Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС
статья
В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС, а также методы и приемы формирования функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования большую актуальность приобретает достижение учениками не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов в процессе образовательной деятельность. Считается, что именно совокупность таких результатов способствует успешной адаптации учащихся в обществе, а также использованию полученных знаний на практике.
Современный мир стремительно меняется, он подразумевает неопределенность, нестабильность, поэтому пересмотр привычных целей и задач в обучении, актуализация знаний выходят на первый план. Чтобы ученики могли войти в VUCA-мир, им необходимо развивать функциональную грамотность.
Понятие «функциональная грамотность» впервые было введено организацией ЮНЕСКО в 1957 году. Данный термин понимался как совокупность умений читать и писать для успешного решения повседневных задач. Несмотря на то, что на данный момент развитие функциональной грамотности рассматривается в рамках среднего уровня образования, в 60-х годах оно применялось к взрослому населению, нуждающемуся в формировании элементарной грамотности.
В современном мире термин «функциональная грамотность» содержится в обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях школьного образования. Поэтому педагогам важно формировать у учащихся полезные знания, умения и навыки. Учителям английского языка также особенно важно развивать в учениках функциональную грамотность, так как английский язык – средство межкультурной коммуникации.
Учащимся необходимо не только иметь большой словарный запас и знание грамматических правил, но и уметь применить полученные знания в реальных ситуациях, адаптироваться к различным условиям, уметь поддерживать беседу и т.п.
В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС, а также методы и приемы формирования функциональной грамотности.
1. Понятие функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность человека максимально эффективно использовать полученные знания, умения и навыки для решения множества практических задач, с которыми он сталкивается каждый день.
Под функционально грамотной личностью мы будем понимать такую личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Функциональная грамотность включает в себя следующие направления:
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и анализировать письменные тексты, извлекать смыслы, уметь интерпретировать информацию для ее дальнейшего использования. Читательская грамотность дает возможность расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность человека проводить рассуждения с математической точки зрения, уметь формулировать и применять математику для решения жизненных задач в различных сферах жизни. Такой вид грамотности позволяет человеку осознать роль математики в мире, изучить математические понятия для их дальнейшего применения, а также научиться высказывать обоснованные суждения и принимать объективные решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека интерпретировать данные с научной точки зрения и использовать научные доказательства для получения выводов и принятия решений. Естественнонаучно грамотный человек занимает активную гражданскую позицию по вопросам, которые связаны с естественными науками, он стремится изучить естественнонаучные идеи и понятия, чтобы применять естественнонаучные методы исследования в практической деятельности.
Глобальные компетенции – это обособленный компонент функциональной грамотности, который нацелен на формирование универсальных навыков. Человек, владеющий глобальными компетенциями способен изучать не только местные, но и глобальные вопросы межкультурного взаимодействия, критически их оценивать с пониманием культурных, религиозных, политических, расовых и иных различий народов. Такой человек уважительно относится к суждениям и взглядам других людей, поэтому способен вступать в открытое и эффективное взаимодействие с другими людьми, а также выстраивать диалог культур.
Креативное мышление – это способность человека продуктивно участвовать в процессе создания, развития и совершенствования идей с творческой точки зрения. Такие идеи эффективные, инновационные, новые и нестандартные. Развитое креативное мышление влияет и на духовное развитие личности.
Финансовая грамотность включает в себя знание и понимание финансовых терминов, оценку финансовых проблем и пути их решения, а также навыки, необходимые для принятия эффективных решений в различных финансовых ситуациях, которые бы положительно влияли на рост финансового благополучия не только человека, но и общества в целом. Финансово грамотный человек способен предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения, умеет находить альтернативные решения и минимизирует финансовые риски.
Функциональная грамотность включает в себя такие компоненты, как:
- знание сведений, правил, принципов;
- усвоение общих базовых понятий и умений, являющихся основой решения повседневных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- готовность принимать и осознавать ценности, нормы, традиции современного мира;
- умение адаптироваться в VUCA-мире (решать конфликты, работать с информацией, работать в условиях неопределенности и т.д.);
- стремление повышать уровень образования, поддерживать идею непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Развитие функциональной грамотности – ключевая задача педагога XXI века.
