« Развитие коммуникативно - познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком»
статья по немецкому языку на тему

Игнатова Елена Михайловна

Что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной речевой деятельности, создать соответствующую мотивацию, стимулировать речемышление, побудить к усвоению новых знаний и языковых средств? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие коммуникативно-познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным

языком»

Игнатова Е. М.,

учитель немецкого языка

МБОУ «СОШ № 20»

Г. Бийск

Обучение говорению

Овладение иностранным языком в настоящее время связывается с коммуникативной направленностью обучения, которое является одним из важнейших принципов современной методики и предполагает сформированность таких умений, которые позволили бы учащимся строить свои высказывания в соответствии с намеченной коммуникативной целью, определёнными условиями общения и правилами речевого поведения.

Основным видом деятельности, которым овладевает ребёнок на уроках иностранного языка, является коммуникативно познавательная деятельность. В процессе овладения иностранным языком у ученика происходит развитие и совершенствование в первую очередь различных сторон коммуникативно-познавательного процесса: речемыслительной и операционной стороны мышления, словесно-логической (речевой), произвольной и непроизвольной памяти, зрительно-слухового восприятия и многих других. Однако главное место принадлежит речемыслительному развитию. Поэтому среди всех видов речевой деятельности в методике иностранных языков приоритетное направление имеет устная коммуникативная речь. Но  в условиях нынешнего дефицита времени эта задача на практике не всегда полностью реализуется. Учащиеся не овладевают в должной мере всеми видами речевой деятельности. Одновременное преодоление многих барьеров для них непосильно. Нарушение же дидактического принципа посильности порождает отталкивающий эффект в учебной деятельности, снижает интерес к предмету, у детей исчезает желание изучать его.

Так что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной речевой деятельности, создать соответствующую мотивацию, стимулировать речемышление, побудить к усвоению новых знаний и языковых средств.

Для того чтобы успешно обучать общению, необходимо, прежде всего, чётко определить сущность данного понятия и выделить его основные отличительные признаки. Что же представляет собой общение. «Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». Следовательно, это, прежде всего взаимодействие людей, т.е. обращение одного лица к другому с какой-то определённой целью. Так как информация - это новые сведения, соответственно говорящий должен сообщить слушателям что-то новое. Поэтому пересказ всеми известного текста, воспроизведение заученного из учебника диалога, сообщение на всем известную тему, например: «Мой рабочий день» не являются, по сути, актом общения. Наоборот, если ученик перескажет неизвестный другим текст, прочитает новое стихотворение, расскажет о каком-либо необычном событии, случившимся во время рабочего дня и пр., т.е. это можно рассматривать как акт говорения.

Итак: признаки акта устного общения (говорения) на уроке:

  1.  Наличие конкретного собеседника/ов, с которыми инициатор общения хочет вступить в контакт и установить определённые отношения. Преподаватель в этом случае возьмёт на себя роль наблюдателя, помощника, который может подсказать либо о чём говорить (предложить идею, тему), либо как говорить (подсказать правильный вариант языкового оформления высказывания). Что же касается ошибок в речи учащихся, то за исключением предложения правильного варианта, никакую иную коррекцию ошибок не следует использовать. Однако, после завершения коммуникативного акта вполне возможно предложить учащимся выполнить ряд упражнений на те языковые явления, которые вызвали затруднения. Учащиеся могут участвовать в актах общения в разных социальных ролях; успешности контакта должно способствовать и место расположения собеседников (они должны располагаться лицом друг к другу, а не спиной).
  2.  Побуждением к деятельности всегда является мотив, который возникает на основе индивидуальных потребностей и создаётся при помощи определённых ситуаций.
  3.  Говорение призвано выполнять определённые коммуникативные функции, чтобы говорящий отдавал себе отчёт, зачем он говорит, что он хочет сказать своему собеседнику. Важно, чтобы коммуникативная задача говорящего была ясна, а предъявляемое сообщение было доступно по содержанию и по форме и представляло интерес для слушающего. Поэтому необходимо быть в курсе того нового, что могут сообщить друг другу ученики.
  4.  Акт общения всегда происходит в определённой ситуации, которая может способствовать возникновению мотива вступить в контакт. Поэтому необходимо не столько создавать учебные ситуации, сколько воссоздавать естественные ситуации в учебном процессе.

При этом для подготовки к общению в разных ситуациях требуется использование в учебном процессе нескольких типов говорения (учебное; имитативное; симулятивное/ подражательное; аутентичное):

а) Учебное говорение.

Этот тип является реальным общением, которое может осуществляться в определённых условиях, а именно на занятиях в учебном заведении. Целью учебного говорения является передача учителем и приобретение учащимися языковых, страноведческих знаний и формирование речевых умений и навыков. Содержание учебного общения состоит в объяснении нового лексического, фонетического и грамматического материала, речевого и неречевого поведения в определённых коммуникативных ситуациях, тренировочных упражнениях для усвоения языкового материала. Данный тип общения включает все формы контроля и оценки учащихся. То есть это уроки формирования и совершенствования лексических и грамматических навыков. Для этого существует масса упражнений, но желательно, по возможности сократить число механических упражнений, отдав предпочтение творческим видам работ. Так, например, упражнения типа подстановки могут быть заменены на более творческие, если предложить учащимся описать предмет/ картинку, не повторяя названия предмета - употребление личных местоимений; изобразить «разговор с глухим»; ученик задаёт вопрос/ произносит реплику, но его собеседник «не слышит» и тогда третий участник повторяет реплику в косвенной речи: «тебя спросили, тебе сказали, что...». Для закрепления лексики можно предложить составить короткий текст, рассказ, описание, диалог с заданными словами; восстановить предложение, диалог, короткий рассказ по ключевым фразам, словам и так далее.

б) имитативное говорение.

Его функция: знакомство с речевым и неречевым поведением носителей языка в определённых коммуникативных ситуациях. Целью является формирование умений и навыков повседневного общения и получение необходимых страноведческих знаний. Ситуации, используемые в имитирующем общении, должны изображать типичные естественные ситуации повседневной жизни в стране изучаемого языка, либо в нашей стране, но при участии иностранцев. Для работы необходимы зрительные опоры, подробное словесное описание изображаемой ситуации. Основные виды работ на данном этапе обучения говорению: восприятие текста, анализ ситуации, выделение языковых средств, заучивание и воспроизведение исходного текста; подстановки и составление диалогов по аналогии, по ответным репликам, по первой и последней репликам, внесение изменений в заучивание, изображение; составление диалога к сцене, изображённой на картинке: кто?, с кем?, где?, когда?, что делают?, зачем?, какое настроение?, какие у них отношения?, о чём говорят?

Например: Игра «Мозаика» Вариант I. У одного ученика текст, у другого картинка; этот последний задаёт вопросы первому (ответ: да, нет) и восстанавливает текст. Затем вносятся исправления и текст заучивается.

Вариант II. Один достаточно длинный диалог разделяется на три части. Ученики должны восстановить диалог, описать ситуацию, разыграть сцену.

Мимы: 2, 3 ученика молча разыгрывают сценку. Зрители определяют действующих лиц, место, время, цель общения и составляют диалог.

Мимы: Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли его. Покажите жестами: «Где мы были мы не скажем, а что видели - покажем.

«Детектив»: 2 рисунка, изображающие одно и то же место. Найти отличия, сказать, что изменилось.

«Чем он занимается?» Составьте рассказ о том, чем занимается хозяин квартиры, изображённой на рисунке. Опишите ситуацию.

Следующий шаг в развитии умения говорить.

в) симулированное/подражательное общение.

Оно дает возможность выйти за стены класса, включиться в естественную жизнь. Оно предназначено для воссоздания в учебных условиях актов реального общения. Для этого создаются ситуации, подобные реальным и учащиеся выступают в них в разных социальных ролях. Эти роли могут входить в ролевой репертуар учащихся (ученик, дочь, сын), так и не входить (ученый, космонавт, детектив), могут быть обобщенные (продавец - покупатель, врач - пациент), так и вымышленные персонажи. Учащиеся, выступая не от своего лица чувствуют себя более свободно, раскованно, они могут быть активны, изобретательны. Учащийся здесь сам, в отличие от имитирующего говорения организует свое речевое и неречевое поведение путем импровизации. К приемам осуществления подражательного говорения относятся следующие:

  •  драматизация - представления в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, сюжетных картин или серий сюжетных картин. Этот вид говорения наиболее легкий, так как задается тема и сюжет.
  •  скеч — подготовленная заранее, часто написанная учениками, сцена по заданной проблемной ситуации с указанием персонажей, их социального статуса и ролевого поведения.
  •  ролевая игра - отличается свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения. Участник игры сам организует свое поведение в зависимости от решаемой проблемы своего коммуникативного намерения и поведения партнеров.

Ролевые игры

  1.  «Важный гость». Цель: формирование навыков и умений лексико-грамматического высказывания в диалогической речи.

Ход игры: обучаемые должны представить себе, что они ждут в гости знаменитого зарубежного актера. Один из участников игры - иностранный актер, входит в комнату, здоровается со всеми по очереди, отвечает на вопросы (о его планах, работе, семье и т. д.). Актер отвечает и сам задает вопросы. Учащиеся приглашают гостя побывать у него дома. Актер должен выбрать только одно предложение и аргументировать свой выбор.

  1.  «книга по кругу». Цель активизация лексико-грамматического оформления речевых высказываний.

Ход игры: играющие передают друг другу книгу. Предавая ее соседу, каждый участник должен назвать какой-нибудь предмет, например: «Это шляпа». Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.

  1.  «Близнецы». Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний. Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая картинки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками.
  2.  «Какие различия». (Вопросно-ответное взаимодействие). Ход игры: участники делятся на пары. Один получает картинку, второй такую же, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия и показать их. Показывать картинки запрещается.
  3.  «Необитаемый остров». Учитель задает ситуацию: группе предстоит высадиться на необитаемом острове. Из предложенных предметов играющие должны выбрать 8 наиболее необходимых для жизни на необитаемом острове и назвать их. Они должны обсудить свой выбор, сначала работая в парах, а затем - участвуя в общей дискуссии. (По аналогии «Пожар в доме» - вынести вещи, аргументировать выбор.)
  4. Программа концерта, репортаж для газеты, телеграмма.

