Обобщение опыта "Обучение иностранному языку через организацию проектной деятельности"
опыты и эксперименты по немецкому языку на тему

В обобщениии опыта отражены:

1 История возникновения опыта

2 Ведущая педагогическая идея

3 Актуальность и перспективность  использования метода проектов

4 «Плюсы» метода проектов

5  Научно-методическое обоснование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2015.docx173.22 КБ

Предварительный просмотр:

    Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»

муниципального образования город Ноябрьск

Обобщение опыта на тему:

«Обучение иностранному языку через организацию проектной деятельности»

                                               

                                                                                             Выполнила: Козлова М.А.

                                                                                             учитель немецкого языка,

                                                                                             I квалификационной категории

                                                                       2015                                                  

Оглавление:

I. Теоретическая интерпретация опыта

1.Введение

1.1 История возникновения опыта

1.2 Ведущая педагогическая идея

1.3 Актуальность и перспективность  использования метода проектов

1.4 «Плюсы» метода проектов

1.5  Научно-методическое обоснование

II. Сущность педагогического опыта

2. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте.

2.1  Цели и задачи исследования 

2.2  Новизна опыта

2.3 Технология использования проектного обучения в обучении иностранным языкам

2.4 Этапы проектирования

2.5 Классификации современных проектов

2.6 Метод исследовательских проектов

2.7  Формы, методы и средства организации работы

III. Описание сущности педагогического опыта

3. Описание опыта работы по теме

3.1 Результативность опыта.

3.2 Адресная направленность

3.3 Заключение.

 

3.4 Список использованной литературы    

                                                                       

                                                                             «Не мыслям надобно учить, а мыслить»

                                                                                                                                  (Кант.)                                                                                                        

 I. Теоретическая интерпретация опыта

1. Введение

      Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как  важнейшее  условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития  учащегося.  Именно развитие становится ключевым словом  педагогического  процесса. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для  создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный  заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности  учащихся, усиления  гуманистического  содержания  обучения,  более  полной  реализации воспитательного,  образовательного  и   развивающего   потенциала   учебного предмета  применительно  к  индивидуальности  каждого  ученика.  Поэтому  неслучайно, что основной целью  обучения  иностранного языка  на  современном  этапе  развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать  в межкультурной   коммуникации   на   изучаемом   языке    и    самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.  Задача,  стоящая  перед  школой,  заключается  в  первую  очередь  во внедрении  и  эффективном  использовании  новых  педагогических  технологий, какой и является проектная методика.

1.1 Условия возникновения опыта

Данный опыт возник в связи со снижением интереса учащихся к изучению немецкого языка и, как следствие этого, неумения учащихся выражать свои мысли и чувства на иностранном языке. Но именно на современном этапе развития России роль иностранного языка возросла, т.к. при рыночной экономике стране необходимы высококвалифицированные специалисты, не только владеющие иностранным языком, но и способные мыслить на нём. При изучении иностранного языка на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства говорения, получения новой информации,  обогащения словарного запаса, расширения лингвострановедческих знаний и применения их на практике,  в решении коммуникативных задач.

1.2 Ведущая педагогическая идея

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться, развитие критического и творческого мышления.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

В проектной деятельности ученик наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности  современного процесса обучения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках иностранного языка, факультативах, дополнительных занятиях, занятиях внеурочной деятельности углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные   способности;
  •  умение    работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру;
  • реализует индивидуальный подход в обучении;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

      В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование на уроках

 проектной методики,  способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников творческие способности, самостоятельность, активность. 

 Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.

1.3 Актуальность и перспективность исследования.

Перспективность метода проектов

      О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он даёт возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

       Индивидуализация заданий и ответственность выполнения (отчёт перед членами группы, перед классом).

       Возможность разработки интересующей проблемы и корректировка своего времени.

      На время создания проекта участники берут на себя роль учительской деятельности: цель, планирование, оценивание, контроль и т.д.

       Огромный поток информации отслеживается, перерабатывается, оценивается, вводится за основу, дополняется собственными выводами (прослеживается исследовательская и аналитическая работа).

