ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка (10 класс)

В данной статье схематично представлена технология «Дебаты», кратко обоснована актуальность ее применения, предлагается тематика дебатов на продвинутом этапе обучения, а также дается примерный план-сценарий проведения урока с использованием элементов данной инновационной технологии. Опыт работы показывает, что использование технологии «дебаты» эффективно мотивирует учащихся к изучению английского языка и его практическому применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debaty_na_urokah_angliyskogo.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 Айшханова Наталья Геннадьевна, МОУ Нижне-Иволгинская СОШ, учитель английского языка

Аннотация

В данной статье схематично представлена технология «Дебаты», кратко обоснована актуальность ее применения, предлагается тематика дебатов на продвинутом этапе обучения, а также дается примерный план-сценарий проведения урока с использованием элементов данной инновационной технологии. Опыт работы показывает, что использование технологии «дебаты» эффективно мотивирует учащихся к изучению английского языка и его практическому применению.

Согласно «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования» основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании именно коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В этом свете является целесообразным использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка.

Дебаты – это обсуждение, публичный спор по какому-либо вопросу. Мастерство публичных выступлений можно назвать основным коммуникативным умением, т.к. на протяжении всей жизни человека оценивают именно по эффективности устного общения с окружающими. В частности, данная технология помогает в подготовке обучающихся к устной части ЕГЭ по английскому языку. Технология «Дебаты» развивает:

 1. умение логически и критически мыслить;

 2. дискурсивные умения и навыки: умение начать и закончить выступление,       аргументировать высказывание;

 3. риторические умения;

 4. уверенность в собственных силах;

 5. способность работать в группе;

 6. способность сосредоточиться на сути проблемы;

 7. умение держаться на публике и владеть вниманием аудитории.

Между тем следует отметить, что изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии.

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на старшей ступени обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд, а также элементов настоящей технологии.

Прежде всего, дебаты формируют у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных умения – аудирование, чтение, говорение и письмо, именно эти умения в соответствии с нормативными документами должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс не только шестерых игроков, но и всю группу.

Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии, и именно эти умения проверяются в устной части ЕГЭ. Эффективность использования дебатов при обучении английскому языку, а так же при подготовке к сдаче ЕГЭ во многом зависит от степени осознания преподавателем возможности и целесообразности их применения и соотнесения формата дебатов с форматом ЕГЭ.. Необходимо учитывать языковую подготовку группы. На уроках английского языка на старшей ступени обучения дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило, преподавателем.

Подготовка и поведение дебатов предполагают организацию работы в группах (командах). Среди возможных принципов распределения обучающихся по группам можно выделить следующие: преподаватель сам создает команды, распределив роли, либо обучающиеся создают группы самостоятельно, а роли распределяются по взаимной договорённости или по жребию. Можно также разделить обучающихся на три группы («сильные», «средние», «слабые») и объединить по одному человеку из каждой группы в команду. В группу можно объединить и соседей по партам или по рядам.

В ходе обучения английскому языку можно использовать дебаты как форму урока и элементы технологии «Дебаты». Кажется допустимым применять на уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д. 

Порядок проведения дебатов

Порядок выступ-лений

Спикер

Время выступ-ления

 

1

Первый спикер утверждающей команды. (Р1)

4 мин.

– Представляет утверждающую команду;

– формулирует тему дебатов;

– объясняет ключевые понятия;

– заявляет позицию своей команды;

– представляет все аргументы команды;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии.

2

Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов).    

1,5 мин.

ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1;

Р1 отвечает.

3

Третий спикер отрицающей команды (О1)

4 мин.

– представляет команду;

– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;

– принимает определение, предложенное утверждающей командой;

– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.

4

Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов).    

1,5 мин.

Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1;

О1 отвечает.

5

Второй спикер утверждающей команды (Р2).

3 мин.

– опровергает аргументы, выдвинутые О1;

– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит).

6

Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов)

1,5 мин.

О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2;

Р2 отвечает на вопросы.

7

Второй спикер отрицающей команды (О2)

3 мин.

– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;

– восстанавливает аргументы своей команды;

– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).

8

Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов).    

1,5 мин

Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств;

О2 отвечает.

9

Третий спикер утверждающей команды (Р3)

3 мин.

– акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

– не приводит новых аргументов;

– делает эффектное заключение.

10

Третий спикер отрицающей команды (О3).

3 мин.

– акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;

– делает эффектное заключение.

  • за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec)
  • дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;
  • команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает;
  • остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.

Продуктивны на уроках английского языка следующие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» или мини-дебаты и др.

Экспресс-дебаты – это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом.

При проведении «скоростных», или мини-дебатов «один на один», каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушиваются пара конкурирующих спикеров (по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера фиксируются письменно и затем обсуждаются группой.

Значимым видится и тот факт, что дебаты приучают студентов к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. К числу наиболее часто употребляемых можно отнести следующие: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you for your attention, thank you for the questions и ряд других. Дебаты также формируют у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей – представление команды и самого себя – вступление (обоснование актуальности темы – определение понятий - темы – выдвижение критерия – аргументация – заключение – благодарность за внимание. Понимание обучающимися структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план большинства публичных выступлений.

 Очень кратко остановимся на правилах проведения подобного урока. Две группы учащихся в соответствии с регламентом излагают свои аргументы и контраргументы, которые могут быть подготовлены заранее, с тем, чтобы попытаться убедить выступающих в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Участники могут задавать друг другу перекрестные вопросы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника.

Технологическую схему «дебатов» можно представить следующим образом:

Этап подготовки

- составление плана

- общее описание процедуры «дебатов»

- характерные особенности действующих лиц

Этап объяснения:

 - ориентация участников

 - определение режима работы

 - формулировка главной цели

 - постановка проблемы

 - работа с пакетом документов

 - психологическая подготовка участников

Этап проведения:

- процесс «дебатов»

Этап анализа и обобщения

- анализ, рефлексия

- оценка и самооценка работы

- выводы и обобщение

- рекомендации

Возможна следующая тематика уроков – дебатов на старшей ступени обучения:

  1. Мобильный телефон: помощник или враг?

  2. Безопасны ли генетически модифицированные продукты?

  3. Стоит ли запрещать деятельность папарацци?

  4. Существует ли угроза ядерной войны?

  5. Фастфуд: вы «за» или «против»?

  6. СМИ играют важную роль в жизни общества. Вы согласны с этим утверждением?

  7. Жестокость на телевидении может спровоцировать рост преступности.

  8. Ваше мнение об опасности СПИДа.

  9. Правительство России тратит огромные деньги на космические исследования. Это действительно стоит делать?

  10.Нужно ли запрещать курение?

  11.Необходимость школьной формы.

  12.Преимущества и недостатки интернета.

  13.Генная инженерия и клонирование. Насколько они необходимы человечеству?

  14.Расизм - серьезная проблема в России.

  15.Легко ли быть молодым?

 Далее приводится примерный сценарий «дебатов» по теме: “Проблемы экологии нашего города”

Рекомендуется проводить данное мероприятие в 9-10 классах после изучения темы “Экология”. Участникам предлагается высказаться по пяти основным проблемам, изложенным на карточках. Высказывания как учителя, так и выступающих звучат на английском языке.

Учитель: Мы живем в чудесном городе, который хранит традиции прошлого. Мы гордимся талантливыми и преданными представителями нашего города. разрабатывают новые технологии и возводят прекрасные здания, выполняют уникальные операции, воспитывают и учат детей, вкладываются в развитие нашей культуры. Но, к сожалению, нельзя отрицать тот факт, что человеческая деятельность вызывает и проблемы, требующие безотлагательного решения. Вот некоторые из них.

Карточка 1

На набережной р. Селенги, в парках и скверах нашего города обилие летних кафе. Ваше отношение к этому факту.

Карточка 2

В Улан-Удэ огромное количество уличных рынков. Каково ваше отношение к этой проблеме?

