Обобщение педагогического опыта
методическая разработка по немецкому языку на тему

Ширманова Ольга Яковлевна

Статья содержит обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление  собственного

инновационного педагогического опыта

              Школа-источник познания, но пользуются этим источником наши ученики только тогда, когда школьные уроки соответствуют их потребностям, интересам, запросам, и, чем ближе проблематика этих уроков к проблемам, которые являются значимыми для учащихся, тем больше шансов на успех в учебной деятельности.  Комплекс «незнания языка» мешает современным школьникам в достижении поставленных целей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения иностранному языку является развитие у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

В наибольшей степени повышает продуктивность обучения  участие в социальных проектах, так как  именно они нацелены на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества, умения  адаптироваться к реалиям современной жизни.

         Ведущей  педагогической  идеей  опыта является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках немецкого  языка через  участие в проектах.

        Длительность работы над опытом составляет три года, хотя основные идеи его использовались  в  практике и раньше.

Работа  над опытом по разрешению противоречия между возможностями традиционного образовательного процесса и использованием метода проектов осуществлялась в  несколько этапов.

        На первом этапе была проведена диагностика коммуникативной компетенции  обучающихся, изучена и проанализирована методическая литература, определена тематика проектов.

На втором  этапе проводилась работа по организации обучающихся для участия в социальных проектах, выбирались темы для  групповых проектов, учащиеся получали дополнительную информацию, формировались лексические навыки для обсуждения проектов.

На заключительном этапе проведен анализ хода и результатов проектной деятельности, анализ диагностики, организована защита проектов обучающихся.

       Диапазон опыта представляет собой единую систему урочной и внеурочной работы с использованием проектной методики.

       Изучив  новые  педагогические технологии в обучении иностранным языкам, разработанные группой американских педагогов, так и отечественными педагогами (А.С.Лурье, А.Ю. Горчевым, Е.С. Полат, О.С. Кругловой, И.А. Зимней и др.) я внедрила в практическую деятельность своей работы на уроках – метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технологию стимуляции  реального общения на иностранном языке. Благодаря удачному сочетанию этих технологий, мне удалось заинтересовать учащихся заниматься проектной деятельностью, создать ситуацию  успеха в группе или команде, при работе над совместным проектом, дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обученности. Это позволило каждому ученику в соответствии с его индивидуальными возможностями, его личными способностями лучше овладеть, усвоить пройденный материал и принести очки своей команде или группе, в которой он работал по созданию проекта. У моих учеников повысился познавательный интерес к изучению немецкого  языка, а значит и уровень их обученности. Использование современных информационных технологий на уроках немецкого языка и во внеурочное время повышает активность учащихся, расширяет их кругозор, дает возможность для расширения языковых и страноведческих знаний. В курсе иностранного языка метод проектов  может  использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я хочу кратко описать  как  использовалась мною проектная методика  в процессе работы над творческими проектами по теме «ПОКУПКИ». Сначала я разработала план проектной работы, продумала систему коммуникативных упражнений – овладение активной лексикой и отработка грамматических упражнений в рамках учебной темы – это отработка разных типов вопросов, разговорных клише, диалогов – образцов и т.д. Далее я предложила ученикам в скрытом виде проблему, которую нужно выявить и правильно сформулировать. Для этого я использовала наводящие вопросы например – «Как вы смогли решить проблему, продавая экологически чистые продукты питания?», «Что вы для этого сделали ?», или « Как вы контролируете цены в вашем магазине?», « Какие формы обслуживания в вашем кафе?» и др.по тем пунктам плана, которые наметила заранее, чтобы помочь учащимся раскрыть ситуацию и  чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Затем мы перешли к коллективному обсуждению этих пунктов. После обсуждения учащиеся определились по подгруппам, с кем им комфортно работать и общаться, и разрабатывали собственный проект по принятому плану. Учащиеся разработали такие проекты как «продовольственный магазин», « магазин бытовой техники», «кафе», « киоск». На следующем этапе учащиеся работали  над текстами, которые служили содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Конечно, основная поисковая работа велась  во внеурочное время, хотя на уроке я отводила 10 минут работе над проектом. На последующих уроках ребята приносили накопленный материал, анализировали информацию, рисунки, , макеты магазинов, киосков, распределяли роли и т.д. и оформляли свои работы в группе. Назначался день защиты проекта. Группа вывешивала свой проект, сопровождала его устным комментарием на   немецком  языке – разыгрывались диалоги с «покупателями», «клиентами», проводились беседы с «менеджерами», «директорами магазинов», разыгрывались рекламные ролики о продукции на «телевидении» и т.д. Учащиеся других групп задавали вопросы, выбирали самые лучшие проекты и обосновывали почему. Далее я предлагала один из вопросов для общего обсуждения например – «Какие формы обслуживания покупателей вам понравились больше всего и где?», «Почему  вы выбрали это заведение общественного питания?». Важным моментом было подведение итогов. Я использовала различные способы поощрения учащихся – не только оценка «отлично», но и лучшие проекты  вывешивались на стенде «Наше творчество» в классе, выставлялись на  школьной выставке к семинарам, педсоветам, конференциям и т.д.

