Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время
статья

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК: 372.881.111.1

Е. А. Бурыкина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Ключевые слова: современные образовательные технологии, проектная и научно-исследовательская деятельность, мотивация.

Аннотация: в статье рассматривается использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку, в частности, положительный педагогический опыт при организации проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время. Также в статье на практических примерах рассказывается о положительных сторонах метода проектов при реализации ФГОС и целесообразности использования проектной методики во внеурочной деятельности при обучении английскому языку.

В связи с существенными изменениями в системе образования РФ изменилась и его цель. Главным стало формирование у учащихся знаний в виде системы, именно поэтому в условиях реализации ФГОС проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся приобрели особое значение. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваивается лишь в том случае, если эту информацию мы нашли и переработали сами [3]. Суть проектной методики состоит именно в том, что в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности учитель может показать ученику, как добывать знания, развить умение ставить и решать творческие задачи, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Метод проектов – один из действенных способов организации  личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об уровне  сформированности метапредметных умений обучающихся, которые в ФГОС  определяются как важнейшие  результаты  обучения наряду с личностными  и предметными результатами [1]. Использование школьниками английского языка в процессе работы над проектом  существенно расширяет  возможности практического применения  языка как средства  получения новой информации,  помогает критически её оценивать. Помимо этого формируются  умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать  последовательность работы с ней и делать выводы.

В рамках урочной деятельности курс «Проектная и исследовательская деятельность» обучает школьников работе со справочной и научной литературой, ресурсами сети Интернет, а также помогает развить целеполагание, умение проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, делать выводы на основе полученных результатов. Кроме того немаловажным является и то, что школьники учатся правильно оформлять свою работу и составлять список использованных источников информации. Также следует обратить внимание на то, что итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное и личностное развитие школьников в выбранной для исследования сфере, формирование умения работать самостоятельно [2]. Кроме того, участие в научно-исследовательской и проектной деятельности (в частности, создание социально-значимых проектов) способствует воспитанию  патриотизма, любви и уважения к Отчизне,  чувства гордости за свою Родину, развитию знаний о культуре  и прошлом своего края, формированию  мотивации изучения  английского языка. В области метапредметных результатов развиваются навыки использования  ИКТ и работы с информацией, умение  адекватно и осознанно  использовать речевые образцы в соответствии с задачей [4].

Внеурочная деятельность открывает огромные возможности для работы с одаренными и заинтересованными в научной деятельности детьми. Именно с этой целью в нашем школьном научном сообществе «Эрудит» были созданы секции «Лингвистика» и «Английская филология». В основе работы нашей секции лежат принципы личностно-ориентированного обучения, которые включают в себя не только уважение личности ученика и его интересов, но и создание среды, благоприятной для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Также, говоря о реализации ФГОС с помощью научно-исследовательской деятельности, нельзя не отметить уникальность предмета «английский язык», который дает огромные возможности для всестороннего развития ученика, ведь язык проникает во все сферы жизни общества и поэтому постоянно требуются знания из других областей, именно поэтому большая часть наших проектов являются метапредметными, так как мои ученики работают не только с языковыми явлениями в английском и русском языках, но и рассматривают актуальные проблемы, связанные с общими вопросами изучения английского языка. Кроме того, готовя проекты на иностранных языках, обучающиеся узнают новое и о своей малой Родине.

О некоторых проектах моих учащихся я хочу рассказать подробнее.

Высокий уровень мотивации к изучению английского – один из самых важных факторов успешного процесса обучения. На протяжении многих лет свой первый урок во втором классе я начинаю с вопроса «Для чего мы учим английский?» И этому же вопросу посвящена работа моей ученицы Кирпикиной Полины под названием «Английский язык – цель или средство?» В данной работе было проведено исследование важности изучения английского языка и его влиянии на профессиональное и личностное развитие человека. Поработав с Интернет источниками и проведя анкетирование не только в нашей гимназии, но и на портале interpals, а также собрав рассказы известных людей о значимости английского в их жизни, мы совместно с моей ученицей создали презентацию под названием «English has no equals», которая рассказывает о важности изучения английского языка. 

