скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
статья

Титанакова Надежда Константиновна

Предварительный просмотр:

Титанакова Надежда Константиновна,

учитель английского языка

БОУ г. Омска «Гимназия №26»

г. Омск

Роль урока английского языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования

Аннотация

Автором разработан комплекс заданий по формированию функциональной грамотности при работе с текстами на уроках английского языка. Комплекс основан на таксономии Б. Блума – иерархическом порядке целей обучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, универсальные учебные действия, таксономия Б. Блума, комплекс заданий.

Вопросы формирования функциональной грамотности актуальны ввиду того, что целью национального проекта «Образование» - обеспечение возможности самореализации каждого ученика. Одним из его направлений является проект «Современная школа», который предусматривает получение качественного и конкурентоспособного образования вне зависимости от места жительства. То есть, речь идет о единой системе обучения и оценки, которая прозрачна для всех участников учебного процесса. Ученикам необходимо понимать, в какой области жизнедеятельности они смогут применить полученные на уроке навыки и знания.[1]

При изучении особенностей работы в условиях обновления содержании образования и развитии навыков XXI века нужно дифференцировать понятия «функциональная грамотность» и «универсальные учебные действия».

Функциональная   грамотность   учащихся  - это  уровень  образованности  учащихся, выражающий  степень  овладения  ими  ключевыми  компетенциями, определяемых ФГОС, позволяющий эффективно действовать в учебной и вне учебной деятельности. [2] Термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [3] Успешное овладение УУД обусловливает развитие функциональной грамотности обучающихся.

Ставлю перед собой следующие педагогические цели в учебно-воспитательном процессе: разработка комплекса заданий, направленных на развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в основной школе в контексте формирования УУД.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о  формировании функциональной грамотности  у обучающихся; проанализировать УМК по английскому языку «Английский в фокусе» под ред. Ваулиной Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е. и др.за 5-9 классы и оценить образовательный потенциал заданий, направленных на функциональной грамотности обучающихся; разработать и апробировать комплекс заданий по развитию функциональной грамотности; проверить эффективность реализуемой системы работы по развитию функциональной грамотности на уроках иностранного языка.

Для разработки инструментария мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности и для педагогического наблюдения за траекторией развития каждого ученика на уроках иностранного языка мною использована таксономия Б. Блума [4], согласно которой цели образования разделяются на шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их: знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.); понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция); применение; анализ (взаимосвязей, принципов построения); синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений); оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Как узнать, сформированы ли навыки функциональной грамотности у ученика? Он способен применять ознакомительное, просмотровое, изучающее чтение, менять приемы восприятия и понимания информации в соответствии с целью и видом текста.

 Существуют требования к  отбору   текстов к заданиям на функциональное чтение: актуальность текста, наличие новой информации, развивающий характер текста, умеренное количество цифр, дат, терминов, понятий, помощь иллюстраций в понимании текста, адаптация трудности и объема текста к возрастным особенностям учеников, возможность контекстной догадки значения незнакомых слов или наличие сносок, легко читаемый шрифт, четкая структура текста, отсутствие ошибок.

При классификации текстов принято разделять их на сплошные (не прерываемые формулами, таблицами, иллюстрациями. Это могут быть рассказы, стихи, сочинении и т.д.) и несплошные (сочетающие в себе несколько источников информации. К ним относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты, программы, билеты и т.д.)
При работе со всеми типами текстов мной был разработан комплекс заданий для формирования функциональной грамотности в соответствии с таксономией Б. Блума.

Этап «Знание»: вспомните и запишите все виды спорта (транспорта, одежды, слова по теме «Внешность»); вспомните понятия «много, мало, больше, меньше», посмотрев на рацион питания двух учеников; распознайте ключевые слова в тексте и запишите их; прочитайте и ответьте на вопросы (Где? Когда? Кто? Сколько?); прочитайте и соотнесите слова и их значения; выберите правильный ответ (факты из текста); назовите имена главных героев, место действия; опишите главного героя; определите характер героя, найдя информацию в тексте.

