Метод определения категории залога и времени сложной формы глагола-сказуемого.
методическая разработка по немецкому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Потапова Ольга Константиновна
Данный метод можно применять на этапе закрепления грамматической темы "Время и категория глагола", а также в группах учащихся с низкой формой обученности. Хорошие результаты также дает применения данного метода при индивидуальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод определения категорий залога и времени сложной формы глагола-сказуемого.

Сложную форму глагола-сказуемого, состоящего из двух, трех или четырех элементов, рекомендуется анализировать в следующем порядке:

1. Найдите в предложении изменяемую  и неизменяемую части сказуемого.

2. Определите форму залога глагола-сказуемого.

3. Определите временную форму глагола-сказуемого.

I.Алгоритм вычленения залога в простом распространенном предложении:

1. Прочтите все предложение, уясните его структуру.

Mein Freund ist von seinen Großeltern eingeladen worden, um den Geburtstag vom Opa zu feiern.

Результат: простое распространенное повествовательное предложение с инфинитивным оборотом  um…zu.

2. Выделите неизменяемую часть или части сказуемого, которая в большинстве случаев стоит на последнем месте в предложении, т.е. перед знаком препинания, обозначающим конец предложения (точка, запятая, точка с запятой и т.д.). Неизменяемая часть может состоять из одного, двух или трех глаголов, стоящих в форме Partizip II или  Infinitiv.

Результат: worden, eingeladen

3. Найдите изменяемую часть сказуемого, которая, как правило, стоит на втором или первом месте.

Результат:  ist

4. Проверьте, правильно ли определена изменяемая часть сказуемого – она должна согласовываться с подлежащим в лице и числе.

Результат: согласование имеется, изменяемая часть сказуемого стоит в 3 лице единственного числа.

II. Алгоритм определения  формы залога глагола-сказуемого.

1. Найдите в составе сказуемого смысловой глагол. В сложной форме сказуемого он, как правило, находится на последнем или предпоследнем месте перед знаком препинания, обозначающим конец предложения.

Die Versammlung war am Montag abgehalten worden.

Результат: abgehalten

2. Определите, стоит ли смысловой глагол в форме Partizip II или в иной форме (вспомните или найдите в таблице три основные формы глагола).

Результат: abhalten - hielt ab -  abgehalten (Partizip II)

3. Выясните, имеется ли в изменяемой или неизменяемой части сказуемого глагол werden в любой форме (werden, wird, wurde, worden…)

Да, имеется, worden.

4. Сделайте вывод:

а) если смысловой глагол стоит в форме Partizip II и если в составе сказуемого имеется глагол werden в любой форме, то сказуемое употреблено в страдательном залоге (Passiv);

б) если хотя бы  один из названных признаков отсутствует, то сказуемое употреблено в действительном залоге (Aktiv).

Результат: смысловой глагол abgehalten стоит в форме Partizip II и в составе сказуемого имеется глагол werden, следовательно, сказуемое употреблено в страдательном залоге (Passiv).

III.Алгоритм определения времени глагола-сказуемого в страдательном залоге в простом распространенном (главном) предложении:

1. Проверьте, имеется ли на последнем или предпоследнем месте в предложении глагол werden.

2. Если на последнем или предпоследнем месте имеется глагол werden, определите его форму (Partizip II или Infinitiv). Если глагол werden отсутствует, то эта операция опускается.

а) In unserer Stadt wurde ein neues Theater gebaut.

Результат: нет

б) Der Sportler war mit der Goldmedaille ausgezeichnet worden.

Результат: есть

3. Определите, каким глаголом выражена изменяемая часть сказуемого (werden или sein)

Результат:

а)  werden

б) sein

4. Определите временную форму изменяемой части сказуемого (Präsens или Präteritum).

Результат:

а) Präteritum

b) Präteritum

5. Сделайте вывод, пользуясь схемой.

Результат:

a) Präteritum Passiv

b) Plusquamperfekt Passiv.

1.

        

2.

3.

4.        

5.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Past Simple Passive (пассивный залог прошедшего времени)

Урок открытия нового знания с элементами рефлексии The Past Simple Passive (пассивный залог прошедшего времени) для учащихся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка.Цели урока: 1) Сфор...

Презентация. 5 класс. Алгоритм определения категории одуш.неодуш.существительных

Презентация. Русский язык. 5 класс.  Алгоритм определения категории одуш.неодуш. имен существительных....

Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе

В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда ...

Презентация к уроку "Пассивный залог настоящего времени"

презентация содержит теоретический материал и комплекс упражнений на отработку пассивного залога настоящего времени...

Презентация к уроку "Пассивный залог прошедшего времени"

Презентация содержит теретический материал и комплекс упражнений для отработки пассивного залога прошедшего времени...

Презентация к уроку по теме "Пассивный залог будущего времени"

Презентация содержит теоретический материал и комплекс упражнений для отработки пассивного залога будущего времени...

Таблица с формулой для определения категории одушевленности/неодушевленности существительных

Для определения одушевленности/неодушевленности существительных существует формула, но иногда ученикам ее трудно запомнить. В таблице наглядно иллюстрируется и сама формула и способ ее запоминания....