Готовясь к сдаче ОГЭ в 2017-2018 учебном году, моя ученица Сергиенко Полина работала над проблемой эффективного запоминания английских слов. Рассмотрев в своей работе механизмы памяти и процесса запоминания, изучив основные трудности, связанные с заучиванием английских слов, а также апробировав основные техники запоминания новой лексики и проведя эксперименты, в ходе которых были выявлены наиболее эффективные методы запоминания английских слов, Полина по итогам своей работы составила буклет «Эффективные методы запоминания английских слов», который оказался хорошим помощником для всех учеников, так как проблема заучивания новой лексики всегда актуальна.

Одним из социально-значимых метапредметных проектов стал групповой проект моих учеников под названием «The Great Patriotic War in the history of my town and family». Патриотическое воспитание школьников – актуальная тема в условиях современной России. В работе были использованы воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны, семейные архивы, материалы школьного и краеведческого музеев. Итогом работы стал сборник очерков о ветеранах-новокубанцах, который можно использовать на уроках истории и кубановедения при изучении событий ВОВ.

Своеобразным проектом-открытием стал проект Татчиной Ульяны под названием «Faces of Novokubansk». Главной целью ее работы было приобщение сверстников к истории и культуре родного города. В своем проекте она собрала информацию об известных жителях Новокубанска. Итогом ее работы стал буклет, содержащий краткие биографические справки о каждом почетном гражданине нашего города. Материалы работы используются на уроках кубановедения, классных часах и при изучении темы «My home town».

Проект «Многонациональный Армавир» посвящен очень актуальному вопросу толерантности. В своей работе моя ученица, Гержа Дарья, проанализировала данные переписи населения города Армавира и на основе информации, полученной из краеведческого Армавирского музея и Интернет источников, на английском языке описала основные традиции и быт народов, проживающих в Армавире. Главная цель всей работы – показать, что для того, чтобы жить дружно и мирно, необходимо воспитывать в себе чувство толерантности, уважения к культуре и обычаям народов, населяющих нашу страну, наш край, ведь, не смотря на то, что все мы разные, мы – вместе, и именно это Дарья отразила в итоговом продукте нашего проекта – календаре, посвященном 180-летию со дня основания города Армавира.

Результативность проектной деятельности во внеурочное время отражается в систематическом участии моих учеников в научно-исследовательских конференциях, Всероссийском Фестивале NAUKA 0+, в наличии призовых мест в конкурсах исследовательских проектов «Эврика, Юниор» и «Эврика», а также в заключительном этапе региональной олимпиады «Талантливая молодежь Кубани». Кроме того, уже несколько лет подряд мои ученики участвуют в конкурсах проектов на иностранных языках, организованных кафедрой методики преподавания ИЯ Армавирского государственного педагогического университета, занимая призовые места.

Практика  показывает,  что проектная методика во внеурочной деятельности  является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации. Таким образом можно сделать вывод, что проектная и научно-исследовательская деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Список литературы:

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/– М.: Арти-Глассо, 2000 г.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.

3. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка». ИЯШ №2 2000 г.

4. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

5. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.

============================================================

Бурыкина Елена Александровна –  учитель английского языка высшей квалификационной категории МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова г. Новокубанска, руководитель районного методического объединения учителей английского языка муниципального образования Новокубанский район

============================================================


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»

С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

научно исследовательская работа по теме: «Влияние английского языка на различные сферы жизни человека». “The influence of English Language in different spheres of human activity”.

Эта исследователская работа о влиянии английского языка на различные сферы жизни человека.Работа написана на английском языке....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка и внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует  развитию учащегося, выявлению талантливого ребёнка, осознанию себя как члена группы, ра...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....