г) аутентичное общение.

Подлинное общение возможно и на учебном занятии, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. В этом случае учащиеся высказываются от своего лица, исполняя любую присущую ему роль. Учитель берет на себя роль организатора общения, либо его участника, а также «банка данных». Данный тип выполняет все присущие общению функции, так как при данном общении говорящие решают реально значимые задачи и преследуют конкретные цели. Каждый выражает свое личное мнение, сообщает что-то новое своим партнерам. Данный тип общения отличается высокой мотивацией, вытекающей из значимости обсуждаемых вопросов, оригинальности мнений, заинтересованности всех в нахождении правильного решения. Содержанием говорения может быть любая проблема реальной жизни (посещение театра, организация вечера, прием иностранцев, выбор профессии, планы на будущее, «круглый стол», защита окружающей среды и т. д .).

Хотелось бы подчеркнуть необходимость использования на уроке всех рассмотренных типов общения. Причем предпочтение должно быть отдано двум последним, так как именно они обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций и коммуникативных актов, которые актуальны для будущего общения обучающихся.

Делая вывод о видах общения,  можно сказать, что наша цель в обучении иностранному языку - аутентичное общение, так как оно является подлинно коммуникативным. А что значит «коммуникативно» - это значит как в жизни. Однако мы не можем возводить коммуникативный подход в метод. Для реализации коммуникативного метода в школе нет пока соответствующих условий и возможностей; однако коммуникативная ориентация при обучении иностранному языку должна иметь место. Итак, первым признаком коммуникативности всегда являются подлинно коммуникативные задания, то есть такие, которые должны будить мысль ученика.

 С точки зрения обучения «Умение говорить» очень трудно достижимая цель. Это знает каждый учитель. Но цель достижимая, и чтобы ее достичь нужно знать две вещи:

  1.  чему надо учить, чтобы появилось умение, и
  2.  как этому надо обучать.

Этих «чему», то есть объектов обучения в говорении это и деятельность, у которой есть свои цели и мотивы, и умение, которое основано на многих навыках, и процесс, который может нормально протекать, когда ученик умеет планировать стратегию и тактику, конструировать, комбинировать. Любое говорение воплощается в высказывании, которое должно быть выразительным, содержательным, продуктивным.

Хотелось бы сказать несколько слов о продуктивности говорения, технологии обучения данному качеству - так как это главное качество умения говорить. Дело в том, что продуктивность это антизаучивание. Ученик может заучивать десятки диалогов и текстов, но быть не в состоянии общаться в реальных ситуациях. Это происходит потому, что ситуации практически никогда не повторятся и заученное высказывание окажется неуместным.

Для развития этого качества речи необходим целый комплекс речевых упражнений, периодически повторяемый.

Умение говорить отличают и другие, значимые для процесса общения и зримые качества.

Вступая в общение с определенной целью, говорящие стремятся ее достичь, в той или иной мере проявляя качество целенаправленности;

Один участник общения инициативен и может говорить свободно, другой скован, пользуется записями - разница в их речевом поведении объясняется уровнем развития качества самостоятельности;

Некоторые говорящие высказываются хорошо, уверенно лишь в привычных ситуациях, но теряются в новых, незнакомых, что связано с развитием качества динамичности;

 Итак, в том случае если общающийся достигает цели, воздействуя на своего собеседника в желаемом направлении (целенаправленность), если он активен и не пользуется материалами - подсказкой (самостоятельность), если речевое высказывание построено по новому (продуктивно), то можно говорить о развитом речевом умении.

Средством усиления мотивационной стороны обучения является использование элементов дифференциации и индивидуализации учебного процесса, использование игровых приемов, стихов и песен, особенно на начальной ступени обучения. При этом овладение структурами данного языка проходит незаметно для учащихся (игры), так как они увлекаются самой игрой. Игры не являются самодовлеющей частью урока, а лишь создают полезные для усвоения материала связи между его этапами, заинтересовывая учеников и тем самым повышая мотивацию.

Список литературы.

  1.  «Теория и практика обучения иностранным языкам». Н.Д. Гальскова, З.Н.Никитенко, М, 2004. Айрис пресс.
  2.  «Урок иностранного языка в средней школе». Пассов Е.И. М.: «Просвещение», 1988.
  3.  «Настольная книга преподавателя иностранного языка». Минск, 1999.
  4.  «Коммуникативная методика». № 2 2002, № 5 2002, № 6 2002, №1 2003.
  5.  ИЯШ: Иностранный язык в школе. № 1 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

В истории школы иностранный язык занимал всегда неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Объяснить такое разное отношение к и...

Формирование положительной мотивации у учащихся начальной школы в процессе овладения иностранным языком

Чтобы вызвать у ученика интерес к обучению иностранного языка, сначала нужно сформировать у него мотивацию....

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...