Формирование учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам
статья

Лобанова Светлана Геннадьевна

С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением информационной компетентности. Чтобы быть успешными и конкурентоспособными сегодня, ученик должен научиться самостоятельно искать, анализировать, отбирать, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию. Владение этими способностями так же требуется развивать в предметном поле иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной самостоятельности учащихся

в процессе обучения иностранным языкам

Лобанова С.Г., МБОУ «СОШ №72» г. Новокузнецк

С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением информационной компетентности. Чтобы быть успешными и конкурентоспособными сегодня, ученик должен научиться самостоятельно искать, анализировать, отбирать, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию. Владение этими способностями так же требуется развивать в предметном поле иностранного языка.

В образовательных методиках обучения иностранному языку часто наблюдается расширяющийся объём информации, зачастую избыточный лексически и грамматически, остается невостребованным в реальной жизни. При этом ребенок становится неспособным применить знания к решению практических проблем. Реализуемая задача практического овладения иностранным языком зачастую не отслеживает то, насколько материал, который предлагается ученику, развивает его интеллектуальные способности, а не только упражняет или блокирует его развитие. В результате у учеников возникает вопрос о необходимости изучения иностранного языка и его практического использования в жизни, так как за количеством информации теряется смысл обучения, оно становится малоэффективным.

Поэтому важно научить учащихся пользоваться знаниями, дать универсальный инструмент, сформировать критическое отношение к любой информации, сформировать адекватные способы работы с ней, научить перерабатывать, отсеивать лишнее и, самое главное самостоятельно переносить эти знания и умения из одной учебной ситуации в реальные жизненные условия. Учителю следует создавать такие условия, чтобы учащийся не пассивно воспринимал иноязычный словарь и бессистемно его запоминал, а освоил принципы его обработки. Важно не решать за ребенка, что ему необходимо знать, а помочь отобрать информацию, научить делать правильный выбор.

Для того чтобы ученик смог отобрать поступающую информацию и затем успешно воспроизвести её, необходима фильтрация, селекция. Это происходит за счет последовательной работы наших психических познавательных процессов: возбуждения (стимула), восприятия (обнаружения), внимания (распознавания), памяти (повторение), мышления (выбор ответной реакции), речи (ответная реакция). Если получаемая информация проходит все стадии обработки: Стимул – Обнаружение – Распознавание – Повторение и выбор ответной реакции – Ответная реакция, то полученная информация хорошо запоминается и остается надолго.

Таким образом, достижение основной цели – овладение универсальными способами, которые пригодятся учащимся независимо от того, кем они станут в будущем. Если по окончании школы ученик не будет знать всех без исключения сложных временных форм глаголов, это никак не повлияет на его профессиональное становление, но, если он не будет владеть универсальными способами самостоятельной переработки информации, это лишит его возможности полноценно ориентироваться в столь быстро меняющихся условиях жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

Особенности формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам

В статье освящается вопрос особенностей формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам: рассматриваются понятия концептуальная картина мира и языковая картина мир...

Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку

Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконт...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....