Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии
проект (8 класс)

Колесникова Алина Дмитриевна

Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_samoobr.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Отчет о самообразовании

«Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии»

Работу выполнил:

Учитель английского языка и математики

Колесникова Алина Дмитриевна

2021-2022

Вязьма

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Аналитическая часть        5

Проектная часть        7

Заключение        10

Список литературы        12

ВВЕДЕНИЕ

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года" Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству.

Российское образование и тенденции мирового развития.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

  • ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности и др.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических "рецептов", жестко регламентирующих деятельность в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе.

Главным стратегическим направлением развития современной системы образования должен стать личностно ориентированный подход. При этом личность ученика должна стать в центре внимания педагога, а деятельность учения, познавательная деятельность — ведущей в тандеме учитель — ученик.

В рамках реализации ФГОС основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка проектных технологий.

Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся через применение проектных технологий и Интернет – ресурсов на уроках английского языка.

В соответствии с данной целью рассмотрим следующие задачи:

  • рассмотреть особенности использования применение проектных технологий, информационно коммуникационных технологий и Интернет–ресурсов на уроках английского языка;
  • проанализировать результативность применения проектных технологий в собственной практической деятельности;
  • использовать применение проектных технологий при формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов по английскому языку в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО;
  • развить познавательную активность обучающихся на уроках английского языка.

Аналитическая часть

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Методика проектов - это путь наиболее элективного использования изученного материала. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество активность.

Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы. С другой стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.

Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

2. Организация участников проекта.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта.  Как показал анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать:

  • лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;
  • трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;
  • трудно логически связно построить собственный текст  так, чтобы его было интересно читать и слушать.

Проектная часть

Основная цель проекта: развитие коммуникативной компетенции учащихся, а именно:

  • Углубление своих знаний о проектной деятельности;
  • Организовать работу с классом по данной теме;
  • Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки;
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности;
  • Формировать опыт сотрудничества;
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, которые подразделяются на: начальный, средний и завершающий.

Это дает возможность проектировать результат личной учебной деятельности и учеников в конце каждого этапа обучения. На уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы.

Этапы разработки проекта:

  1. мотивационный;
  2. планирующе-подготовительный;
  3. информационно-операционный;
  4. рефлексивно-оценочный.

В качестве примера проектной деятельности, рассмотрим конкретный проект, выполненный учащимися 8-х классов МБОУ СШ №6.

На основе пройденного материала 5-го раздела учебника, учащимся предлагалось составить программу или приглашение на выбранное ими мероприятие, а затем представить свой проект на английском языке классу.

ЦЕЛЬ: развитие монологической речи на иностранном языке

Задачи:

  • развивать креативные способности учащихся и умение проектировать;
  • активизировать изученный лексико-грамматический материал;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и навыки перевода;
  • совершенствовать навыки монологической речи;
  • научить находить необходимый материал в Интернете и правильно использовать его в работе;
  • воспитывать уважительное отношение к культуре других стран.

На выбор учащиеся могли выполнить проект индивидуально или в парах и мини-группах по 3 человека. Большинство учащихся выбрали индивидуальное выполнение работы, что обусловливается различием в интересующих их мероприятиях.

На начальном этапе проекта предполагался поиск информации о выбранном мероприятии, а также детальное его изучение. В Интернете  ученики находили различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступали в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации.

При этом  роль учителя английского языка состояла в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности.

Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта.  Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает: значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;  повышение общего интеллектуального развития учащихся.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала.

Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом.

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Заключение

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Это роль независимого консультанта. Необходимо в атмосфере делового сотрудничества подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и трудоемкая работа учителя.

Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать, а не просто заучивать тексты и воспроизводить их. Ученик должен понимать суть проблемы, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Очень важная роль отводится при этом оппонентам. Они провоцируют выступающих отстаивать свое мнение и вновь использовать язык в качестве общения, а не цели.

В заключении хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;

3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;

4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.

Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.

Список литературы

  1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
  2. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
  4. Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library.
  5. Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://image.websib.ru/05/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"

Доклад для педсовета на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"...

Евгения Александровна Райцына. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка (технология чтения)

Евгения Александровна Райцына,учитель иностранных языков высшей квалификационной категории,председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Развитие коммуникативной комп...