Этап «Понимание»: перекомпануйте предложенные слова на английском языке и их перевод в виде схемы «Рыбная кость»; прочитайте туристическую программу и составьте алгоритм действий при путешествии за границу; прочитайте и ответьте на вопросы (Почему? Как?); прочитайте и объясните причину, цель; объясните (переведите) словосочетании, предложении, отрывок текста; отметьте T/F (правда/ложь), исправьте неверные утверждения; расскажите своему партнеру о прочитанном, чтобы он понял содержание; перескажите текст; составьте список; составьте план; сделайте описание явления; сделайте вывод; изложите основную идею; превратите текст в памятку.

Этап «Применение»: иллюстрируйте в виде схемы (диаграммы) информацию из текста; составьте диалог на основе прочитанного, изменив данные (имена, время, места и т.д.); объясните как можно применить на практике информацию из текста; докажите эффективность действий героя; проиллюстрируйте; переформулируйте предложения с использованием данных слов; приведите примеры явления из текста.

Этап «Анализ»: расставьте все события из текста по этапам и составь схему «линия времени»; выделите сходства и отличия, прочитав информацию в виде расписания, правил поведения (несплошной текст), программ и т.д.; проанализируйте схему или диаграмму сопроводите своими комментариями; сравните и сделайте вывод; составьте вопросы к тексту; составьте список главных идей текста и объясните их значение; опровергните утверждения; классифицируйте события (явления).

Этап «Синтез»: напишите  письмо-благодарность семье своего друга, у которого ты был в гостях; определите преимущества и недостатки; составьте план исследования; предложите способы решении проблемы; предложите альтернативу; напишите эссе; напишите статью в школьный журнал, блог.

Этап «Оценка»: оправдайте действия героев; прочитайте резюме и определите, какие недостатки не позволили человеку получить работу, передела его резюме так, чтобы оно стало более успешным; проведите дискуссию по проблемам, поднимаемым в тексте; оцените, используя критерии; сделайте вывод, аргументируйте его; разработайте критерии для оценки эссе, проекта, статьи по теме прочитанного.

Анализ УМК «Spotlight» показал, что при работе с текстами задания расставлены по уровням восприятия информации, что соответствует таксономии Блума. Тексты довольно интересны и информативны, соответствуют всем требованиям.

Разработанный мной комплекс возможно применять на уроках, выбирая задания в соответствии с уровнем владения материалом, возможностей учеников и с целями урока.

Для оценки качества сформированности навыков функционального чтения применяю формирующее оценивание. В качестве инструментов использую листы оценивания, прием «Лесенка успеха», анкеты, рефлексивные таблицы, цветовые и знаковые символы.

Список литературы

  1. Министерство просвещения РФ, национальный проект «Образование» [электронный ресурс] https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/
  2.  Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное российское образование" [Электронный ресурс]

http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html?forprint=1#:~:text=%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%85,%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7.

  1. Универсальные учебные действия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F#:~:text=%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20(%D0%A3%D0%A3%D0%94)%20%E2%80%94,%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.
  2. «Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под научн. ред. д-ра пед наук, профессора В.И. Байденко.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. [Электронный ресурс] https://files.cdml.ru/IPK/3p/%C3%90%C3%A0%C3%A7%C3%A4%C3%A5%C3%AB%2001.%20%C3%92%C3%A5%C3%B5%C3%AD%C3%AE%C3%AB.%C3%AE%C3%A1%C3%A5%C3%B1%C3%AF%C3%A5%C3%B7.%C3%AF%C3%B0%C3%AE%C3%A3%C3%B0%C3%A0%C3%AC%C3%AC/%C3%9D%C3%AB%C3%A5%C3%AA%C3%B2%C3%B0%C3%AE%C3%AD%C3%AD%C3%A0%C3%BF%20%C3%A1%C3%A8%C3%A1%C3%AB%C3%A8%C3%AE%C3%B2%C3%A5%C3%AA%C3%A0/%C3%81%C3%AE%C3%AB%C3%AE%C3%AD%C3%B1%C3%AA%C3%A8%C3%A9%20%C3%AF%C3%B0%C3%AE%C3%B6%C3%A5%C3%B1%C3%B1%20%C3%81.%20%C3%81%C3%AB%C3%B3%C3%AC.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.

Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...

Решение задач  по математике в 5 классе  как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содержания образования

Решение задач по математике в 5 классе как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содеожания образования...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...