       Работа над проектом соответствует характеру современного труда (работа с компьютером), развивает умения самостоятельно работать.

      Учителю отводится роль организатора, проводника, связывающего отдельные звенья в одну целостную цепочку, тем самым, обеспечивается переход от внешнего контроля к внутреннему.

       Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

      Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

 Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

       Образование – вещь, основанная на традиционализме. Но время от времени школу захватывают волны модных течений, таких как: тестирование, модульные, интегрированные уроки, проектная деятельность и т. д. Что-то, как и мода, уйдет, не оставив следа, а что-то – останется, разовьется, займет определенную нишу в системе образования.

      Что же с проектной деятельностью? Появившись в начале прошлого века, пройдя этап массового увлечения, попав под репрессии 30-х годов, но продолжая спокойное уже существование за рубежом, в конце века она снова пожаловала к нам на волне перестройки. И сейчас она находится на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов. Хотя, конечно, проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, существующий уже более века, думаю, приживется в  российском образовании. Есть в нем хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Выделю два «плюса» метода проектов.

      1.4 «Плюсы» метода проектов

       «Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

       «Плюс» второй. Не будем сбрасывать со счетов, что в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Я считаю именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.

      Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

       Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация, а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

1.5  Научно-методическое обоснование

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через  деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом. Важно было показать им их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ему необходимо приложить свои знания и умения. Внедрением идей Дж. Дьюи стало обучение по "методу проектов", разработанному американским педагогом В.Х. Килпатриком, полагавшим, что образовательное учреждение должно готовить обучающегося к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у них способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С. Т. Шацкий,  А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е. С. Полат, И. Е. Брусникина, Т. А. Воронина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике.

       На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, и др. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

      Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

      Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным  языкам. Сейчас нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной. Основная наша задача, учителей-практиков, состоит в том, чтобы помочь проектам занять достойное место в школьной практике обучения ИЯ. Именно осмысленное применение  этого метода  в образовании позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая эффективно решает задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

       Задача,  стоящая  перед  школой,  заключается  в  первую  очередь  во

внедрении  и  эффективном  использовании  новых  педагогических  технологий,

какой является проектная методика

         Так,  Е.С. Полат  обосновывает применение  проектной  методики  как

новой педагогической технологии в развитии  современной дидактики  следующим

образом:

      -      в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий

проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и  может  не

затрагивать  содержания   обучения,   которое   определено   образовательным

стандартом для базового уровня;

 - это технология, которая позволяет при интеграции ее  в  реальный  учебно-

   воспитательный процесс  успешнее достигать  поставленные  государственным

   стандартом образования цели;

 -  это истинно педагогическая  технология,  гуманистическая  не  только  по

   своей философской психологической сути, но в чисто нравственном  аспекте.

   Она обеспечивает не только прочное  усвоение  учебного  материала,  но  и

   интеллектуальное    и    нравственное    развитие    обучающихся,     их

   самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю  и  друг  к

   другу,  коммуникабельность,   желание   помочь   другим.   Соперничество,

   высокомерие,   грубость,   авторитарность,   столь   часто    порождаемые

   традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].

       На современном этапе развития образования проектная методика детально

исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами: И.Л. Бим,  И.

А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И.  Чечель,  L.Fried-

Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и другими.

       Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно-ориентированной системы. В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно воспитательного процесса».

      Организуя  работу  над  проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

  • Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.
  •  Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей немецко-говорящих стран.
  •  В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.
  • Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, природа и т.д.)

II. Сущность педагогического опыта 

        Е.С. Полат даёт такое определение методу проектов в современном понимании: “…метод, предполагающий “определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

      Анализ   научно-теоретической  литературы,  изучение   педагогического опыта, а также личные наблюдения автора  исследования  позволяют выявить  ряд  противоречий  процесса  обучения  ИЯ  на  современном   этапе.

