можно давать на трех уровнях:

1уровень: обязательный минимум –то, что абсолютно понятно и доступно всем

2 уровень: тренировочный – для учащихся, без особых трудностей осваивающих программу и желающих хорошо знать предмет

3 уровень: творческий – выполняется по желанию, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2 

                                         Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

         Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий). К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К репродуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в изменённой или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

           

 Приведу пример такой дифференциации.

             Первой группе даётся репродуктивное задание.

Выбрать подходящее по смыслу слово в каждое вопросительное предложение

Do the quiz. Choose and write.

Small  strong  clever  big  funny  tall

  1. Elephants are the ______________________ animals in the world.
  2. Whales are the ________________________ animals in the sea.
  3. Giraffes are the ________________________ animals in the zoo.
  4. Penguins are the _______________________ birds in the zoo.
  5. Insects are the _________________________ animals in the zoo.
  6. Dolphins are the _______________________ animals in the sea.

2 и 3 группы.

Ответить на вопросы, вставив пропущенные слова.

Answer about you.

  1. Who’s the oldest person in your family?
  2. Who’s the tallest person in your family?
  3. Who’s the funniest person in your family?
  4. Who’s the worst singer in your family?
  5. What’s the hottest month of the year?
  6. What’s the coldest month of the year?

                              Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

            Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.

            Возможны следующие варианты организации дифференцированной работы:

            Вариант 1. Задания повышающейся (восходящей) трудности. Одним учащимся предлагается базовое задание (из учебника), а другим – более сложные по сравнению с базовым задания.

            Вариант 2. Задания понижающейся (нисходящей) трудности. Одним учащимся предлагается базовое задание, а другим (детям с низким уровнем обученности) – более простое по сравнению с базовым задание.

           Вариант 3. Задания разного уровня трудности на выбор учащихся.

Например,

1 группа.

Спишите предложения в следующем порядке: утвердительные, отрицательные, вопросительные. Подчеркните в них глаголы-связки.

Are you a pupil?

My friends aren’t lazy.

He is Sam.

I am a pupil.

Is it Lena?

She is not Ann.

I am not at home.

My dog is strong.

2 группа.

Найди вопрос с ошибкой и исправь в нём глагол. Запиши все вопросы правильно.

Are you a pupil?

Is Sam at home?

Are Lena lazy?

Am I a pupil?

Is it a dog?

Is she at school?

Are you good pupils?

Is Rex a dog?

3 группа.

Составь из слов вопросы. Подбери к каждому вопросу верный ответ и запиши получившиеся пары.

an/Rex/dog/is/angry/? - ______________.

I/a/pupil/am/? - ____________________.

in/we/the/are/forest/? - _______________.

she/Ann/is/? - ______________________.

Kate/lazy/Rick/and/are/? - ____________.

Ответы: Yes, you are. No, we are not. Yes, it is. No, they are not. Yes, she is.

                               Дифференциация заданий по объёму учебного материала

           Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

            Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и даётся дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но учитель специально стимулирует учащихся, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.

Пример такой дифференциации.

Основное задание:

Спиши. В каждой строке зачеркни лишнее слово.

  1. Sing, swim, stand, play, seven, see, live, skip, can.
  2. Take, jump, has, run, think, hat, sit, have.
  3. Stop, skate, help, dance, home, go, ride, like.

Дополнительное задание:Подбери к лишним словам ещё 3 слова начинающихся на эту же букву.

Так работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам  такие разноуровневые задания:

1.    сильным – пересказ, выразить свое отношение

2.    средним – выделить основную информацию по ключевым словам; прочитать и ответить на вопросы по содержанию текста.

3.    слабым  – прочитать и выбрать ответы на вопросы по тексту.

      Успешно используются карточки и раздаточный материал при работе и с грамматическим материалом, например, в употреблении  

Perfeсt. Можно взять картинку «Лето» и предложить такие задания:

1.    сильные ученики получают задание «Расскажи, что дети делали летом» (глаголы в Infinitivе выписаны на доске).

2.    средние – составляют предложения по карточкам: вставьте нужный вспомогательный глагол в нужной форме;

3.    слабые – карточки, где надо поставить глагол в форме Participle 2 (глаголы даются в конце предложения).

             В итоге получается, что все работали по одной  же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.

Всегда стараюсь особо оценить артистические способности учащихся, например, если диалог или стих рассказан с выражением, но с некоторыми ошибками, могу поставить 5, а не 5+, либо 5-, либо, если есть серьезная ошибка, 4+.

Творческие работы с оформлением задаю часто, т.к. в начальной школе многие дети любят рисовать. Такие работы у меня бывают 2 видов: обязательные и по желанию (чаще всего). Это могут быть иллюстрации к словам, к рассказам и сочинениям, к стихам, кроссворды и чайнворды, пригласительные на ДР, расписание уроков.

Если работа обязательная, всегда говорю – для тех, кто не любит и не очень хорошо рисует – (чтобы такое задание не было пыткой и не пришлось подключать маму-папу) можно нарисовать схематично, в тетради, простым карандашом (иллюстрации к словам по теме «Природа») или, например, расписание уроков, в виде простой таблицы. Проектные работы в 4 классе в конце каждой темы в виде главы книги – обязательны для всех,

Конечно, в Творческие задания по желанию никогда не оцениваю ниже 4. Если ошибок много, просто не ставлю отметку. Оформление оцениваю на 5 либо на 5+. Многие дети сами спрашивают: «А можно это задание оформить?» Некоторые идеи таких заданий подавали мне сами дети. Идеи новых творческих заданий приходят каждый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам

В дидактике  обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В п...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогическ...

Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка

Тема по самообразованию "Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка"...

Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка в школе

Начало изучения иностранного языка - приятный момент в жизни каждого ученика. Он поднимается на новую ступень лестницы познания. Но часто движение вперёд в этом направлении идёт не так успешно и стрем...

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку

Общеизвестно, что контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами, поэтому одной из актуальных проблем ...

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку

Дифференциация обучения учителем – самый низкий уровень индивидуального подхода к учебному процессу. Поэтому роль учителя здесь определяющая. Имеется в виду отношение учителя к индивидуализации, мотив...

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку...