Как глобализация образования повлияет на индивидуальную траекторию образования для обучающихся?
статья

Резникова Наталья Николаевна

Статья посвящена тому, насколько сегодня глобализация прослеживается в сфере образования, показыватся ее преимущества и недостатки. Является ли глобализация угрозой для развития национальных культур? Будет ли у нас в будущем один глобальный язык и есть ли относительно этого серьезные опасения? Как глобализация может влиять на возможность учащихся развиваться в том или ином направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Глобализация в сфере образования24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Как глобализация образования повлияет на индивидуальную траекторию образования для обучающихся?

Резникова Наталья Николаевна, учитель английского языка, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 16» г. Новый Уренгой, ЯНАО

Глобализация – это очень быстрое развитие современных технологий во всех сферах и областях науки. Влияние глобализации на современный мир очевидно и это действительно проблема, с которой следует считаться и которую необходимо решать.

Глобализация - это такое явление, которое в настоящее время оказывает ключевое влияние на все стороны жизни человека и общества. Глобализацию можно назвать одной из наиболее характерных тенденций нашего времени, проявляющуюся практически во всех сферах. Под ее влиянием происходит процесс всеобщей экономической, культурной, производственной и политической интеграции. Конечно, влияние глобализации во всех многочисленных областях человеческой деятельности проявляются по-разному. Но наиболее сильно оно прослеживается в сфере науки и образования. В настоящее время науку и образование невозможно представить без хорошо налаженного контакта с зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями.

Глобализация дает значительный толчок к развитию экономики знаний и выступает импульсом к внедрению системы инновационного образования. Под влиянием развития сети Internet и спутниковой связи информационное поле стало глобальным, его больше не могут ограничить расстояние или государственные границы. Формирование единого глобального коммуникационного поля и развитие сектора информационнокоммуникационных технологий способствует обогащению процесса образования инструментами интерактивных форм обучения, среди которых дистанционное образование, on-line конференции, доступ к сетевым библиотекам, мировые банки данных и многое другое. Все вышеназванное является стимулом развития инновационного образования и ускоренного распространения знаний посредством глобальной коммуникационной сети. [2; с.177]. Современные инструменты инновационного образования происходят в условиях глобализации всей системы: международные научные молодежные форумы и конференции, системы грантовой поддержки молодых ученых, всевозможные стажировки для учащихся, доступ к ресурсам библиотек и базам данных мира, оперативное  общение с ведущими специалистами других городов и стран и многое другое. [5].  

Проблемы глобализации образования поднимались на V Международном научном конгрессе «Глобалистика-2017: глобальная экология и устойчивое развитие», проходившем в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 25-30 сентября 2017 года [4]. Участниками дискуссий было отмечено, что наряду с развитием новых подходов к образованию необходимо преодолевать существующую культурную деградацию общества. Образование — глобальная проблема, так как в мире еще не существует понимания единой модели образования завтрашнего дня.

Образование в эпоху глобализации является сферой, в которой будущий специалист приобщается к общемировым ценностям, расширяет свои знания и кругозор относительно не только профессиональных компетенций, но и условий труда, которые могут ему быть обеспечены в разных государствах мира. Путем развития профессионального самосознания осуществляется ориентация специалиста на индивидуальные ценности и поиск лучших условий для собственной творческой деятельности без учета интересов своего государства и государственных границ. Особенно актуальным исследование недостатков и преимуществ глобализации становится в образовательной среде, ответственной за развитие человека. Процесс глобализации отразился на весьма широком круге явлений и процессов в области социологии, политики, экономики, образования и др. В настоящее время существуют различные, и даже противоположные точки зрения на сущность, последствия и причины данного процесса. В настоящее время отчетливого и единого признанного определения понятия «глобализации образования» не существует, так как таковое возникло сравнительно недавно. Но в этом случае речь идет о процессе формирования всемирной единой системы образования, при которой стираются различия между образовательными системами, входящими в нее.

Глобализация образования предполагает необходимость и возможность обучения в различных государствах, расширяя потенциальный выбор набора дисциплин и профессоров, обеспечивающих их. Взаимные стажировки профессорско-преподавательского состава обусловливают обмен методическим и научным опытом. Все это содействует конкурентному отбору дисциплин, а в длительной перспективе - и учебных заведений, их специализации на наиболее сильных областях преподавания и исследования, что сформирует условия для повышения качества научных исследований и обучения. [3; с.24].

Одним из существенных позитивных моментов глобализации, влияющих на индивидуальные образовательные траектории обучающихся в  российском образовании можно считать увеличение возможностей для открытия представительств и филиалов за рубежом. Позитивным последствием глобализации образования можно считать и обмен современными программами обучения, системами обеспечения качества, улучшение освоения иностранных языков. Но, невзирая на положительные моменты глобализации, существует негативное воздействие глобализации, которое проявляется в кардинальных изменениях качества и направленности воспитательного процесса, вызывает перестройку мотиваций и ценностных ориентаций деятельности обучающихся. Очевидно, что России не избежать глобализационных процессов и в дальнейшем, однако важнейшей задачей остается сохранение ее культуры, самобытности, менталитета, национальных традиций и т.д. В современных условиях является важным найти определенный баланс: с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой - сохранить достоинства собственной системы, без которых существование национальной культуры невозможно. [6; с.45-51].

Глобальное соединение различных культурных традиций, уникальных особенностей экономики, политического строя, религии в единое целое – это и есть глобализация, фактическое сближение разных народов, по сути, слияние их на многих уровнях. У обучающихся появляется лучший шанс получить более достойное образование, возможность поучаствовать в международных образовательных программах и конкурсах, пройти практику заграницей, дает им возможность развиваться в том направлении, в котором они  хотят, стать профессионалом и сделать хорошую карьеру, то есть выбрать свою образовательную траекторию.

Но, в то же время, глобализация - это огромная конкуренция. Многие выпускники хотят достичь одинаковых целей. Это означает, что даже хороший специалист может не найти работу себе по душе. Таким образом, глобализация – очень противоречивый процесс. Мы можем наблюдать её результаты во всех сферах нашей жизни. Она сильно влияет на наше окружение, культуру, политическую и экономическую системы. Некоторые люди считают её угрозой для национальных культур.

В определении того, что несет миру глобализация, ученые разделились примерно поровну. Одна сторона утверждает, что глобализация в области образования способствует его гомогенизации, приверженности общим образовательным и культурным ценностям, получение знаний и профессиональных компетенций по единым принципам, следование общепризнанным образовательным стандартам. Другая точка зрения свидетельствует, что именно глобализация образования ведет к естественно растущей взаимозависимости образовательных учреждений в странах мира, интеграции отдельных различных форм и направлений образовательной политики, и, как следствие, размывание этничности, государственных границ, потери собственного национального «Я» под напором действий глобальных реформ. Позитивное значение глобализации образования обусловлено усилением конкуренцией в сфере получения знаний и профессиональных компетенций молодежи, стимулированием дальнейшего развития инновационных образовательных технологий и распространением их среди других стран. Глобализация в области образования актуализировала проблему взаимодействия языков, сформировался общепринятый разговорный язык - английский, владение которым позволило молодым людям больше путешествовать, получать образование в любой из стран, дало возможность культурного обмена и т.д.». [1; с.56-59]. Описывая негативные стороны процесса глобализации в области образования, ученые-практики называют тот факт, что современные глобализационные процессы, в основном, наблюдаются между достаточно развитыми странами, поэтому глобализацационные процессы укрепляют позиции первой, сильной группы стран, давая им дополнительные преимущества. Поэтому, «степень положительного влияния глобализационных процессов на образование отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, когда фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды». [7; с.48-49].

Сформировались новые жизненные стратегии молодежи, как особой социальнодемографической группы, под влиянием не только экономических эффектов глобализации, но и их диспозиций на получение образования, углубление профессиональной квалификации и компетентности. Поэтому глобализация в сфере образования и культуры - неизбежный процесс, который будет набирать обороты, несмотря на попытки консерваторов и традиционалистов его остановить. Глобализация образования будет нарастать и ввиду усиления интернационализации образования, углубления международных образовательных контактов, ростом академическаой мобильности. Другими словами, в условиях продолжающихся глобализационных процессов важно сохранить определенный баланс между гомогенизацией образовательного пространства, приверженностью к общечеловеческим культурным и духовным ценностям и сохранением собственных национальнорегиональных особенностей системы российского образования, национального суверенитета и безопасности.

Опасения относительно будущего глобализации действительно очень серьезны и несколько пугают. Кажется, что мир превращается в гигантский торговый центр в одном стиле, где культуры, языки, обычаи и индивидуальные права растворяются в торговле. У нас действительно будет один глобальный язык, одна общая культура, мы будем производить одно и то же, есть одинаковую пищу в будущем? Теряют ли нации и отдельные лица свою самобытность? Это то, чем глобализация должна быть?

Список литературы:

1. Гежа А. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей российской молодежи // Общество. № 9 (312). 2016. С.56-59  

2. Гусаков М.А., Межевич Н.М., Ковалев В. Современные мировые тенденции и закономерности развития науки, образования и инноваций // Материалы Проекта стратегии развития комплекса «наука-образование-инновации» до 2030 года. - СПб. - c. 177

3. Конюховский А. Образование в контексте объединяющей национальной идеи // Ректор ВУЗа. - 2011. - № 7. - С. 24-33.

4. V Международный научный конгресс «Глобалистика-2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4050/.

5. Официальный сайт национального проекта «Образование»: http://www.educom.ru/ru/works/projects_npobr .

6. Пушкарева Е. А. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса // Философия образования. - 2010. - № 4 (33).- С. 45-51.

7. Тараканова Е.В., Ширяева В.А. Подготовка специалистов в условиях глобализации образования. - Саратов, 2006. С.48-49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Презентация к докладу "Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования"

Презентация к докладу наглядно показывает роль элективных курсов по иностранным языкам в определении индивидуальной траектории развития личности в рамках шкодьного образования....

Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"

Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...