2. Основными являются противоречия между:

  - требованиями  программы  для  общеобразовательных  учреждений  к  уровню

    обученности  ИЯ   выпускников   средних   общеобразовательных   школ   в

    соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и  реальным

    уровнем владения ИЯ с другой;

  - преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию  и  организации

    занятий по  ИЯ  и  наличие  потребности  введения  новых  педагогических

    технологий в обучение ИЯ, как  наиболее  адекватных  социальному  заказу

    общества и современным  целям образования;

  - большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный  процесс  и

    сосуществованием  определённой  осторожности  со  стороны   учителей   к

    восприятию  и  применению   новых   педагогических   технологий    (См.: Приложение 1);

  - смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления  и

    проекта как практически любого мероприятия,  создания  любого  продукта, например, неделя немецкого языка, создание общешкольного альманаха.

      Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий  составил  проблему исследования.

      Актуальность, теоретическая значимость  и  недостаточная  практическая

разработанность  данной  проблемы  обусловили   выбор   темы   исследования:

«Обучение иностранному языку через организацию проектной деятельности

(на  материале изучения немецкого  языка  средней общеобразовательной школы)».

      Объект исследования: процесс обучения  немецкому  языку средней общеобразовательной школы.

      Предмет  исследования:  проектная  методика  в   системе   учебных и внеучебных занятий.

      Гипотеза  исследования  заключается  в  следующем: если  в процессе овладения ИЯ средней общеобразовательной школы применять проектную методику, то она будет способствовать:

  -  формированию  и  развитию  внутренней  мотивации   учащихся   к   более качественному овладению ИЯ ;

  -  повышению  мыслительной  активности  учащихся  и  приобретению  навыков логического  мышления  по  проблемам,  связанным  с   реальной   жизнью расширению сферы иноязычного общения;

  - языковому и речевому  развитию  учащихся,  совершенствованию  иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

  - развитию  индивидуальных особенностей  учащихся,  их  самостоятельности,

    совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

  - более результативному решению задач образования, развития  и  воспитания личности учащегося.

    2.1  Цель  работы:  теоретически  обосновать,  разработать  и  апробировать проектную методику в процессе обучения, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ.

      Цель потребовала решения ряда задач:

      1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в  её

психологическом  и  дидактическом  аспектах   на   основе   анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

      2.   Исследовать  и  обосновать  технологию  использования   проектной

методики при обучении ИЯ средней   общеобразовательной школы.

      3. Исследовать и проанализировать  опубликованный  педагогический  опыт  по

    данной проблеме.

      4. Разработать и апробировать   в  опытно-экспериментальной работе  систему занятий с  использованием  проектной  методики.

      5. Проанализировать собственный опыт  использования  проектной  методики  в

    системе учебных и внеучебных занятий в процессе обучения  ИЯ,

      6. Выявить  эффективность  проектного  обучения  как  новой  педагогической

    технологии в системе образования.

      Практическая значимость: заключается  в  применении   разработанных автором данной  работы  методических рекомендаций, позволяющих устранить существующий дисбаланс  между  требованиями  программы для общеобразовательных  учреждений  к  уровню  обученности  ИЯ  и  реальным владением иностранным языком.

2.2 Новизна опыта состоит:

  • в ретроспективном анализе проектной методики в обучении иностранному языку;
  • в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании;
  •  в сочетании проектной деятельности с современными коммуникационно-информационными технологиями;
  •  в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения  (начальное, среднее) иностранному языку путем использования проектной деятельности,  разработки творческих коллективных и индивидуальных проектов.

      Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с  гипотезой

данного  исследования  потребовало  обращения  автора  к  следующим  методам

научного исследования:

  • Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-теоретической литературы
  •  по данной проблеме;
  • Беседа с преподавателями и учащимися;
  • Наблюдения  за  деятельностью  учителей  и  учащихся  в  процессе

обучения ИЯ средней общеобразовательной школы;

      Работа по обобщению опытом  структурно   представлена   тремя главами,   выводами, заключением,   списком   использованной литературы, приложением.

     2.3 Технология проектного обучения иностранному языку

 При описании методики использования проектного обучения  ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики ИЯ как учебного предмета.

