Современные образовательные технологии. Проектная методика на уроках английского языка как средство расширения межпредметных связей
статья

проектная методика на уроках английского языка как средство расширения межпредметных связей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Е.А. Бурыкина

учитель английского языка,

 

Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.

Проектная работа учеников с использованием интернет-ресурсов дает учащимся реальную возможность оценить свои достижения в изучении иностранного языка, благодаря аутентичности обрабатываемого материала, развивает и расширяет их кругозор, дает возможность самореализоваться и самоутвердиться, учит их быть коммуникабельными, работать в команде, чувствовать себя социально значимыми. В свою очередь учитель решает задачу формирования информационной компетентности школьников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, развития критического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Проектная работа помогает решить такие задачи, как: развитие и совершенствование лексических и грамматических навыков, формирование словарного запаса, расширение кругозора и пополнение лингвострановедческих знаний, создание условий для повышения интереса к изучению английского языка. При решении задач проекта использование ресурсов интернет делает необходимым использование английского языка, вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся, а следовательно, повышает и мотивацию его изучения. Учителю подобная работа дает дополнительную возможность реализовать кросскультурный компонент, знакомить с традициями, обычаями и менталитетом нации, учить взаимопониманию и, что немаловажно, стимулировать и мотивировать работу в процессе которой, учащиеся овладевают информационной и компьютерно-экранной культурой.

Применение кибернетического, виртуального пространства в учебных целях затрагивает все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, заканчивая изменением требований к уровню знаний учащихся.

Рассмотрим выполнение проекта с  применением ресурсов интернет, ИКТ на уроках английского языка в восьмом классе по УМКа «Enjoy English» авторы: М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева и др. Место проекта в учебном плане: заключительный урок раздела 1(часть2) «Экологические проблемы»

(« Ecоlogical problems»).

Тема для обсуждения: «Проблемы окружающей среды («Environmental problems»). Важным элементом  является привлечение дополнительно к материалам учебника информации о проблемах экологии в мире,  об источниках загрязнения, а также доклады и документы о текущем состоянии эко среды в родном городе.

Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов — это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы, которую необходимо решить, получив конкретный  результат. Как правило, результат проекта не определен заранее, но предполагается, что он будет иметь практическое значение. Работа над проблемой предполагает особым образом организованную поисковую деятельность, активное применение полученных знаний, приобретение новых, носит междисциплинарный характер(в экологическом образовании продукт проекта имеет непосредственную социальную значимость, в  языковом образовании обогащается лексический запас, активизируются навыки перевода и устной речи). 

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Здесь возможен тип интеграции: группировка учебных предметов, объединённых общественно значимой темой.

 Интегрированные уроки являются одним из условий организации продуктивного обучения.

Форма проведения занятия – конференция, рассчитанная на два часа (сдвоенный урок). Необходимое условие – наличие компьютера и мультимедиа проектора. Время подготовки проектов один месяц. Со своими докладами выступают несколько групп. Определяется 5-7 минут для презентации и 3-5 минут на вопросы и обсуждение. Обязательное условие – английский язык и наличие электронной презентации, иллюстрирующей доклад.

Возможно приглашение гостей, что делает занятие более значимым.

Задачи:

-предложить учащимся проанализировать экологические проблемы нашего времени, выделить типы загрязнения экологии ;

-вовлечь учащихся в исследование проблемы «Как продукты жизнедеятельности человека влияет на окружающую среду»;

-помочь найти свое место в коллективном творческом деле;

-продемонстрировать навыки говорения, аудирования, чтения, письма, пользования компьютером, умения обсуждать, анализировать, исследовать.

Результаты:

- учащиеся продемонстрируют уровень владения языковым материалом по изучаемой теме;

- в ходе проведенной исследовательской деятельности и анализа, они узнают больше об экологических проблемах в мире,  влиянии человека на природу,  задумаются о сохранении окружающей среды;

- каждый ученик почувствует свою значимость как участник учебно-исследовательской работы;

В своей работе ученики могут использовать различные опорные структуры, такие как:  Our project is about, we would like to present.., the topic was chosen because.., the aim of the project is.., we cоme to the conclusion, In fact, actually, we realize the fact that, a number of factors, the project is devoted to.., the main idea of the project is that .., the key-note of the project…                                                                                      

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов, которые включают работу учителя и учащихся.

Работа учителя:

  • Помощь в формировании творческих групп,  определении основных направлений исследования.
  • Рассказать и показать, где и как можно собрать информацию,  какие вопросы нужно  затронуть, к  каким справочникам и источникам можно обратиться.
  • Проводить консультации по отбору и оформлению информации,  оказывать помощь в работе над новым лексическим и грамматическим материалом.
  • Проанализировать проекты с учетом  содержания, оформления и соответствия теме.

Работа учащихся:

  • Создать группу, выбрать тему, составить план работы, распределить обязанности.
  • Найти информацию, пользуясь ресурсами интернет, отобрать наиболее точную, записать поисковые адреса, поработать со словарем, с лексикой, с учебником и другими источниками.
  • Отобрать и систематизировать собранный материал, оформить текст доклада в соответствии с требованиями,  на компьютере подготовить презентацию, которая проиллюстрирует доклад.
  • Презентовать проекты, обсудить и сделать выводы о проделанной работе.

Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения.

Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Библиография

1.  Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

2.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

3.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

4.  Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

5.  Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

6.  Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

7.  Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3

8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Двнная работа рассказывает о применении проектных методик на уроках английского языка, как однго  из средств мотивации его изучения  и повышения интеллектуальных способностей учащихся, как с...

Использование современных образовательных технологий и методик на уроках английского языка.

По-прежнему основными из трудностей преподавания являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. ...

«Проектная методика на уроках английского языка как средство реализации ФГОС»

Презетация на тему  «Проектная методика на уроках английского языка как средство реализации ФГОС»...

Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...