Методические материалы по теме "Приемы управляемого запоминания иноязычной лексики"
методическая разработка по немецкому языку по теме

Лоренгель Галина Николаевна

Методические материалы являются памяткой молодому учителю иностранного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы управляемого запоминания иноязычной лексики Памятка молодому учителю Автор : Лоренгель Г.Н. учитель немецкого языка МБОУ «Первомайская сош»

Слайд 2

Актуальность проблемы Лексическая компетентность - составная часть коммуникативной деятельности. Под уровнем сформированности лексической компетенции понимается способность учащихся решать задачи, связанные с усвоением иноязычного слова при практическом пользовании им в речи на основе приобретенных знаний и навыков.

Слайд 3

Недостатки в обучении лексики *неумение учащихся прогнозировать лексический материал при построении собственных высказываний, при его восприятии в речи других; *выделять в лексическом материале необходимые для запоминания обобщающие признаки; *ассоциировать словесные пары тематически связанных слов; *правильно кодировать и декодировать словарный материал

Слайд 4

отражать требуемое количество фактов в своем высказывании имеющимися лексическими единицами; высказываться логично грамотно, доказательно запрашивать отсутствующие слова у учителя или партнера В результате учащиеся не умеют: усложнять свои высказывания за счет знакомых лексико-грамматических насыщать высказывание лексическими единицами по заданной теме усложнять свои высказывания за счет знакомых лекси - кограмматических средств;

Слайд 5

ЗАПОМИНАНИЕ Процесс, посредством которого осуществляется ввод информации в память Виды: кратковременное произвольное долговременное непроизвольное

Слайд 6

ПАМЯТЬ совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма.

Слайд 7

Виды памяти Моторная Зрительная (визуальная) Эпизодическая Процедурная Декларативная Топографическая Семантическая

Слайд 8

говорение письмо чтение аудирование Лексика

Слайд 9

Этапы работы над лексикой: Ознакомление Первичное закрепление Развитие умения использовать лексические единицы в различных видах речевой деятельности.

Слайд 10

Последовательность подготовки презентации Определить основные этапы презентации и их особенности Определить основные способы семантизации и особенности их применения Рассмотреть возможные способы формирования навыков самостоятельной семантизации Рассмотреть возможные способы применения наглядности при введении и первичном закреплении лексики.

Слайд 11

Условия эффективного обучения лексической стороне речи опора на непроизвольное запоминание; корректное использования ЛЕ при первом воспроизведении; смысловая организация запоминаемого материала; классификация ЛЕ систематизация изучаемого материала; соединение смежных семантических полей проблемный характер речевой установки; самостоятельность учащихся; учебная мотивация ; стимуляция активной умственной деятельности и др.

Слайд 12

Когнитивно- коммуникативный подход в изучении лексики (cognito- лат.)- познание - создание образов новых слов -осознание языковых особенностей слов -постепенное развитие умения употреблять новую лексику -создание прочного образа иноязычного слова

Слайд 13

Дидактические игры Функции дидактической игры: способствует накоплению языкового материала ребенка; закрепляет ранее полученные знания; формирует речевые навыки, умения служит своеобразным языком для всех участников, облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее.

Слайд 14

Алгоритм работы с новой лексикой (из опыта работы Никифоровой Инны Гербертовны) Этапы работы: Установка Создание игровой ситуации Получение карт памяти Создание графического образа слова Чтение слов за учителем (шёпотом, вслух, громко) Работа в парах по картам памяти Домашнее задание: повторение лексики по карточке.

Слайд 15

Современные технологии изучения иноязычной лексики MyMentor — самообучение онлайн по карточкам для запоминания Сервис «MyMentor.ru» представляет собой уникальный в своем роде самоучитель, позволяющий запоминать информацию при помощи специальных он-лайн-карточек. «MyMentor.ru» — это просто находка для желающих заниматься самообразованием, но при этом обладающих не слишком хорошей памятью. Заучивать новые слова при помощи карточек очень удобно и легко .

Слайд 16

Дорогие коллеги! Желаем вам успехов в изучении иноязычной лексики!