Карточка 3

Транспортные проблемы города Улан-Удэ.

Карточка 4

Граффити на стенах зданий в Улан-Удэ: это уличное искусство или вандализм?

Карточка 5

Многие жители нашего города ставят гаражи во дворах домов, где они живут. Что вы об этом думаете?

Аргументы «за»:

  1. Я думаю, летние кафе в наших парках и на набережной Селенги являются любимым местом отдыха горожан в жаркий летний день. Музыка, играющая в кафе, привлекает множество молодых людей, которые могут купить там прохладительные напитки или мороженое, или просто поболтать с друзьями, наслаждаясь прохладой деревьев чудесным летним днем
  2.  Я уверен, намного лучше проводить время в летнем кафе, чем употреблять наркотики или алкоголь. Кроме того, вам не надо уходить далеко от дома и тратить много денег. Вы можете приятно провести досуг в своем городе, никуда не уезжая.
  3. Кроме того, можно получить удовольствие от общения в дружеской атмосфере кафе, особенно вечером, когда молодежь танцует под музыку. У вас появляется шанс найти новых друзей, и, как знать, возможно, именно здесь вы встретите свою «любовь на всю жизнь». Словом, я думаю, летние кафе нужны в Улан-Удэ.

Вопросы выступающих «против»:

 1. Действительно ли нужно такое большое количество летних кафе?

 2. Употребляют ли в этих кафе алкоголь?

 3. Тщательно ли соблюдают там чистоту?

Команда выступающих «за» дает ответы на вопросы оппонентов.

Аргументы «против»:

1. Боюсь, что не смогу согласиться с моим оппонентом. Во-первых, громкая музыка, играющая в летних кафе, мешает тем жителям, которые хотят насладиться покоем и тишиной природы, гуляя в парке или по набережной.

2. Во-вторых, качество еды, которую готовят в этих кафе, оставляет желать лучшего. Кроме того, цены неоправданно завышены.

3. В-третьих, я уверен, кафе загрязняют окружающую среду, так как производят множество отходов. Убираются там поверхностно: множество пластиковых бутылок, банок и бумажного мусора остается на улице. Я обеспокоен экологией нашего города, поэтому я думаю, необходимо сократить количество летних кафе на набережных, в парках и скверах Улан-Удэ.

Вопросы выступающих «за»:

1. Знаете ли вы другие места, где столь же много посетителей по вечерам?

 2. Видели ли вы огромные мусорные контейнеры, находящиеся возле каждого кафе?

 3. Знаете ли вы о штрафах владельцам кафе за громкую музыку после 23.00?

Представители двух команд высказывают свои аргументы и контраргументы по данным проблемам, следуя вышеизложенной схеме.

 Учитель: Большое спасибо командам. Все участники высказывались четко, серьезно и убедительно. Главным в нашей дискуссии стало осознание того факта, что мы должны сделать все, чтобы Самара стала экологически чистым, удобным и безопасным местом для жизни горожан. Я получила удовольствие от урока. Послушаем наших уважаемых судей. Выступление жюри. Подведение итогов дебатов.

В заключение следует отметить, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшей ступени обучения в целом и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности.. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку.

 ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

 1 Светенко Т.В.“Путеводитель по дебатам”, Москв., Бонфи, 2001

 2. Ахмеджанова С.В. «Методические разработки мероприятий на английском языке для учащихся различных ступеней обучения». – Самара, 2007.

 3. Конышева А.В. «Организация классных часов на английском языке». – Санкт-Петербург: «Каро»., Минск: «Четыре четверти», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы организации интерактивного чтения на старшей ступени обучения английскому языку.

Статья о  применении некоторых приёмов интерактивного чтения на уроках английского языка....

Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"

В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"

Введение.         Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...

Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...

Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"

В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени  обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др.  «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...

Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку

АннотацияДанная статья посвящена вопросу подготовки учащихся старших классов к  письменной  части ЕГЭ по английскому языку. Статья содержит примеры писем направленных на развитие навыка пись...