Система оценивания образовательных результатов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
статья

Кучеренко Евгения Александровна

Любая деятельность имеет смысл, когда она результативна, т.е. все поставленные задачи выполнены. Ученик работал на уроке и хочет, чтобы эта деятельность была оценена. Это одна из причин, по которой он является участником образовательного процесса и главным субъектом уроком, он хочет получить результат. А мы, учителя, обязательно должны ему предоставить этот результат в виде оценки его работы на уроке.

         Именно поэтому так важен и необходим структурный компонент по оцениванию учебных достижений учащихся в заключительной части урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnaya_deyatelnost.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных результатов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей», г. Севастополь

Учитель английского языка – Кучеренко Евгения Александровна

Любая деятельность имеет смысл, когда она результативна, т.е. все поставленные задачи выполнены. Ученик работал на уроке и хочет, чтобы эта деятельность была оценена. Это одна из причин, по которой он является участником образовательного процесса и главным субъектом уроком, он хочет получить результат. А мы, учителя, обязательно должны ему предоставить этот результат в виде оценки его работы на уроке.

        Именно поэтому так важен и необходим структурный компонент по оцениванию учебных достижений учащихся в заключительной части урока. Чтобы правильно провести эту часть урока, учитель ставит перед собой дидактическую и психологическую цели.

        Дидактическая цель структурного эта па оценивания учебных достижений учащихся – оценить учебные достижения учащихся по фактам выполнения какого-либо задания, наличия чего-либо и констатировать степень овладения учащимися каким-либо знанием, умением, навыком в соответствии с требованиями 5-бальной оценки знаний.

Психологическая цель – способствовать развитию чувства ответственности ученика за результаты своей работы через стимулирование повышения его внимания к самому себе и содействовать формированию конструктивной самооценки.

Система оценивания знаний появилась в иезуитских школах в шестнадцатом веке и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания. В истории российского просвещения, как и в Европе, существовала трехразрядная система оценок:  высший, средний, низший разряд. В 1937 году Министерство народного просвещения в СССР установило 5-балльную систему оценивания, существующую и сейчас в России. Двадцать первый век диктует новые методы оценивания знаний, изменились не только условия жизни, образование, техника, но и дети.

Оценивание - механизм сопоставления фактического результата учащегося с ожидаемыми результатами обучения учебных программ, для корректировки планирования и организации обучения. Практическая значимость оценивания - это определить уровень подготовки ученика на каждом этапе учебного процесса, отследить прогресс в обучении и корректировать индивидуальную траекторию развития ученика.

Цель моей работы - предоставить систему оценивания учебных достижений учащихся в предмете английский язык и проанализировать ее практическое значение  на уроке английского языка.

Основные особенности системы оценки:

  •  критерии достижения – планируемые результаты;
  •  оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
  •  оценка способности решать учебно-практические задачи;
  •  сочетание внутренней и внешней оценки
  •  комплексный подход: использование
  •  стандартизированных работ (устных, письменных);
  •  нестандартизированных работ: проектов, практических работ,
  • портфолио, самоанализа, самооценки и др.
  •  уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
  •  накопительная система оценки индивидуальных достижений;
  •  использование персонифицированной и неперсонифицированной
  • информации;
  •  интерпретация результатов на основе контекстной информации

Выставляемые по итогам урока отметки необходимо аргументировать:

  • во–первых, с дидактической точкой зрения в  соответствии с ФГОС были разработаны четкие, конкретные критерии оценки знаний, умений и навыков по каждому предмету , которыми должны руководствоваться учителя и которые должны быть  известны и понятны учащимся;
  • во-вторых, с психологической точки зрения, аргументация оценок побуждает учащихся к сознательному приобретению знаний и их практическому применению. Оценка знаний может перейти во внутренний мотив, тесно связанный с интересом к учению, чувством удовлетворения к успехами, радостью от преодоления препятствий и достижения цели, если если учителем старания учащихся оцениваются справедливо и доброжелательно, если ученики ощущают его постоянно проявляющуюся готовность прийти им на помощь.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Иностранный (английский) язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы. Планируемые результаты освоения программы поданному учебному предмету представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В систему оценки предметных результатов входят:

• Опорные знания, включающие в себя: ключевые понятия, правила, факты, методы, понятийный аппарат.

• Предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).

Цель оценки предметных результатов — оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым учащимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Система оценивания строится на основе следующих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Комплект оценочных средств (далее — КОС) предназначен для оценки результатов освоения учебного предмета. КОС включает материалы для проведения текущей аттестации учащихся в конце изучения каждой темы (модульный контроль), а также оценивания по видам речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо).КОС разрабатываются на основании рабочей программы учебного предмета.

Цель представленных заданий — формирование и развитие коммуникативной иноязычной компетенции учащихся. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

• приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

• осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;

• формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;

• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Согласно методическим рекомендациям «Об особенностях преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях города Севастополя и Республики Крым в 2017–2018 учебном году» в конце каждой темы (модуля) рекомендуется провести модульный контроль. Количество модульных контролей определено автором учебников. Два раза в год (в декабре и мае) осуществляется проверка всех четырёх видов речевой деятельности. Контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке. Отметка по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно. Материал для контроля по видам речевой деятельности рекомендовано брать за полугодие.

Большинство общеобразовательных учебных заведений Севастополя  работает по учебнику «Английский в фокусе» (рекомендованного федеральным перечнем учебников). Одно из самых важных преимуществ данного учебника — то, что он является неотъемлемой частью учебно-методического комплекса «Английский в фокусе», в который, в том числе,

входит Сборник заданий Test Booklet, который в значительной мере оптимизирует и систематизирует процесс контроля. Однако структура контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) нуждается в коррекции, учитывая методические рекомендации (см. выше). В рамках нашего школьного методического объединения учителей иностранного языка, мы разработали свой подход к формированию КОС на материале пособия Test Booklet. Предлагаем рассмотреть наш подход примере 9 класса.

Авторами учебника «Английский в фокусе»  9 класс предусмотрено 8 модульных контролей (в конце каждого модуля). При проведении модульного контроля мы используем задания — Vocabulary, Grammar и Everyday English (страница Progress Check в учебнике позволяет учащимся самостоятельно готовиться к модульному контролю). В конце каждого полугодия (в декабре и мае) проводиться контроль по видам речевой деятельности. В нашем арсенале задания по чтению и аудированию, которые мы не использовали в тестах Сборника. Материала настолько много, что учитель может выбирать, учитывая особенности класса или отдельных учащихся. Все задания по аудированию сопровождаются лицензионным аудиосопровождением, записаннымносителями языка и имеющимися в свободном доступе на сайте УМК www.prosv.ru Творческие письменные работы (письма, эссе и др.) оцениваются по пяти критериям:

1. Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).

2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказыванияи деление текста на абзацы);

3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

Устные ответы оцениваются по пяти критериям:

1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).

2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);

3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).

Задания по говорению учитель составляет с учетом лексического материала темы и особенностями устной части ЕГЭ и ОГЭ, для того чтобы учащиеся имели представление о формате устной части, начиная с каждой

ступени обучения, предусматривающей сдачу ГИА.

Контроли чтения и аудирования, а также модульные контроли оцениваются исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Контроли чтения, аудирования  

Модульные контроли

Отметка «2»

Отметка «3»

Отметка «4»

Отметка «5»

60% и менее

от 61% до 75%

от 76% до 90%

от 91% до 100%

59% и менее

от 60% до 74%

от 75% до 94%

от 95% до 100%

Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения.

Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

Нужно отметить, что на уроках английского языка перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке уже давно является очень широким и разнообразным. В их число входят:

  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе
  • выполнения работ;
  • результаты тестирования;
  • работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и
  • презентации, разнообразные тексты, подборки информационных

материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы).

Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности на уроках английского языка. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.

В рамках ФГОС каждый урок должен включать формирование тех или

иных УУД. Соответственно, должна осуществляться оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверке.

 В связи с введением ФГОС внеурочная деятельность учащихся в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. В связи с этим такая деятельность, как правило, не имеет объективной оценки и имеет серьезный недостаток – оценка направлена исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями,        а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности.

