Педагогика удивления, теоретическая часть
опыты и эксперименты

Брехт (Енина) Татьяна Юрьевна

Система методов и приемов обучения, основанных на когнитивной эмоции удивления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_udivleniya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

6 ноября я была на международной конференции, организатором которой было сообщество Тренди Инглиш, которое объединяет педагогов, экспертов, руководителей учебных центров. Цель –повышение уровня владения языком и разработка новаторских методик его преподавания.

На конференции, одним из выступающих был кандидат педнаук, директор ассоциации преподавателей английского языка России Степичев П.А. он представил одно из новых направлений в методике-педагогику удивления, которая описывает систему методов и приемов обучения, основанных на когнитивной эмоции удивления, отпирается на принципы активности, проблемности, свободы творчества.

.

Мы все знаем, что у кого больше способностей, у того обычно есть интерес к знаниям, но я бы хотела сказать об обратном: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Актуальность состоит в том, что современных детей сложно чем-то удивить из-за избытка информации. Учителю приходится много изучать и придумывать

Я сама, как учитель часто удивляюсь некоторым фактам, изучая англ.язык, потому как это тот предмет, который постоянно необходимо усовершенствовать, без общения навыки теряются.

А способность удивляться у обучающихся, позволяет решать задачи на метапредметном уровне. Удивление-признак небезразличного отношения к информации.

И так! Зачем и кого удивлять?! Как повысить мотивацию через удивление?

На первый взгляд учителя англяз реже, чем другие могут пожаловаться на отсутствие мотивации. Сначала есть желание-трудности-исчезло! Любовь к предмету в младшем возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта и радости, которые испытывает ребенок на уроке. Успех обучения и отношение обучающихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия.

Решение данной проблемы предполагает отбор наиболее эффективных приемов, того как можно удивлять! Это:

  • методом
  • Фактом
  • Собственными силами
  • Силами учебной средой

 технологий, их на самом деле очень много: вспомогательными технологиями можно назвать (фасилитация, смешанное обучение)

Удивление методом

Метод подачи материала вызывает удивление, потом перерастает в интерес.

Помните ли вы, какой в школе для вас был самый сложный вид деятельности на уроке английского языка?

Участники выражают свое мнение. По моим наблюдениям, чаще всего трудности возникают с грамматикой.

Так вот, чтобы было понятнее и проще, на уроках я использую Прием «немое кино»- метод, когда видеоролик включается без звука и учащиеся догадываются о происходящей ситуации и называют тему. (изучение англ. языка по фильмам и песням)

(метод проектов )

Так, для объяснения общего и специального вопросов можно использовать собственную руку, где каждый палец – это отдельный член вопросительных предложений.

Удивление фактом

Знакомство с культурой других стран происходит при помощи изучения интересных фактов. Например, о традиции англичан пить чай в 5 часов. Ведь вы наверняка слышали об этом в школе. Такие факты мотивируют к дальнейшему изучению материала, самостоятельному поиску слов, которые знакомы, но значение их не понятно. Можно удивить и обратить внимание обучающихся на слова, с которыми они сталкиваются в жизни и имеют свои определенные значения:

А)жевательная резинка eclipse. Слово “eclipse” имеет значение “ затмение”,

Б) фирма косметики или шоколада “Dove” переводится как “голубь”,

В)чистящее средство “ Fairy” имеет перевод“ фея, волшебница” (см. приложение 3)

Или учитель может подобрать на первый взгляд несовместимые слова dove, Firefox, puma, Red Bull и попросить учащихся назвать тему, которая их объединяет. Необычно, но в столь разных терминах можно найти названия животных.

Необычная подача материала привлекает учащихся и они с удовольствием изучают тему.

Удивление собственными силами

Еще один источник удивления- сам обучающийся. Удивление собственным силам – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета «английский язык».

Мои учащиеся удивляются собственным силам при общении с носителями языка.

(буба, есть группа в контакте, где мы пригласили носителей языка и там обсуждаем различные повседневные вопросы)

Подводя итог вышесказанному, каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление. Как я говорила выше, что наших детей сложно чем-то удивить, и

они привыкли, что учитель имеет авторитарную позицию, что он «директор» урока и, зачастую, они испытывают психологический дискомфорт, когда на уроке прослеживается авторитарный стиль. О какой педагогике удивления можно говорить!

Здесь на помощь и приходит фасилитация, т.е развитие процесса обучения за счет особого стиля общения и личности педагога. Не секрет, что традиционные формы и методы проведения уроков начинают «угасать», это не говорит о том, что нам срочно нужно от этого отказаться и перейти к нетрадиционным формам, нет!

Если использовать терминологию, то учитель будет фасилитатором, который должен видеть все вокруг «глазами детей», в том числе и себя. Он должен уйти с позиции учитель в позицию соратник.

Переход к фасилитационному стилю деятельности связан с болезненно личностной перестройкой как для учителя, так и для ученика. поэтому нам необходимо поменять не только содержание и методы преподавания, но и наши личностные установки.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.

Таким образом, комбинируя элементы разных педагогических технологий на уроках английского языка, приучая обучающихся к самостоятельной работе, обращаясь к мыслям и чувствам каждого ребенка, можно сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

На основании моего опыта могу сказать, что педагогика удивления в совокупности с фасилитационным подходом показывает результаты и может использоваться учителем любого предмета.

В заключении, ув коллеги, я хотела бы поделиться с вами своими наблюдениями: (МНЕ) очень тяжело оценивать наших детей по классической 5-ти бальной системе, дети поколения Z, отличаются от детей предыдущего поколения. Традиционно мы приписываем учащимся «фиксированные оценочные ярлыки», я стараюсь понимать и принимать внутренний мир каждого своего ученика в без оценочной манере, быть с ним на равных, то есть создать ту благоприятную среду, которая бы способствовала к личностному росту и реализации успеха в будущем. Успех у каждого свой-но он есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации

Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности....

День здоровья посвященный всемирному дню футбола. Тесты для 8-9 классов в теоретической части программы дня здоровья.

Тесты, построены как в серьезном, так и в шутливом тоне. некоторые вопросы требуют не просто знаний футбола, а смекалки, знания футболистов своей школы, знание футбольных терминов и общей истории футб...

Задания для подготовки к теоретической части олимпиады по физической культуре.

Тесты для подготовки к теоретической части олимпиады по физической культуре....

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Р.ФАХРЕДДИНА

Дәресләрдә Р.Фахреддин хезмәтләрен куллану...

Педагогика удивления в преподавании математики

Взгляд учителя математики на педагогику "Удивления" П.А Степичева в контексте вызовов к системе образования нашего времени. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: tra...

ОГЭ. Часть 2. Теоретическая часть.

Задания включают подробное описание теоретических вопросов части 2 заданий 2-8....

Педагогика удивления при изучении английского языка

Можно ли удивить детей поколения Z?...