2. Функциональная грамотность на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС
Основная цель обучения иностранному языку – формирование навыков свободного общения и практического применения, в связи чем формирование и развитие функциональной грамотности учащихся становится особенно актуальным.
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. При эффективной работе педагога учащиеся смогут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях: например, спросить дорогу у прохожих, сделать заказ в кафе, вызвать себе такси, купить билеты в кино и т.д.
Функциональная грамотность содержится во ФГОС для каждого уровня школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования по иностранному языку подразумевает:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
- освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт для основного общего образования по иностранному языку подразумевает:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего общего образования по иностранному языку включает в себя:
- сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
- владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
- умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
- достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
- сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях
Все вышеперечисленные навыки необходимы учащимся, чтобы уметь адаптироваться в современном VUCA-мире. Образовательные стандарты охватывают различные аспекты развития учащихся, чтобы при выпуске из образовательного учреждения у учащихся было понимание того, что им необходимо для успешной адаптации и эффективной коммуникации. В связи с этим необходимо развивать функциональную грамотность на уроках иностранного языка при помощи различных методов и приемов.
3. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Целью формирования функциональной грамотности на уроках английского языка является развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Для этого необходима тщательная подготовка педагога к учебным занятиям, правильный подбор методов и приемов обучения, чтобы ученики могли осознавать практическую ценность изучения иностранного языка.
Разные направления функциональной грамотности требуют определенного подхода. В качестве примера рассмотрим развитие читательской грамотности на уроках иностранного языка.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для получения информации из текста для дальнейшей рефлексии и применения полученных знаний на практике.
Выделяют три группы читательских умений.
Первая группа – это ориентация в содержании текста, в рамках которой учащиеся научились:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- находить в тексте требуемую информацию и т.п.
Вторая группа – это преобразование и интерпретация текста, для которой характерны:
- умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Третья группа – это оценка информации, содержащей умения:
- откликаться на содержание текста;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением, которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
При формировании читательской грамотности важно правильно отбирать те тексты, которые будут наиболее успешно влиять на ее развитие. Выделим следующие правила отбора текстов с заданиями на формирование функционального чтения:
- Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но актуальную информацию и развивать кругозор;
- Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста не должен превышать норму;
- Незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- Шрифт должен быть легко читаем; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- Текст должен быть структурирован;
- Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Обратим внимание, что помимо требований, которые должны соблюдаться при отборе текста, существуют также требования при отборе заданий к тексту:
- Задания должны быть пронумерованы и иметь понятную инструкцию;
- Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме;
- В одном задании не должно быть более одного вопроса;
- Задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;
- Задания не должны даваться ради самих заданий, должно быть четкое понимание такого, к какому результату приведет его выполнение;
- Задания должны быть разного уровня сложности.
Также рассмотрим способы формирования глобальных компетенций на уроках иностранного языка, и на что педагогу стоит обратить внимание при подготовке уроков:
- Создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;
- Стимулировать интересы учащихся, развивать в них мотивацию к практическому использованию знаний и желанию учиться;
- Обращаться к личности ученика, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
- Активизировать ученика, делая его главным действующим лицом на учебном занятии, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- Создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
- Помогать учащимся осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
- Учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- Предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальную, групповую, коллективную), которые в полной мере стимулируют активность учащихся, их самостоятельность и творчество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив материал, мы можем прийти к выводу, что развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка действительно играет важную роль в становлении учащихся. Методы и приемы формирования функциональной грамотности способствуют не только получению новых знаний, но и развитию полезных умений и навыков, которые будут не только соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, но и будут актуальны в современном обществе.
Большинство методов и приемов могут не только поспособствовать формированию знаний, но и повышению мотивации учащихся не только на уроках иностранного языка. Например, развитие читательской грамотности позволит учащимся уметь работать с любыми текстами и любой информацией, анализировать и интерпретировать полученные данные. Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка позволяет учащимся успешно подготовиться к социализации в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Институт развития образования Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Скиллбокс Медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1260594-1601226370.jpg)
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674404-1443386867.jpg)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674404-1443386867.jpg)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе несплошного текста , на примере диаграмм...
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-64552-1597692672.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-1438098-1669135502.jpg)
Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-385143-1390334552.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
данную презентацию можно применять для выступления нп МО или РМО...