Не стоит пренебрегать моментом значительности  в оценивании деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Исходя из целей и задач внеурочной деятельности по английскому языку, направленной на формирование метапредметных и  личностных результатов, повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка, развитие языковых, интеллектуальных и познавательных и творческих способностей, интереса к культуре стран изучаемого языка, изменяется субъект оценки деятельности и применяются иные критерии. Основным видом работы во внеурочной деятельности по английскому языку является создание и защита проектов. Каждый из учащихся, работая в команде, отвечает за конкретный вид деятельности: кто-то из ребят находит материал, кто-то рисует, другие создают слайды, команда участвует в формировании каждого этапа проекта и в общем обсуждении решает, как осуществить его защиту. Преимущество иностранного языка как предмета в данном случае – это возможность обучения в процессе работы над проектами уже на начальной стадии изучения английского языка. Если изначально темы могут быть простыми «Мой дом», «Моя школа», то в среднем и старшем звене «Мой город», «Проблемы окружающей среды», «Переработка мусора в России и США» и многие другие, исходя из интересов учащихся. Здесь основную роль играет самооценивание или коллективное оценивание, а также взаимооценивание учащихся. Несмотря на то что во внеурочной деятельность не применяется критериальная система поурочного оценивания, в отличии от урочной деятельности (учитель не выставляет балльные отметки в журнал и дневник), оценка деятельности и участия в совместных и индивидуальных проектах, как со стороны учителя, так и со стороны соучастников, очень важна для каждого ученика. Успехи учащихся в изучении английского языка в ходе внеурочной деятельности и уровень их мотивации к коллективной учебной деятельности напрямую зависит от организации процесса и оценки учителя. Ведь учитель способен дать свою оценку не только посредством выставленных баллов. Эмоциональное словесное поощрение – это уже оценка, а тем более на иностранном языке. Кроме того, ученики заполняют по итогам защиты проектов оценочные листы на основании результатов освоения материала и результатов свое деятельности, которые впоследствии учитываются учителем при мониторинге сформированности метапредметных и личностных умений и навыков учащихся. Еще один способ отслеживания образовательных результатов школьников в урочной и во внеурочной деятельности – портфолио ученика.

Таким образом, новые подходы в образовании предполагают и новую систему оценивания. Ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен  получать самостоятельно знания.

Учитывая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что учителю, готовясь к уроку, необходимо предусмотреть время для выставления аннотировнных отметок и обязательно объяснить ученику все недостатки или положительные моменты работы ученика, за которые выставлена низкая или высокая оценка.  Если нет возможности поставить отметку ученику в дневник ввиду его отсутствия на уроке, то в таком случае учитель не должен оставаться равнодушным. Нужно найти возможность (вероятнее всего, по телефону) напрямую выйти на контакт с родителями, чтобы сообщить им о достижениях ребенка или, наоборот, о неудачах и наметить пути их ликвидации.

Именно с помощью таких записей и высказываний мы, учителя, создаем ситуацию успеха учащимся и вызываем чувства гордости у  родителей за достижения своих детей Оценочное суждение Словесная характеристика результатов учебного действияWell do

Список использованной  литературы и ресурсов:

1. Загашев И.О. «Рейтинговая накопительная система оценивания

образовательных результатов учащихся» rc. nekrasovspb. ru› wp- content…

2011/06/zagachev. doc

2. Ковалева Г. С. , Логинова  О.Б. «Оценка достижений планируемых

результатов в начальной школе» Москва «Просвещение» 2010

3. Красноборова А.А. Критериальное оценивание как технология

формирования учебно-познавательной компетенции учащихся. – Нижний

Новгород, ПГПУ – 2010г.

4. Методические рекомендации «Об особенностях преподава-

ния иностранных языков в общеобразовательных организа-

циях Республики Крым в 2017-2018 учебном году»

5. Новые практики формирования и оценивания. Метапредметные и

личностные образовательные результаты школьников.- под редакцией О. Б.

Даутовой и Е. Ю. Игнатьевой.- Санкт-Петербург: «КАРО», 2015г.

6. Пинская М.А. , Улановская И. М.. Новые формы оценивания.

Просвещение, «Работаем по новы м стандартам», (80 с.),2013 г.

7. Пинчук Т. А., Инновационные технологии обучения школьников разного уровня способностей. – Севастополь: Издательство «Мистэ», 2012

8. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение/авт. – сост. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2011.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования», утвержден приказом Минобрнауки

России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г., 22

сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря

2015 г.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования», утвержден приказом Минобрнауки

России от 17 декабря 2010 г. № 1897; в ред. приказов от 29 декабря 2014 г.,

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ

11. Филатова М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство

достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №16.3–296).

12.  Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов

обучения в школе. - Москва: Педагогическое общество России - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....

Новые подходы к оцениванию образовательных результатов на уроках английского языка

В докладе и презентации рассказывается о новых подходах к оцениванию образовательных результатов на уроках английского языка....

Трёхуровневые задания как новая форма оценивания образовательных результатов на уроках русского языка. 9 класс

Работа написана по теме: "Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными"...

Система оценивания образовательных достижений по дисциплине «Английский язык»

Система оценивания образовательных достижений по дисциплине «Английский язык»...

Система оценивания образовательных результатов на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС

Система оценивания образовательных результатов на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС...