РОЛЬ СКОРОГОВОРОК В ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
статья по немецкому языку по теме

 Малышева Татьяна Владимировна

С детства все знакомы со скороговорками. Скороговорки- это маленькие игры слов, которые нравятся и детям, и взрослым. С помощью скороговорок вырабатывается чёткая дикция, необходимая каждому человеку, а особенно  публичному(актеру, диктору, учителю). Используя скороговорки в изучении иностранных языков, можно добиться  успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов. Немецкие скороговорки развивают речевой аппарат, совершенствуют речь. С их помощью можно избавиться от акцента. Немецкие скороговорки знакомят со страноведческой информацией, обогащают словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКОРОГОВОРОК В ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Малышева Татьяна Владимировна, учитель иностранного языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», г. Абакан, Россия

Основное назначение иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, способности  и готовности осуществлять межкультурное общение с носителем языка.

Для любого человека важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Еще в древности люди заметили, что существует множество созвучных слов, которые похожи благодаря наличию одних и тех же согласных звуков или их сочетаний. Кто-то попытался объединить такие слова в законченные высказывания, стихотворные или ритмизованные. Так и появились скороговорки.[4]

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее  определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь» (например, на дворе трава, на траве дрова).[2]

Скороговорки – это маленькие словесные игры, которые увлекают и детей, и взрослых. Они наилучшим образом подходят для полной и успешной автоматизации и дифференциации звуков. С помощью скороговорок вырабатывается ясная чёткая дикция, необходимая каждому человеку и особенно тому, кто выступает публично: учителю, лектору, актёру, диктору.[3]

В любом языке есть звуки, непривычные для изучающих, поэтому возникают сложности в произношении. Бывают случаи, когда учащиеся владеют хорошим письменным языком, но испытывают трудности с устной речью. Немецкие скороговорки настраивают корректную артикуляцию немецких звуков,  развивают речевой аппарат, совершенствуют речь.

Существуют скороговорки, которые  характеризуют национальную особенность народа, помогают  познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Немецкие скороговорки помогают не только научиться произносить правильно  немецкие звуки, но и знакомят со страноведческой информацией. Например, такие скороговорки, как   In Ulm, um Ulm und um Ulm herum. Der Cottbuser Postkutscher putzt den Cottbuser Postkutschkasten, знакомят учащихся с названиями немецких городов. [1]

 В скороговорках  очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе. Чаще в немецких скороговорках мы встречаем имена Hans, Fritz, Anna, Max,  Dieter, Sabine, Paul, Klaus. Например - Fischer Fritz fischt frische Fische, frische Fische fischt Fischer Fritz. Der dicke Dieter trӓgt den dünnen Dieter. Als Anna abends alles aß, aß Anna abends Ananas. [5]

В немецких скороговорках встречаем такие названия профессий как Fischer (рыбак), Bäcker (пекарь), Müller(мельник), это говорит о том, какие профессии были распространены в Германии в прошлом, например, Bäcker Brösel bӓckt braunes Brot. Braunes Brot bӓckt Bäcker Brösel. Schneiders Schere schneidet scharf, scharf schneidet Schneiders Schere. [5]

Большая часть немецких скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых: Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Zucker zum Zoo. Esel essen Nesseln nicht.  Nesseln essen Esel nicht!  [5]

Я применяю на своих уроках  немецкие скороговорки для фонетической зарядки сервисы Web 2.0 - VOKI,  для тренировки лексики – VOKKER, использую буклеты с немецкими скороговорками, игровые формы работы.  Игра «Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно. Для повторения уже изученных скороговорок использую  такие  игровые  формы как  «Поле чудес», «Глухой телефон», подобрать картинки к скороговоркам, нарисовать скороговорку, показать пантомимой скороговорку.  

Скороговорки не только развивают артикуляционный аппарат, но и

являются прекрасной основой для расширения и обогащения словарного запаса учащихся. Знание немецких скороговорок  расширяет представление учащихся

 о немецком  языке, об истории Германии, культуре и традициях, позволяют лучше понять национальный характер немецкого народа, их интересы.

Библиографический список

1. Немецкие скороговорки. Фонетическое пособие. Санкт-Петербург, 2006

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка», М., 1980

3. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. Санкт-Петербург, 2007

4. http://ru.wikipedia.Скороговорка.

5. http://znatok.ua/zungenbrecher


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скороговорки глазами учащихся МБОУ «СОШ №7» Малышева Т.В.

Слайд 2

Dichter dichtet die Gedichte

Слайд 3

Schwarze Katzen Katzen kratzen kratzen schwarze Katzen

Слайд 4

Fischer Fritz fischt frische Fische Frische Fische fischt Fischer Fritz

Слайд 5

Esel essen Nessel nicnt Nessel essen Esel nicht

Слайд 6

Melanie mag Mandarinen und Marmelade

Слайд 7

Ein schwarzes Schwein hat einen schwarzen Schwanz

Слайд 8

Der dicke Dieter tr ӓ gt den dünnen dieter über den dicken Dreck

Слайд 9

Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Zucker zum Zoo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Использование скороговорок на уроках немецкого языка ( из опыта работы)

Скороговорки  помогают в постановке произношения учащихся. Так же их можно использовать для повышения уровня устного немецкого....

АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...

Роль пословиц при изучении немецкого языка

Презентация развивает логическое мышление учащихся...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.

В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс  предназначен для учащихся, проявляющих к  иностр...