Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка
материал по немецкому языку на тему

Гагарина Марина Евгеньевна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Е. Гагарина, учитель немецкого языка        

Школа №27, г. Саранск, 2011г.

Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка                                

Что такое этнокультурное воспитание? Этнокультурное воспитание ребёнка, человека, школьника – это народная культура, традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п. К сожалению, понятие «этнокультурного воспитания» воспринимается большей частью молодежи как что-то непонятное.

Однако именно этническая культура является цементирующим звеном социальной и культурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству.

А что же тогда патриотизм? В толковом словаре можно прочитать: «Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями».

Иными словами, этнокультурное воспитание школьников является родственным понятием патриотизма. То есть – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества.

Сущность этнической культуры очень хорошо определил когда-то М. Е. Салтыков-Щедрин. Он сказал: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…»

Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся таких направлений этнокультурного воспитания, как любовь к России, которая начинается с любви к «малой» Родине, такой, как наша Мордовия. Воспитание интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.

Преподавание иностранных языков в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности.

Этому способствует коммуникативная направленность изучения иностранного языка, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа.

Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Огромную роль в этнокультурном становлении человека играет школа. Она должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота.

Только овладев чувством принадлежности к своему народу, ученик сможет понять, почувствовать и принять язык, культуру и обычаи другой страны. Ведь изучение иностранного языка для ребёнка не является самоцелью.

Изучение иностранного языка является обратной стороной медали, имя которой «Патриотизм». Это необходимо уже потому, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого имеет этнокультурное воспитание.

К сожалению, мы видим, что за последние 20 лет в российском обществе сформировались факторы, оказывающие негативное влияние на молодёжь. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с молодежью.

Налицо снижение духовных и культурных ценностей молодежи

  1. Принижение значения народного и духовного искусства, художественных произведений, традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма.
  2. Нежелание у молодых людей учиться и развиваться духовно, подкрепляемое негативными примерами из жизни, когда эгоистичный, циничный, зачастую малограмотный (в современном понятии этого слова) человек добивается успеха и финансового благополучия на фоне честных и образованных людей.
  3. Утрата целостности отечественной культуры, когда на наших глазах происходит тотальное выкорчевывание из умов молодёжи целых пластов истории, культуры, искусства, науки, образования.

Вот потому-то среди множества учебных дисциплин предмет «иностранный язык» занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения иностранного языка учащиеся приобретают не просто знания основ некой науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения из первоисточника новой правдивой и полезной информации.

Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка представляет собой целенаправленный процесс вовлечения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной с воспитанием и развитием у них патриотических чувств, стимулированием активности учащихся в выработке у себя высоких моральных качеств.

Этнокультурное и патриотическое начала в изучении иностранных языков неразделимы. Следовательно, в процессе изучения иностранного языка, у ребёнка формируется не только навык общения в культурной среде другого народа, но и укрепляется собственное историческое и патриотическое сознание.

Изучая иностранный язык в школе, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....

Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка.

Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка....

Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...

Использование краеведческих материалов как средства нравственного воспитания на уроках иностранного языка

Использование краеведческого компонента на уроках иностранного языка позволяет научить школьника говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он готов поделиться со своим п...