Обозначим основные особенности организации проектной работы в процессе обучения ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:

наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в немецкоговорящих странах, например Праздник урожая, День Матери, Рождество, и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры проекта и его проведения.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

2.4 Этапы проектирования

Схематично этапы проектирования можно рассмотреть в  таблице 1.

Таблица 1.

Этапы проектирования[1]

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) выбор рабочих групп;  

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.  

Этапы принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ;

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада

б)обоснование процесса проектирования

в)объяснение полученных результатов

г)коллективная защита проекта

Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление  новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Из таблицы 1 видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном  она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами  и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

 Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Анализ литературы по данной проблеме  позволил выявить несколько способов оценки проектной деятельности учителя. Наиболее интересными, по мнению автора данного исследования, являются :

- способ оценки, разработанный доктором педагогических наук, проректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования И. Чечель ;

- способ оценки,  разработанной доцентом МПГУ П.С. Лернером.

И. Чечель предлагает для старшеклассников наиболее сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4-х уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя. И. Чечель выделяет 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, каждый из которых оценивается отдельно

П.С. Лернер оценивает общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс.

П.С. Лернер предлагает комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и субъективную часть, формируемую самим учащимся  по 12 позициям.

Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.

 Но не все преподаватели умеют отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым возможность проявления инициативы и самостоятельности.

Далее рассмотрим типологию проектов, их структурирование, сущностную характеристику.

Рассматривая в данном дипломном исследовании технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на старшей ступени средней школы, необходимо прежде всего отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов, ссылаясь на исследование Е.С. Полат, прежде всего определяется рядом общедидактических принципов.

Рассмотрим  таблицу классификации современных проектов (таблица 2):

Таблица 2

Таблица классификации современных проектов[2]

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация

Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Монопроект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы,

связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытой координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1-2 мес).

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации,

 сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо

иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых..

Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от

 его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном   оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте»,

 или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая  реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла:  лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной

деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте. 

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и   их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. 

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения ИЯ.

2.6  Метод исследовательских проектов 

наиболее важен при работе со старшеклассниками и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие можно реализовать через систему теоретических и практических знаний, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, практических занятий в научной библиотеке, с помощью реферирования и аннотирования литературы. Второе условие обеспечивается реализацией базовых знаний в процессе разработки собственного (возможно, коллективного) исследовательского проекта.

      Рассмотрим основные этапы организации работы в исследовательском проекте.

      Знакомство с основами исследовательской деятельности:

- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);

 - методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование т. д.; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);

 - требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

      Выбор и определение темы исследования.

      Учитель предлагает учащимся список тем для проведения исследования. При выборе тематики проектов по математике следует ориентироваться на специфику этой области, где основной задачей всегда был поиск причинно-следственных связей между отдельными величинами. Темы подбираются в зависимости от состава участников, которые будут выполнять проект, при этом учитываются субъективная и объективная значимость работы, интерес и доступность изучаемого вопроса, возрастные особенности учащихся, уровень математической подготовки и профиль класса, в котором они обучаются.

      Рассмотрению каждой темы посвящается одно занятие, которое также носит исследовательский характер. Здесь совместно с учащимися выделяются основные понятия, составляется план изучения темы, решаются «ключевые» задачи, выделяются проблемы и первоначальные цели исследования, дается обзор литературы. В итоге учащиеся должны самостоятельно выбрать тему исследования. Далее работа проходит в индивидуальном порядке через проведение консультаций.

      Обзор литературы по выбранной теме. На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

      Исследование. Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты. Работая над темой, они советуются с руководителем работы, рассказывают ему о своих трудностях и успехах. Учитель при этом корректирует и

 контролирует ход выполнения работы.

Тестовое оформление работы. Выбор формы представления результатов. Выступление

 учащихся с результатами исследования: защита работы на зачетном уроке, на заседании литературоведческого кружка, на конференциях различного уровня.

Структура исследовательской работы.