Предварительный просмотр:

Лоренгель Г.Н, учитель немецкого языка

Приемы управляемого запоминания

Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии

     

    Хорошее знание единиц школьного лексического минимума и умения по их употреблению обеспечивают формирование и формулирование мысли на иностранном языке. На основе этого происходит решение комплекса коммуникативных задач, направленных на достижение разных прагматических результатов. Знание лексики помогает отразить непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, т.к. проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. В связи с этим работе по запоминанию лексики в средних общеобразовательных учреждениях уделяется значительное внимание.

      За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц (ЛЕ) и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

    Лексическая компетентность- составная часть коммуникативной деятельности. Под уровнем сформированности лексической компетенции понимается способность учащихся решать задачи, связанные с усвоением иноязычного слова при практическом пользовании им в речи на основе приобретенных знаний и навыков.

      Традиционная работа над лексической стороной речи в школе часто не дает положительных результатов.

 Серьезными недостатками в обучении лексики считается:

*неумение учащихся прогнозировать лексический материал при построении собственных высказываний, при его восприятии в речи других; *выделять в лексическом материале необходимые для запоминания обобщающие признаки;

*ассоциировать словесные пары тематически связанных слов;

*правильно кодировать и декодировать словарный материал.

       В результате таких причин учащиеся не умеют:

- отражать требуемое количество фактов в своем высказывании имеющимися лексическими единицами;

-высказываться логично и грамотно, доказательно

-аргументировать свою мысль;

-усложнять свои высказывания за счет знакомых лексико-грамматических средств;

- насыщать высказывание лексическими единицами по заданной теме;

-проводить лексическую коррекцию;

-запрашивать отсутствующие слова у учителя или партнера

управляемого запоминания.

         Организация работы по запоминанию лексики учащимися вызывает наибольшие затруднения у молодых педагогов. Молодому педагогу необходимо знать теоретические и практические основы приемов запоминания иноязычной лексики.

Часть 2. Концептуальное обоснование

     В процесс приобретения иноязычного слова включается такое важное когнитивное действие, как запоминание. Данное действие обеспечивает удержание слова в памяти.    

    Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма.

      Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова.

Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

Топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Топографический кретинизм может быть вызван многочисленными нарушениями, включая трудности с восприятием, ориентацией и запоминанием.

        Педагогу необходимо знать виды памяти  и учитывать особенности памяти своих учащихся.

    Методика обучения  иноязычной  лексики  издавна  привлекала  внимание учителей и методистов, и к этому имеются веские причины:

  1. огромная роль, которую играет знание словаря  в  развитии  речевых

         умений учащихся;

  2. трудоемкость процесса овладения словарем;

  3.  сложность  самой  проблемы,   т.к.   лексический   состав   языка

       представляет собой  весьма  разнообразную  и  пеструю  картину,  а

       лексические  единицы  –  разноплановые  и   многомерные   явления,

       существенные  свойства  и  особенности  усвоения  которых   трудно

       выявить и обратить на пользу методики обучения.

    Лексика в системе языковых  средств  является  важнейшим  компонентом  речевой  деятельности:  аудирования  и  говорения,  чтения  и  письма.  Это определяет  ее  важное  место  на  каждом  уроке иностранного   языка,   и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума  и  прочного  закрепления  в  их  памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. Задача практического  овладения  иностранным  языком  требует  поиска путей совершенствования  как  методики  обучения  речевым  умениям,  так  и большого  внимания  к  организации  языкового  материала.  В   методической литературе  получил  освещение  ряд  вопросов,  связанных  с  работой   над лексикой. Однако существуют ряд проблем в усвоении  лексических единиц.

       При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:

1) Ознакомление.

2) Первичное закрепление.

3)  Развитие  умения  использовать  л.е.  в  различных   видах   речевой

деятельности.

       Первые два этапа часто объединяют в один – презентация лексики.

       Этап  презентации  играет  важную  роль  в   обучении   лексики.   От

эффективности и целенаправленности данного этапа  зависит  вся  последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее  эффективный  способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем  знаний  учеников, качественной характеристикой слова и  его  принадлежностью  к  активному  и пассивному  минимуму.  Многообразие  различных   приемов   семантизации   и первичного закрепления позволяет выбрать  прием,  соответствующий  целям  и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать  их  от  урока  к уроку.

      Молодому педагогу важно знать основные  приемы  презентации  лексики  на уроках иностранного языка; уметь отбирать возможные варианты введения лексики и  на основе предложенных образцов создавать собственные упражнения.

      При этом педагогу необходимо решить следующие задачи:

. Определить основные этапы презентации и их особенности

. Определить основные способы семантизации и особенности их применения

.  Рассмотреть  возможные  способы  формирования   навыков   самостоятельной семантизации

. Рассмотреть  возможные  способы  применения  наглядности  при  введении  и первичном закреплении лексики.

     

   

 В  процессе обучения лексической стороне речи целесообразно придерживаться следующих условий:

- на этапе введения новых ЛЕ необходимо опираться преимущественно на непроизвольное запоминание;

- запоминаемый материал должен как входить в содержание цели деятельности (классифицировать, группировать лексику по различным признакам, смыслу или тематике, заполнение логико-смысловой таблицы), так быть самой целью деятельности (подобрать синоним/антоним из новых ЛЕ к известным ранее);

-создание условий для корректного использования ЛЕ при первом воспроизведении;

- смысловая организация запоминаемого материала;

- классификация ЛЕ способствует непроизвольному запоминанию;

- систематизация изучаемого материала;

- соединение смежных семантических полей;

- использование различных путей восприятия лексики (восприятие графического написания слова, повторение лексики вслух, аудирование лексики, тренировка графического написания лексики, схематично-образное изображение, аудирование перифраза лексики, самостоятельный перифраз лексики);

- осмысленная интерпретация нового материала;

- проблемный характер речевой установки;

- самостоятельность учащихся;

- учебная мотивация (например, на первом занятии напомнить, что в конце темы будет контрольная работа, оценка за которую повлияет на итоговую);

- стимуляция активной умственной деятельности;

- задачи должны соответствовать уровню мыслительной деятельности учащихся, таким образом, на старшем этапе - быть содержательными и интеллектуальными;

- на этапе тренировки опираться на произвольное запоминание;

- рифмовать изучаемые слова, включать их в рифмовки;

- по возможности подобрать мелодию под рифмовку;

- целесообразно вести личный словарь, куда записывать значение лексических единиц, их синонимичный ряд, словосочетания и предложения с ними;

- коллектор тематической лексики, лексические проекты;

- целесообразно при работе с лексикой тренировать не отдельные слова, а целые высказывания. (огромной помощью в этом могут послужить пословицы и поговорки, крылатые выражения);

- проводить игры (н-р «Снежный ком»), используя как новые ЛЕ так и уже знакомые;

- концентрированное использование и повторение новых ЛЕ;

- условия запоминания иноязычных лексических единиц должны быть адекватными условиям их воспроизведения в речи;

- создания различных связей слова в различных контекстах;

- введение лексики в определенном контексте;

- обеспечение постоянной актуализации выученной лексики.

Учет данных условий способствует планомерному и качественному усвоению иноязычной лексики.

б) обсуждение практического опыта Мастера и других педагогов;

       В настоящее время широкое распространение и признание получает когнитивный подход в обучении сторонам и видам речевой деятельности. Некоторые исследователи обозначают такой подход термином «коммуникативно- когнитивным, а другие называют его «когнитивно- коммуникативным. Для достижения целей и задач по овладению лексикой с учетом требований когнитивного подхода рекомендуется специальная группа упражнений. (Приложение 1)

Цель таких упражнений состоит в создании когнитивного образа слова; в образовании устойчивых ассоциативных связей слова с ситуацией, тематикой и с другими ЛЕ (развитие лексической памяти); в развитии у учащихся умений прогнозировать лексический материал; в развитии умений кодировать лексическую информацию разными способами; в развитии лексической креативности; в актуализации когнитивного образа слова с целью выражения речевой интенции; в умении выделять в структуре значения слова семы, связанные с культурой народа, и умело пользоваться таким видом лексики.

Важность и актуальность когнитивного подхода в обучении лексике на современном этапе объясняется тем, что при этом подходе «язык усваивается как инструмент мысли. Когнитивный подход в обучении лексики выдвигает на первый план создание прочного образа иноязычного слова. Сформированный и находящийся в памяти образ слова носит когнитивный (ментальный) характер.

      Обучение иностранному языку учитель должен строить с учетом уровня развития каждого ученика. Каждое задание и учебная задача должны вызывать интерес учащихся и желание выполнить их, значит, по мнению учителя, иметь мотивацию. Усвоение ЛЕ требует многократного повторения и проговаривания одних и тех же слов и словосочетаний,  что быстро вызывает у учащихся утомляемость. С целью разнообразия процесса работы над словами учитель использует упражнения в игровой форме. ( Приложение 2) Каждая игра выполняет свою функцию:

- способствует накоплению языкового материала ребенка;

- закрепляет ранее полученные знания;

- формирует речевые навыки, умения

И служит своеобразным языком для всех участников, облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее.

Использование приемов управляемого запоминания, организации обучения в игровой форме мы увидели у мастера Никифоровой Инны Гербертовны на проведенном ею мастер-классе. Инна Гербертовна показала приемы запоминания ЛЕ.

Инна Гербертовна работает с детьми младшего школьного возраста. Поэтому одним из приемов, используемых ею на уроке является создание образов слов, который позволяет создать прочный образ иноязычного слова. Она доказала эффективность использования упражнений когнитивного характера.

В значительной степени опыт исследований немецких ученых У.Эссера и Ахарниш и его умелое перенесение в своей опыт способствовал формированию у учителя уверенности в том, что при изучении языка работа с лексическим материалом должна строиться на нетрадиционных подходах, быть многовариантной и мотивационной.

Главное- в выработке у учащихся учебных стратегий на овладение иностранной лексикой.

Новизна в разработке учебного материала на основе стратегии и технологий и методики использования их с целью целенаправленного влияния на каждого ученика.

Результативность. Контрольные срезы и тестирование дают возможность отслеживать положительную динамику навыков аудирования, говорения, чтения и понимания прочитанного.

Учебные стратегии

1. Кодирование способствует наилучшему запоминанию иноязычной лексики и состоит из:

а) анализа сложных слов

б) анализа производных слов

в) дефиниция слова

г) графического изображения слова

д) включения изучаемого слова в модели

 Запомнить, что самую важную информацию несет последняя часть слова.

  Запомнить: важная информация - в корне слова.

2. Группирование лексических единиц по смежности

а) родственные слова

б) составление ассоциограмм

3. Группирование по синтаксической категории:

4. Группирование по сходству

а) синонимы: helfen = unterstützen

б) возможность рифмования: Haus - Maus

 5. Группирование по контрасту

6. Группирование по сходству - констрасту

Дописать про игры…………………………………….

    С развитием информационных технологий у педагога  появилась возможность изучать иностранный язык автономно.  

     

   Традиционный способ запоминания слов — двусторонние карточки со словами — теперь воплощен на мобильных устройствах и предлагает такие дополнительные функции, как изображения, голосовое озвучивание носителями языка, визуализация процесса обучения, «умный» адаптирующийся алгоритм обучения и подробная статистика. Программа поможет вам непосредственно запоминать слова по принципу «понятие — иностранное слово», без этапа перевода на родной язык.

     MyMentor — самообучение онлайн по карточкам для запоминания

Сервис «MyMentor.ru» представляет собой уникальный в своем роде самоучитель, позволяющий запоминать информацию при помощи специальных он-лайн-карточек. Как утверждают люди, пользующиеся данным сервисом, «MyMentor.ru» — это просто находка для желающих заниматься самообразованием, но при этом обладающих не слишком хорошей памятью. Заучивать новые слова при помощи карточек очень удобно и легко. Даже профессиональные педагоги относятся к тематическим карточкам для запоминания слов с уважением и утверждают, что с их использованием можно в принципе выучить все, что угодно в любых количествах, затратив при этом минимум времени. Преимущество сервиса «MyMentor.ru» заключается в первую очередь в том, что Вам не придется вырезать карточки из бумаги все они будут доступны в режиме онлайн.