Занимаясь самообразованием, я освоила компьютерные технологии, Интернет- технологии, прошла дополнительную подготовку на спецкурсе по программе Intel «Обучение для будущего» . Мне и моим ученикам стало тесно в рамках проектной деятельности, создавая проекты только на бумаге, я решила совершенствовать умения и навыки работы учащихся  с программами Microsoft Word, Microsoft Explorer, Microsoft Power Point. Научились правильно использовать электронные ресурсы и Интернет для создания презентаций в рамках учебных тем.  Применение компьютерных презентаций в учебном процессе как на уроках, так и во внеурочной деятельности позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на качественно новом уровне, повышать мотивацию и познавательную активность учащихся. С целью дать своим учащимся возможность использовать передовые информационные технологии в самостоятельных исследовательских работах  и развивать их учебно-познавательную и творческую деятельность, я организовала кружок немецкого языка «! Учимся! Играем!» в сентябре 2011 года. Нашей группе предложили принять участие в конкурсе проектов, Ребята исследовали актуальный вопрос «Могут ли люди вести здоровый образ жизни?». В рамках проекта ребята анализировали результаты своих исследований по следующим направлениям: «Так ли важно для учащихся нашей школы заниматься спортом?», «Смотреть спорт по телевизору или заниматься в спортивных секциях?», «Как быть здоровым?». Учащиеся разделились на три мини группы, наметили цели и объекты своих исследований, составили план поэтапной работы над проектом. Творческие отчеты учащихся были выполнены в виде компьютерных презентаций. Я научила школьников работать  с дополнительными источниками информации, пользоваться электронными ресурсами и Интернет, техническими средствами как сканнер, цифровой фотоаппарат, флеш картой. Научила учащихся обобщать материал, делать выводы, излагать мысли кратко и лаконично. Это привело нас к работе над новым проектом «Могут ли люди жить в экологически чистом городе

Ведущими аспектами в овладении  иноязычной культурой  в 8-ом классе по учебно-методическому комплексу (УМК )И.Л.Бим. и др. являются познавательный и учебный.

Страноведческие знания составляют содержательную основу учебника. Сравнивая жизнь   зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну со своей,  я учу своих учеников выделять общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Сравнение  требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний о своей стране и о других странах. С этой целью я предложила своим восьмиклассникам выйти в глобальную сеть Интернет и помочь мне осуществить обмен информацией по электронной почте с жительницей г. Дюссельдорф.  и материал, который она  переслала мне, касался ее родственника, проживавшего на территории Мордовии в конце 19-го начале 20-го веков. Мое предложение заинтересовало ребят,  и я решила организовать совместную  учебно-познавательную, творческую деятельность. Благодаря такой работе я создаю языковую среду и условия для формирования потребности  в использовании иноязычной культуры как средство реального общения  в процессе межкультурного взаимодействия. В данном случае диалог культур происходит самым непосредственным образом с первых же обменов письмами. Ребята каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения нашей общей проблемы, но и с особенностями культуры, традициями страны изучаемого языка. Так, например, изучая по учебнику тему «Праздники, традиции и обычаи» в Германии, готовясь к зачетному уроку, ребята получили письмо от Ирен, в котором она описала, как в ее семье готовятся к Рождеству и как его празднуют. А так как ребята хорошо усвоили учебный материал по данной теме, им было не трудно перевести письмо с немецкого языка, да еще они  узнали новые слова, обозначающие названия традиционных немецких блюд и напитков. В результате урок-зачет прошел на хорошем уровне, ребята старались поделиться со своими одноклассниками информацией, из самых первых рук, которой нет в учебнике, приготовили постеры с немецкими  рождественскими блюдами, прослушали гимн, который поют по всей Германии на Рождество. После прохождения темы «Путешествие по Германии», ребята готовили проекты – свои творческие отчеты. Самые лучшие из них мы, по просьбе Ирен, собираемся отправить в Дюссельдорф. А так как Ирен(уроженка г. Саранск) со своей семьей собиралась  посетить Россию и наш город в этом году, мы решили отправить им проект «Любимый город», который готовила группа мальчиков к Дню города. Стимул досконально понять все, что пишет наша соотечественница, донести свои мысли до нее, очень притягателен для моих ребят. Все свои письма они готовят  в своих малых группах во внеурочное время, обсуждая всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет свое задание и вносит свою лепту в общее дело. В данном виде деятельности я использую технологию метода проектов, эффективность которого в практике обучения иностранным языкам весьма высока. Лучше стали показатели работы учащихся по всем видам речевой деятельности: улучшается качество перевода текста, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяется кругозор учащихся, отмечается развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на немецком языке.

Новизна опыта

Степень новизны заключается в сочетании элементов развивающего,  практико-ориентированного обучения  и технологии критического мышления при разработке  новых методов и форм работы над социальными  проектами для формирования коммуникативной компетенции. Опыт может быть успешно использован учителями английского языка общеобразовательных школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...