Выступление на городском МО по теме: "Социализация одаренных детей в ходе обучения иностранному языку"
методическая разработка по теме

Бушуева Марина Владимировна

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования.
Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация одаренных детей в ходе обучения иностранному языку: формирование социальной компетенции в овладении иностранным языком, выявление одаренных детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.

Выступление на городском МО учителей гуманитарного цикла.

Учитель немецкого языка МОУ СОШ №8 г. Волгодонска Бушуева Марина Владимировна

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Рассмотрим определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Толковый словарь Д.Н.Ушакова определяет понятие «одаренность» как талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – это человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. В словаре Ожегова данное слово объясняется как «одаренность – то же, что и талантливость».

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.

В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности.

Основной проблемой одарённых детей учёные называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. К проблеме одарённости школьников и созданию условий для реализации способностей и склонностей обращались такие исследователи как Савенков А., Хуторский А.В., Шумакова Н.Б. и другие; идею социализации школьников рассматривали Мудрик А.В., Ребикова Д.И. Одарённые дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь немногие из таких детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных заведений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объёме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Социализация ребёнка – это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путём узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

Следует отметить, что в общеобразовательной школе №8 используются тесты, с помощью которых успешно выявляются одаренные дети. Основой методики диагностики одаренности послужила модель американского ученого Джозефа Рензулли, который рассматривает одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, мотивации и креативности. Педагоги школы направляют свою деятельность на развитие одаренности и педагогическую поддержку одаренным детям. Они делают процесс развития одаренности детей непрерывным и корректируют свою деятельность в работе с такими детьми. На основе данной методики диагностирования в учебном заведении выявлено 56 одаренных детей, среди них 32 ребенка повышенного интеллектуального уровня, в их число входит достаточно одаренных детей по иностранному языку. Таким образом, работа с одаренными детьми предполагает три этапа:

-    учет успешности детей в каком либо виде деятельности;

-    индивидуализация творческих возможностей и способностей ребенка;

- формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.

Диагностирование одаренных детей проводится ежегодно психологом школы и педагогами для своевременного выявления и создания оптимальных организационно-педагогических условий для развития учащихся.

Разумеется, что в данном процессе необходимо учесть и определить роль, место и значение каждого учебного предмета. Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, дифференцированной работы, разноуровневой технологии. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Систему работы с одаренными детьми по иностранному языку можно разделить на три части:

1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, кружок, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3-система дополнительного образования – дистанционные конкурсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.

(В презентации вы можете увидеть призеров II тура Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (2010-2011 уг. г.), конкурс чтецов (2 класс), конкурсы на лучший перевод и презентацию (8-9 кл.), конкурс инсценированной сказки (6 класс).

            Наша школа участвует в обмене опытом по проблеме одаренных детей. В апреле этого года завуч школы Е.И. Винник прошла стажировку  в МОУ лицей №8 города Сосновый Бор Ленинградской области по теме «Технология развития и поддержки одаренных детей в условиях мотивационной образовательной среды современной школы в логике программы «Наша новая школа»». Второй год в этом городе на базе городского методического кабинета проводятся занятия психолога для участников регионального этапа предметных олимпиад школьников. Ребят учат пользоваться основными способами снижения тревоги, нервно-психического напряжения в стрессовой ситуации, практическим упражнениям на саморегуляцию и т. д. Вот несколько простых советов психолога участникам олимпиады (далее презентация).

В конце занятия психолог приводит китайскую притчу: В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: «Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать живая она или мертвая. Если мудрец скажет, что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется неправ. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен». Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо. «Скажи, - крикнул завистник, - что в моих руках: живая бабочка или мертвая?» Мудрец помолчал и ответил: «Все в твоих руках».

Словами мудреца древней притчи можно обратиться и к коллегам: «УЧИТЕЛЬ! ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» 

Для работы с одаренными детьми учитель как профессионал и как личность должен иметь:

- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы

- умение распознать признаки одаренности;

- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;

- доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;

- эмоциональную стабильность;

- умение координировать свои действия с действиями родителей.

- способность к самоанализу.

Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке. При этом, выполняя важные задачи, стремясь к совершенствованию и прогрессу, давайте помнить слова Януша Корчака: «Уважайте…чистое, ясное, непорочное святое детство!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Презентация к выступлению на городском МО "Социализация одаренных детей в ходе обучения иностранному языку"

Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей....

Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе

Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что яв...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на медодическом семинаре по теме: Интерактивные ресурсы и инструменты в обучении иностранному языку

*Условием эффективного обучения является сочетание традиционных методик обучения с использованием ряда современных интерактивных ресурсов и инструментов, которые ориентированы на личность обучающегося...


 

Комментарии

Громов Евгений Владимирович

Актуально, очень понравилось! Желаю дальнейших творческих успехов!
С наилучшими пожеланиями: Е.Громов.

Бушуева Марина Владимировна

Спасибо, Евгений Владимирович, за комментарий! И Вам всего доброго!