     Если Вам никогда не приходилось использовать для запоминания карточки, расскажем вкратце, каким образом действует данная методика. Перед Вами лежит стопка карточек с написанными на них словами для заучивания, если ответ на верхнюю карточку Вам известен, ее необходимо поместить вниз стопки, а если нет, то произвольно в середину. Сервис «MyMentor.ru» работает по тому же принципу, только Вам самим карточки даже не придется трогать, достаточно лишь указать, известно Вам написанное на ней слово или же нет.

       Для того, чтобы работать на сайте «MyMentor.ru» необходимо скачать программу «Silverlight 2.0» в том случае, если, конечно, она еще не установлена на вашем компьютере. Изучение языков с использованием сервиса «MyMentor.ru» покажется Вам элементарной задачей, ведь карточки для запоминания слов — это стопроцентно действенный способ овладения иноязычной лексикой.

Вывод:      Многолетний опыт работы в школе по обучению иностранному языку убедил педагогов в необходимости использования  эффективных приемов и способов, позволяющих учащимся прочно  усвоить иноязычную лексику. Материалы данной проектной работы могут успешно применяться при изучении иностранных языков и других предметов гуманитарного цикла.

 Часть 3. Методическая разработка 

   

Методический продукт «Приёмы управляемого запоминания - Памятка молодому учителю» представлен в виде презентации Power Point и находится в приложении к проекту.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Упражнения на развитие лексической памяти и на

создание когнитивного образа слова

*Вспомните слова, которые содержат в своем составе mm:

Das Z---er        k---en           die S----ung       der K---        s----ln          der S---er

*Назовите слова с удвоенной буквой, передающей согласный звук (до 10 примеров):

Tt          nett, fett              ……     ……    ……

Rr          Herr, herrlich      ……     ……    ……

Ss          wissen, passen     ……     ……    ……

Ff           hoffen, Affe               ……     ……    ……

Gg        Flagge, Waggon    ……     ……    ……

*Назовите слова с удвоенной буквой, передающей гласный звук (до 10 примеров):

Aa         Paar, Saat     ……     ……    ……

Ee          Kaffee, Tee     ……     ……    ……

Oo         Zoo, Boot     ……     ……    ……

*Прочитайте группу слов, обращая внимание на их правописание. Напишите значения указанных слов:

1.Seite – Saite       1.________________    1.______________

2. im  -  ihm          2.________________    2.______________

3. Kahn – kann     3.________________    3.______________

4. Kamm – kam    4.________________    4.______________

* Прочитайте следующие сокращения, расшифруйте и напишите их полные варианты:  

   IGA, BWM, dpa, TU, WRD, EU, ER, ARD

Упражнения на развитие лингвокреативного мышления

*Прочитайте предложения с ключевым глаголом beenden и обратите внимание на существительные, с которыми он сочетается:

1. Der Student beendet die Lektüre. 2.Ein Lied beendet die Feier. 3. Das Schwimmen beendete den Tag. 4. Die Gäste beendeten das Essen mit dem Früchteis.

* Вспомните как можно больше глаголов, которые могут сочетаться с указанными ключевыми словами: Das Gedicht, hören, die Heimat, die Schule

Упражнения на прогнозирование слов и словосочетаний

*Подберите подходящие слова из правого столбца к указанным словам слева

Kein Tag ohne              Motor

Kein Zimmer ohne        Beine

Kein General ohne         Abend

Kein Tisch ohne             Fenster

Kein Auto ohne              Soldaten

*Найдите окончания пословиц

1 Steiter Tipfen………  2.Hunde, die bellen, …… 3.Kinder und Narren…….

4. Nach getanter Arbeit……5. Schlaffende Hunde……… 6. Bei Gott…….

a.sagen die Wahrheit b.ist kein Ding    c.hölt den Stein  d.ist gut Ruhn  e. beißen nicht  g.soll man nicht wecken

Упражнения на кодирование лексического материала

*Прослушайте слова по теме, подберите к ним зрительные варианты, приведенные на карточках (карточки со словами раздаются ученикам)

*Дайте развернутое толкование следующим понятиям из культурной и общественной жизни Германии

Der Schüleraustausch, die Toleranz, der Fußgängerbereich, der Fremdführer, die Realschule, das Privatgrundstück

Упражнения на развитие лексической креативности

*Назовите лексические единицы, с помощью которых можно охарактеризовать следующие понятия:

1. «немецкий дух»  2. «праздники в Германии»  3. «объединенная Германия»

*Составьте ассоциограмму по теме «Heimat» и придумайте рассказ на ее основе

die Heimat

Staat

Heimatort

Natur

Geschichte

Kultur

Zukunft

*Составьте карту памяти («когнитивную схему») на основе темы «Покупки в магазине. Расскажите о своем последнем визите в продовольственный магазин:

Geschäftsarten

essen

Obst

Gemüse

trinken

kochen

einkaufen

Lebens-

mittel

Упражнения на актуализацию дериватов по знакомым моделям

*Образуйте сложные слова от следующих основ.Переведите  образованные слова на русский язык:

        geschenk                                         Mutters-

        briefe                         Natur-        

                                                                     Vaterlands-  

Lebens        lied                                Wahrheits-                    liebe

                gedicht                                           Tier -

        szene                                      Menschen-

        glück                                         Freiheits -

Графическое изображение слов

Приложение 2.

Дидактические игры и упражнения

*Игра «Паутинка» создает благоприятную почву для развития двигательной активности учащихся, укрепления здоровья, способствует решению учебно- воспитательных задач и, в том числе обучению коммуникативной деятельности. Ход игры: Дети встают в круг. Водящий объявляет участникам тему общения, передавая при этом клубок, стоящему напротив.

*Упражнение «Эхо» предполагает троекратное проговаривание громко и шепотом части фразы, в которой находится изучаемое слово.

*Упражнение «Проверка телефонной связи» предполагает разыгрывание ситуации проверки телефона. При выполнении упражнения используются два игрушечных телефона. Учитель тихо, но четко произносит слово или фразу, ученик повторяет произнесенное учителем громко, после чего учитель подтверждает функционирование связи, еще раз называя слово или повторяя фразу.

*Упражнения, проведенные в такой форме, гарантируют многократное повторение лексических единиц и поэтапное включение учащихся в речевую деятельность.

*Упражнение «Играем в «артистов» вырабатывает навык установления связи между значением слова и звуковой формой. Учащиеся - «артисты» изображают слова движениями, жестами, мимикой, позами.

*Упражнение «Выбор варианта» имеет целью осмысление содержания и может использоваться для репродуктивных видов речевой деятельности.

а) Закончи предложение, выбрав слово в списке лексических единиц, повтори его.

б) Выбери определение

Hier arbeiten viele Arbeiter und Ingenieure.

 Das ist ein Arbeiter.

Hier können die Schüler in der Pause essen.

*Упражнение «Угадай профессию» предполагает  систему вопросов, которые должны включать новое слово.

Ist das eine Frau? - Nein.   Ist das ein Arbeiter? - Nein

Ist das ein Mann? - Ja.  Ist das ein Ingenieur? - Ja

Arbeiteter im Betrieb? - Ja.

*Упражнение «Зашифруй профессию» помогает учащимся составлять ассоциограммы, навык отрабатывается в работе парой.

* Тема «Зима» (5 класс) заканчивается заданием: «Твой друг находится в Африке. Он никогда не видел зиму. Напиши ему письмо, расскажи о зиме. Не забудь, что он многого не поймет, если ты не объяснишь слова. Можно сделать рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на основе иноязычной лексики

Цель: показать учащимся, как слова из одного языка проникают в другой, что происходит со словами-иностранцами в русском языке; каково отношение к заимствованиям. Научить учащихся пользоваться сл...

Презентация к "Иноязычная лексика в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация к исследовательской работе на конференцию в области "Языкознание"...

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

Презентация "Мнемонические приемы при изучении иноязычной лексики"

Данная презентация содержит описание возможности применения мнемонических приемов при изучении иноязычной лексики....

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему "Иноязычная лексика и ее употребление".

На данном уроке формируются навыки групповой работы, работы со словарем, материал осваивается на базе нескольких предметов(русского языка,  иностранного языка), формируются умения организовывать ...

Статья на тему: Организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся над иноязычной лексикой

В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обуче...

Иноязычная лексика в молодежном жаргоне: Источники пополнения молодежного жаргона и связи с другими языками.

Жаргон - это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон - это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спо...