      Работа состоит из введения, основной части, исследовательской части, заключения и списка используемой литературы. Во введении отражается актуальность темы, ставятся основные цели работы, перечисляются основные этапы работы и методы ее выполнения. В основной части дается обзор литературы по изучаемой проблеме. Начать можно с описания истории исследуемого вопроса.    Основная часть работы разбивается на параграфы, которые заканчиваются выводом. В каждом параграфе систематизируется и обобщается материал по отдельно рассматриваемому вопросу: строятся сравнительные и обобщающие таблицы, схемы, графики, диаграммы; дается собственная классификация математических объектов т. д. в

выводе может быть отражена своя точка зрения на рассматриваемый вопрос, сравнение используемых методов решения задачи, промежуточные результаты работы и т. д. таким образом, уже основная часть работы носит творческий и исследовательский характер. Исследовательская часть начинается с целей и задач. Далее решаются задачи, приводится описание результатов теоретических или экспериментальных исследований. Заканчивается исследовательская часть выводом. Заключение содержит основные выводы, к которым пришел учащийся в ходе выполнения всей работы.

      Сложнее всего сформулировать задачи исследования. Ведь учащиеся еще не обладают достаточным уровнем знаний, не владеют приемами научно-исследовательской деятельности

для самостоятельной постановки и решения проблем. Чтобы работа для учащихся носила исследовательский характер, а не являлась обзором литературы по изучаемому вопросу (порой сводящемуся к переписыванию готовых фактов), необходимо сформулировать задачи так,

чтобы их исследование школьник мог провести самостоятельно, а изученная литература

служила лишь источником информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Можно предложить учащимся  практическое применение темы исследования при изучении отдельных тем немецкого языка, например по теме "Виды придаточных предложений"  можно предложить изготовить  методическое  пособие со сборником упражнений  на эту тему  и т. д.

      В рамках изучения темы "Школа" мы разработали с учащимися мини- исследовательский проект по теме "Наша школьная библиотека" (Приложение №  )

2.7  Формы, методы и средства

       Для поэлементного формирования проектных умений учащихся используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, учебно-деловые игры, уроки-консультации, уроки-презентации и другие. Предпочтение отдается проблемному, эвристическому, поисковому, исследовательскому методам; из форм работы – индивидуальная и групповая работа, тренинги, «звездочка обдумывания», «мозговой штурм», семинары, «круглый стол» по обмену информацией, конференция. Средства обучения, применяемые в процессе работы, - видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научная и научно-популярная литература), интернет-ресурсы.

      Организационные формы «уроков»:

Погружение в проект. Формулирование проблемы, постановка цели. Рассказ, беседа, лекция. Планирование. Обсуждение вариантов. Самообразование. Продумывание хода деятельности. Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», «звездочка обдумывания», ролевые и учебно-деловые игры. Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций). Проведение исследования, поисково-информационная деятельность и т. п.

Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация.

Презентация результатов (защита проекта). Обсуждение, ответы на вопросы.        

Урок-презентация, «круглый стол», конференция. Беседа, консультация.

      При работе над проектом особое место занимает групповая форма работы учащихся.

Работа в группе при выполнении проектов позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие видов ролевой деятельности, воспитывает чувство долга, обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, способствует развитию коммуникативных навыков.

      Среди форм внеклассной, способствующих организации проектной деятельности старшеклассников, можно выделить: факультативы, спецкурсы, элективные курсы, конференции, литературные  чтения, литературные  вечера, конкурсы, редакционно-издательская работа (выпуск литературоведческих газет, сборников, брошюр и т. п.).

      Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов. Прежде всего педагогу нужно продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, проведение беседы, дискуссии по актуальности и значимости предстоящей работы над темой проекта.

       Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», или «атаки мыслей», предложенного в 1941 г. А. С. Осборном. Учитель сообщает тему, цель и заинтересовывает учащихся. Учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения. Поведение учителя должно быть доброжелательным. Учащимся предлагается высказать любую мысль – каждый учащийся выступает с краткими деловыми предложениями в свободной форме. Любые предложения фиксируются на доске. Можно встать на позицию другого и развить его идеи. Критика не допускается. Эксперты помогают кратко сформулировать мысли, которые фиксируют секретари. Учитель, эксперты, секретари поддерживают атаку мыслей с помощью реплик, стимулирующих напряженное и продуктивное мышление. Когда активность учащихся иссякла, и предложения не поступают, атака мыслей заканчивается. Возможен вариант, когда результатом является создание какого-либо продукта (чертеж, схема, план работы над проектом, модель и т. п.).  Данный прием целесообразно применять на этапе погружения в проект и планирования работы над проектом, когда вырабатывается план действий, формулируются задачи каждого участника проекта, выбираются формы отчета, определяются способы сбора и анализа информации.

      Другим важным приёмом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и учащимися вопроса, который, в свою очередь, разбивается на

подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретической и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся на каждом этапе проектирования.

3. Описание опыта работы по теме

Как же я  применяю проектный метод на уроках немецкого языка?

Прежде всего,  просматриваю учебный материал, анализирую значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Далее формулирую некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта. Уже во втором полугодии 5-го класса имеются темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем “Wir malen, bauen, basteln”, “Wir bauen deutsche Stadt” предлагаю учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Дети с удовольствием рисуют, мастерят поделки, планируют и строят. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.(См. Приложение № 3)

      Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое, например по темам «Знакомство», «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо», «Школа будущего или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы). У детей должно создастся впечатление, что немецкий язык - это развлечение, деятельность, удовольствие. Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим». Незаметно для себя, начинаем говорить по-немецки, склеивая, вырезая необходимые атрибуты, например  проект по теме "Животное"( См. Приложение №1)

 Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch. Zweite Schritte” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte”. Можно отнестись к данному разделу формально или вовсе не заметить его, ссылаясь на недостаток времени. Но тогда  учитель теряет возможность раскрыть творческий потенциал ученика, увидеть его в активной позиции, поддерживая при этом интерес к немецкому языку.

      Проходя темы “Deutsche Schulen. Wie sind sie?” (6кл.), “Wie ist der Verkehr in einer modernеn Großstadt” (7кл.), “Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes” (7кл.) Проект по теме "Животные"( См. Приложение № 1 ), “Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde” (7кл.), “Im gesunden Körper - gesunder Geist” (7кл.) и другие, дети с увлечением пишут сочинения “Meine Schule”, “Eine Traumschule”, “Das Auto der Zukunft”, в которых фантазия переплетается с действительностью, рисуют рисунки, создают плакаты “Wir schützen den Wald”, “Unsere Freunde - Tiere und Vögel” “Im gesunden Körper - gesunder Geist” и другие.  И при этом практически нет ребят, которые бы не участвовали в работе над такими проектами!

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету.

      Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 кл.), Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8кл.) ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке. Это: Collage, Dominospiel, Reklame, Schema, Karte, Album usw. Работая над темой “Die heutige Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?” (См. Приложение №2),  среди традиционных молодежных проблем (наркотики, алкоголь, отношения с родителями), ученики называют и доказывают новые проблемы (например, компьютер, его положительное и отрицательное влияние), что, несомненно, предполагает поисковый, творческий характер самостоятельной деятельности. При этом увеличивается объем высказываний, учащиеся приводят аргументы, дают оценку обсуждаемым ситуациям. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации.

Одна из современных и увлекательных форм работы – составление различных коллажей: например: «Я и моя семья», «Я и окружающий мир», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево - игровые: это инсценировка сказок, например "Красная шапочка"(См. Приложение №4) и песен, например ко "Дню Матери" или к "Празднику  урожая". Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, я использую следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе, инсценировка диалогов, драматизация пьесы.

Информативно-исследовательские проекты, например, в рамках НРК «Изучение города Ноябрьска» (продукт - презентация по теме), «Путеводитель по стране изучаемого языка», «Германия».

Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы «Праздник Немецкого Алфавита», сценарии сказок «Репка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык, творческое размышление на тему и т.д.(например, свободный перевод в стихотворной форме стихотворения Ф. Шиллера "Перчатка" или перевод стихотворения изображением рисунка).

