Использование технологии веб-квест в учебном процессе.
статья по теме

Таратухина Татьяна Александровна

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится  не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим  учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_veb-kvest_v_uchebnom_processe..docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии веб-квест в учебном процессе.

Таратухина Татьяна Александровна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 (МБОУ СОШ №7),

заместитель директора по УВР, учитель английского языка,

Ростовская область, город Сальск

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. И современная  российская школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной составляющей модернизации образования.

Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.

В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков

Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.

Как же сегодня мы можем использовать в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете, что приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации. С таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителя.

Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто  мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.

Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагаю-щий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

Сегодня во всех школах  большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

 -   повышение мотивации к самообучению;

 -   формирование новых компетенций;

 -  реализация креативного потенциала;

 -  повышение личностной самооценки;

 -  развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

Развитие компьютерных технологий, особенно  Интернет-технологий, даёт

мощный импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, я, как учитель, стремлюсь активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Одной из таких попыток стало использование  веб-квеста, особого типа поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществляют с помощью Интернета. Чтобы ознакомиться с технологией создания веб-квеста, я прошла курсы  на мастер-классе «Создание веб-квестов на платформе JIMDO», проводимом Сообществом учителей иностранного языка (http://tea4er.ru/)  в январе-марте 2012 года (руководитель Горбунова Оксана Викторовна, учитель первой квалификационной категории МБОУ СОШ №28 г. Мытищи Московской области). Это было действительно интересно!

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится  не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим  учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

Веб-квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:

     - введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять учащиеся;

    - задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть Веб-квеста. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;

    - процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);

    - оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;

    - аключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;

    - страницы для учителя (дополнительно): В них содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут использовать веб-квест.

Сегодня  веб-квесты значительно варьируются не только по своей тематике, но и по структуре. Выделяется несколько классификаций веб-квестов.

 (Разработчики веб-квеста как учебного задания Берни Додж (Bernie Dodge (http://edweb.sdsu.edu/people/bdodge/) и Том Марч (Tom March) из  Государственного университета Сан-Диего) рассматривают два вида веб-квестов: краткосрочный и долгосрочный.

Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

- образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

- развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.

- воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

  Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

- использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

            - самообучение и самоорганизация;

- работа в команде;

            - умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.

Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quest).

Кроме того, работая над веб-квестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

К ключевым характеристикам аутентичного обучения можно отнести:

• актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся;

• вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;

• междисциплинарный характер;

• тесная связь с реальной жизнью;

• неограниченность учебных ресурсов;

• оценка деятельности учащихся производится не только учителем, но и внешними

экспертами, а также другими учащимися;

Как видно из вышесказанного, Интернет делает обучение аутентичным и удаляет преграды  между реальной жизнью и уроком.

Работа учащихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. Образовательный веб-квест - это сайт в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Этапы работы над квестом:

1. Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.

3. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Критерии оценки веб-квеста

Веб-квест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж рекомендует использовать 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п.

Для создания бланка оценки необходимо:

1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки.Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:

достижение заявленной цели;

качество выполнения работы;

качество процесса выполнения работы;

содержание;

сложность задания.

2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.

3. Подготовить описание параметров оценки.

Как видно, основной методической задачей учителя на пути создания хорошего веб-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании веб-квеста состоит в отборе качественных и тематически релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки и психологическим и возрастным особенностям учащихся.

Специфика веб-квеста лишний раз убеждает в его широких возможностях применительно к обучению иностранному языку. По мнению многих учителей, успешно внедряющих веб-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет три  основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность, аутен-

тичность и интерактивность, которая является ведущим фактором в обучении иностранному языку. Веб-квесты позволяют учащимся получать информацию в устной и письменной форме (чтение веб-страниц или участие в дискуссии на изучаемом языке). В интерактивности знание языка проходит немедленную проверку, обогащаясь вместе с тем и новым содержанием. Все это способствует развитию беглости, точности в использовании языка и одновременно обогащению словарного запаса.

Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:

  1. веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;
  2. в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
  3. в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
  4. учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;
  5. многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.

Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:

  1. для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  2. технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
  3. медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
  4. много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

И в заключение, хочу предложить Вам веб–квесты, созданные учителями во время работы на мастер-классе (http://taratushechka.ru/veb-kvest). Обратите внимание на организацию веб-квестов, на критерии оценки, задания, роли.

Дополнительно можно прочитать:

 

Веб-квесты  http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php 

Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://metodist.edu54.ru/node/40675 

Веб-квесты учащихся  http://trc-olhon.ucoz.ru/index/veb_kvesty_uchashhikhsja/0-61; https://sites.google.com/site/gbenglishquest/   

Если Вы решили создать веб-квест, то Вам помогут следующие сайты:

 

  1. Рекомендации по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home
  2. Полезные советы по созданию веб-квеста   https://sites.google.com/site/poleznyesovety/Home/sajty-google

Источники  информации:

  1. Национальная образовательная инициатива

"Наша новая школа"  http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 

  1. http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/14.html
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-51014/
  3. http://festival.1september.ru/articles/513088/
  4. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/07/blog-post_09.html
  5. http://www.evestnik-mgou.ru/razdeli/pedagogika.html
  6. file:///D:/%D0%A1%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%20F/%D0%9C%D0%BE%D0%B9%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%20%D0%9C%D0%9C%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%202011-2012/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/print.htm
  7. http://ithistory.ucoz.ru/index/veb_kvest/0-66
  8. http://inshakovaox.jimdo.com/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82-%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку

Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку...

Использование технологии «Web-квест» для организации сетевой игры между школами района

В настоящее время школы буквально завалены предложениями о проведении различных конкурсов по всем предметам, не обходят стороной и информатику. И самое неприятное ни то, что 99 % из этих конкурсов – п...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент)«Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»...

Статья: "Необходимость использования игровых технологий в воспитательном и учебном процессах"

Статья:"Необходимость использования игровых технологий  в воспитательном и учебном процессах."...

Доклад на тему: Использование технологии «Web-квест» в образовательном процессе.

В настоящее время, наши педагоги активно используют возможности использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе. Но перед современным образованием всегда стоит задача поиска новых методов и...

Перспективные методики использования ИТ-технологий в мотивационно-ориентированном учебном процессе

Статья затрагивает актуальные вопросы использования ИТ-технологий в современном учебном процессе, ориентированном на эффективную личностную мотивацию обучаемого в условиях актуального состояния медийн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий  в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредств...