ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
статья по немецкому языку ( класс) на тему

 Малышева Татьяна Владимировна

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффективно влияет на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Каждый из методов интерактивного оучения имеет свои особенности. преимущества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.v.malysheva.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Малышева

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Абакан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

В настоящее время перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Основные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам: деятельностная основа коммуникативного обучения,  формирование коммуникативной компетенции, аутентичные формы обучения.

Основным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету "иностранный язык" является формирование коммуникативной мотивации. Наиболее действенным средством стало использование ролевых, интеллектуальных игр, игр соревновательного характера, которые оказывают большое влияние на развитие учащихся. Важной задачей учителя является создание благоприятных условий для создания реальных и воображаемых ситуаций общения.

Эффективным средством формирования коммуникативной мотивации учащихся является наглядность. Наглядность должна быть содержательной, соответствовать возрастным особенностям учащихся. Большое значение имеет использование аутентичных материалов:  рисунки, тексты, звукозаписи, письма, видеофильмы, мультфильмы, газеты, журналы и т. д.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [1].

Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на уроке, которая выглядит в виде модели многосторонней коммуникации [4]

Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффективно влияет на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Методы  интерактивного обучения  очень эффективны, так как они:

*развивают самооценку и уверенность в себе;

*делают уроки интересными;

* развивают чувство ответственности;

*дают возможность высказывать мнения, перенять опыт;

*дают возможность осваивать жизненно важные навыки;

*способствуют инициативе учащихся;

*учащиеся имеют право на свое мнение;

*учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;

*учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы;

*учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;

*помогают создавать положительные эмоции.[4]

Методов интерактивного обучения существует очень много. Каждый из методов интерактивного обучения имеет свои особенности, преимущества. Необходимо обдуманное применение методов.[3]

Один из видов интерактивной деятельности, используемый на моих уроках являются различные коммуникативные игры. Например: Игра «Ja- Nein»  - 2 команды, ведущий задаёт вопросы, если  члены  команд правильно ответят - занимают место, где висит плакат  «Ja», неправильно- «Nein». Игровые формы знакомства, например: Ich heiβe Olga. Ich mache so…

Приём «Полина, пицца, Прага» позволяет создать благоприятную психологическую атмосферу. Учитель предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, блюдо и город. Название блюда и города должны начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «Ich heisse Tatjana, das Gericht- Torte, die Stadt  - Trier» и т.д.

Приём «Поиск пары» -  Каждый ученик получает две карточки. На одной из них указываются его интересы, увлечения и привычки, на другой – подарок, который он хочет подарить кому-либо из одноклассников.

«Все на места» - Группа выстраивается в шеренгу и рассчитывается по номерам, произнося на немецком языке: «Я первый, я второй и т.д.». Водящий ученик  внимательно запоминает, как стоят ребята. Затем он отворачивается, а играющие меняются местами. Водящий должен расставить всех по местам и назвать на немецком языке, кто был первый, второй и т.д.

Интересным видом интерактивной деятельности является интервью. Я использую на начальной ступени обучения приём  «вопрос-ответ». Учащиеся сидят полукругом. В форме интервью учащиеся добывают интересующую их информацию.

 «Броуновское движение» - движение по классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый ученик опрашивает остальных учащихся и записывает их ответы (при изучении темы «Одежда», «Времена года», «Хобби» и т.д.)  Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. [2, 3]

 Интерактивные задания, которые формируют коммуникативную компетенцию учащихся на начальной ступени обучения:

Интерактивное задание

Форма работы

Вид коммуникативных задач

интервью

парная, групповая

опросить, обобщить

ролевая игра

групповая

Выразить своё отношение, сыграть роль

мозговой штурм

групповая

собрать идеи, обсудить, дополнить, уточнить

ранжирование

парная, групповая

расположить, выделить, сравнить

броуновское движение

групповая

собрать информацию, обсудить

Методы интерактивного обучения формируют и развивают коммуникативную компетенцию обучающихся,  снимают нервную нагрузкуучащихся, дают возможность менять формы их деятельности.  Психологическая целесообразность эффективности использования методов интерактивного обучения - если учащиеся попадут в среду общения, они будут к этому подготовлены психологически. Встреча учащихся 4 класса с учителем из Австрии показала умения  учащихся решать коммуникативные задачи средствами иностранного языка, общаться с его носителями.

Влияние методов интерактивного обучения на формирование коммуникативной компетенции обучающихся будет эффективной, если

-содержание интерактивного обучения отбирается с учетом коммуникативных и других индивидуальных особенностей обучающихся;

-методы интерактивного обучения дополняют другие формы и методы, что позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта.

Список литературы

1. Кашлев С. С.Технология интерактивного обучения. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 176 с.

2.Мясоед Т.А.Интерактивные технологии обучения.// Спец. семинар для учителей - М., 2004

3. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы.- М., 2005.

4.Интернет - ресурсы:

 http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm 

 http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   Термин «коммуникативная компетенция» во...

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Формирование коммуникативной компетенции в диалогической речи при обучении английскому языку (начальный и средний этап)

Формирование коммуникативной компетенции в диалогической речи при обучении английскому языку (начальный и средний этап)...

Использование современных игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку

Использование современных игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку...

Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников

Рядом факторов приоритетность и актуальность развития коммуникативных компетенций у современных школьников...