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов ( например, викторина к юбилею школы). К юбилею МАОУ СОШ №2 УИИЯ было предложено учащимся 8 класса собрать материал по школе со времён её открытия. Была проделана большая работа по сбору материала, после чего ребятами  была составлена викторина и была размещена в юбилейном номере газеты «ШИК» на немецком языке. Победителями стали учащиеся 9 класса, которые правильно ответили на вопросы викторины и в качестве поощрения получили оценку «5».

      Учащимися  были выполнены такие проекты, как: «Мы готовимся к телемосту», «Наша школьная библиотека» Вот так выглядит план – проект по теме «Наша школьная библиотека»

  • Что является содержанием проекта?
  •  Школьная библиотека.
  • Читательские интересы учащихся, учителей, родителей, знакомых.
  • Какие вопросы возникают в ходе работы над проектом?
  •  Сколько книг в библиотеке?
  •  Часто ли пользуются учащиеся библиотечным фондом?
  • Какую помощь оказывает библиотечный работник в формировании читательских вкусов?
  •  Какие книги спрашивают в библиотеке чаще всего ученики?
  • Пользуются ли библиотекой учителя ?
  •  Как готовится библиотека к проведению различных школьных мероприятий?

Как мы будем решать эти проблемы?

  • возьмём интервью у библиотекаря;
  • проведём опрос среди учеников, учителей;
  • опросим родителей, знакомых;
  • изучим библиотечные каталоги;
  • проведём несколько дней в читальном зале библиотеки и понаблюдаем за деятельностью библиотекаря;
  • сфотографируем выставочные стенды и интерьер читального зала;
  • познакомимся с новинками и сделаем обзор новых поступлений;
  • побеседуем с учителями  литературы и истории и поинтересуемся, какую дополнительную литературу должны читать учащиеся по этим предметам?

Организация деятельности:

  • договориться о встрече;
  • решить вопрос с фотоаппаратом;
  • распределить задания в команде;
  • выбрать, что будет результатом (продуктом) проекта: коллаж;

 выставка;  радиопередача; альбом; рекламный проект; читательская конференция.

Выход: альбом.( См. Приложение №1), «Готовимся к встрече гостей из Германии», «Еда»,  «Сценарий праздника Рождество», «Наши читательские интересы»(См. Приложение № 6), Исследовательский проект по теме «Рождество в Германии и в России», Проект  мини-проекты по темам «Школа будущего», «Защита окружающей среды», «Родина», «Летние каникулы», «Город будущего», «Викторина по теме Берлин», «Творчество поэтов и писателей Германии»( См. Приложение № 5).

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже подбирать музыку. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-немецки, может прекрасно рисовать.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, анализировать и оценить.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-немецки, учащиеся открывают для себя ценность немецкого языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако считаю, что это не является препятствием, такая активность способствует работе.

Остановлюсь подробнее на конкретных примерах: на старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: “Здоровый образ жизни”, “Система образования в России и Германии”; "Молодёжные музыкальные  группы", "Мы готовимся к телемосту", "Мой музыкальный мир"; При изучении темы «Путешествие в Германию» была выдвинута идея создания туристического проекта под названием “Willkommen in Russland” . Предлагалось создать свой собственный туристический центр и разработать для него маршрут. При работе над проектом “Система образования в России и Германии ” учащиеся полностью проанализировали сходство и отличия образования в обеих странах, материал,  представленный в учебнике и обобщили всю полученную информацию в виде презентации. Проекты не обязательно должны быть большими и занимать много времени по их подготовке – это могут быть мини-проекты (исследовательские) - 10 класс «Мой любимый телевизионный канал».

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Bildung”) учащимся предлагается составить проект “Die Zukunft schule” «Школа будущего».

Разработали ряд презентаций «Моя семья», «Москва», «Кёльн», «Берлин», «Ноябрьск», «Одежда и мода», «Хобби», «Спорт», «Выдающиеся деятели Германии», «Генрих Гейне», «Иоганн Вольфган Гёте», «Фридрих Шиллер», «Томас Манн», «Генрих Теодор Фонтане», «Генрих Бёль», «Немецкие писатели».

