Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку
статья по немецкому языку по теме

Николаева Ксения Александровна

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sociokulturnoy_kompetencii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

В Государственном Стандарте уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями. Коммуникативную компетенцию невозможно сформировать без знания социокультурного фона.

Кроме того, обучение иностранному языку через ознакомление учащихся с культурой страны изучаемого языка является одним из базовых принципов обучения предмету. Так, приобщение к культуре другого народа не только делает изучение немецкого языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения.

Практически любой урок иностранного языка имеет социокультурную направленность. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются тематические, страноведческие, художественные, публицистические тексты. Газетный текст, в данном случае, рассматривается как одно из эффективных средств формирования социокультурной компетенции учащихся. Он обладает национально-культурной спецификой, проявляющейся на уровнях семантики, синтаксиса и структуры.

Работу с немецкой прессой целесообразно проводить в качестве кружковой работы в старших классах, что помогает более углубленно изучать страноведческий материал. Для этого разработан комплекс упражнений для обучения учащихся чтению журнала “vitamin de” и газеты “Die Zeit”. Отобранный газетный материал дополняет работу по основному учебному пособию. В 9 классе - учебно-методический комплект (УМК) „Schritte 5“ (Шаги 5), авторов И.Л. Бим, Л.И Рыжова и др. и УМК „Deutsch“ (Немецкий язык) для 10-11 классов, авторы И.Л. Бим, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева. Это обуславливается тем, что тематика статей данных печатных изданий совпадет с тематикой учебных пособий. Помимо тематики текстов учитывается также и тот спектр проблем, которые затрагивают тексты, поскольку тематика и проблематика текстов, соответствующая интересам и возможностям учащихся, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения, расширяет знания учащихся.

Однако, наиболее полно потребности в коммуникации и самовыражении можно реализовать посредством внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является важной частью учебно-воспитательного процесса и позволяет многократно увеличить его эффективность.

Одним из способов развития социокультурной компетенции учащихся является проведение традиционных немецких праздников с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных блюд и атрибутов к празднику.

Ежегодно в гимназии проводятся традиционные немецкие праздники: Рождество, День Святого Валентина, День Матери, Пасха. Наиболее необычным получился праздник «День Матери», который проходил в рамках недели иностранного языка. Учащиеся организовали мастер-класс немецкой кухни «Готовим для мамы». На праздник были приглашены мамы, и они вместе ребятами имели возможность самим приготовить штрудель и печенье плэтцхен и затем вместе с детьми попить чай, побеседовать.

Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции, бесспорно, является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.

В 2011 году учащиеся 9 – 11 классов гимназии провели две недели в Германии городе Шляйц (Тюрингия) по программе школьного обмена. Ребята посещали местную гимназию и жили в немецкой семье. Также для них были организованы экскурсии в города Ваймар, Йена, Берлин, где ребята имели возможность посетить знаменитые достопримечательности, например, дом И.В. Гёте, символ Берлина - Бранденбурские ворота, Всемирные часы и другие. За это время школьники получили уникальный жизненный опыт, поближе познакомились с культурой изучаемого языка, нашли новых друзей. Несколько недель проведенных за границей значительно увеличили мотивацию к изучению немецкого языка.

Помимо этого, краеведческий материал также приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. На основе этого материала можно моделировать вполне реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о ее столице, о родном городе с гостем из-за рубежа, проведение экскурсии для гостей на немецком языке и т.п. Так, ребята совместно с педагогом подготовили экскурсию в хакасскую юрту и школьный музей на немецком языке, и она была использован для встречи иностранных гостей из Австрии: Элизабет Фергайнер (2009), Флориан Шмерляйб (2011).

Таким образом, внеклассная работа по немецкому языку играет существенную роль в развитии личности гимназистов. У ребят наблюдается повышение мотивации к изучению предмета, интерес к стране изучаемого языка. Учащиеся, посетившие Германию, поддерживают переписку со своими зарубежными друзьями, а подготовленные экскурсии по юрте и школьному музею на немецком языке будут использоваться учащимися для встречи других гостей из немецкоязычных стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Проблемно-ценностное общение как форма и организация внеурочной деятельности по немецкому языку

Иноязычное образование начинается со школьной скамьи. По ФГОС с начальной школы, в частности со 2 класса, также в виде внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по иностранному языку включает в...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...

Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...