Работая над проектом, учащиеся воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

3.1 Результативность опыта.

Педагогический эксперимент, проводимый в 5-11кл. 2011-2016 гг показал, что реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Результативность

    Таким образом, применение проектной методики на уроках немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной   компетенции, приводит к устойчивой мотивации.

    Повысилось качество знаний обучающихся за последние пять  лет, о  чём свидетельствуют результаты таблицы:

Обучение

2011-2012

год

2012-2013

год

2013-2014

год

2014-2015

год

2015-2016

год

Качество

57%

59%

62%

67%

70%

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

   Сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции проявляется в том, что ученики принимают активное участие в неделях немецкого языка, праздниках. Применение данной технологии даёт хороший результат в формировании у обучающихся навыков и умений, о чем свидетельствует то, что мои ученики постоянно принимают участие в различных региональных, российских и международных  конкурсах и олимпиадах по предмету, занимая призовые места.

Что происходит в школе после внедрения проектной деятельности?

      Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, коллектив нашей школы так же обратил внимание на метод проектов. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других школьных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании школьников.

       Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

      Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

      Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

      Таким образом, в школе постепенно создается атмосфера, в которой бездействовать становится просто невозможно.

       В результате работы над  моими проектами в школе были достигнуты все поставленные цели и задачи. А главное детям очень понравился новый вид деятельности. Учащиеся были полны энтузиазма и изъявили желание продолжать в дальнейшем проектную деятельность. Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету.

Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.

«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлечённый чем–либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорство в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.

Появление в школе новейших средств обучения (компьютерные классы, цифровые проекторы, мультимедийные учебные пособия), должны в максимальной степени оптимизировать учебный процесс и повысить качество образования.

Использование ИКТ является именно тем необходимым звеном, способным связать интеллектуальные потребности учащихся с богатейшими достижениями мирового опыта.

3.2 Адресная направленность опыта:

для учителей иностранного языка. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, даёт учащимся возможность самовыражения и самореализации.

3.3 Заключение.      

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности методкабинет школы постоянно пополняется новыми методическими и дидактическими пособиями. А самое главное – я увидела изменения в своих воспитанниках.

       Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми.

      Применение проектной методики на занятиях иностранного языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

достигают более высоких  результатов в изучении иностранного языка.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.   Основными преимуществами являются:

повышение мотивации учащихся при изучении иностранного языка,

наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

простор для творческой и созидательной деятельности. Вся наша жизнь - череда различных проектов и задача учителя  научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, у нас много планов и проектов. Я уверена, что мы сможем достичь новых высот.

3.4 Литература

1. Т.В. Душеина «Проектная методика на уроках иностранного языка».ИЯШ,2005,№5.

2. Владыко О.А. Проектная методика -эффективное средство организации учебной деятельности на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2007, № 4.

3.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.ИЯШ,2000,№2.

4.Борисова Р.Г.Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе.ИЯШ,2007,№8.

5.Белогрудова В. П . Исследовательская деятельность учащихся // Иностранные языки в школе.-2005.-№8.

6.Биятенко-Колоскова С. Е., Дядиченко О. В. Русская версия международной программы е-mаil тандем. Изучение иностранных языков через Интернет / / Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб,2000.-httр:/liоl.sрь.ru.

7.Брейгина М. Е. Проектная методика на уроках / / Иностранные языки в школе.-2004.-.№2.

8. Круглова О. С. Технология проектного обучения.-1999.-№6.

9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Полат Е. с. - М. : ACADEМA, 2002.

10.Сокол И. А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода // Иностранные языки в школе. 2008.-№1.

11.Федоров Б. И., Перминова Л. М. Дидактические проблемы в контексте методического обоснования // Педагогика,2002.-№5

12.Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего      дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.


[1]1 Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.

[2] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Формирование у школьников негативного отношения к психоактивным веществам через организацию проектной деятельности

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс школьники, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретения...

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...