Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.
учебно-методический материал по немецкому языку ( класс) на тему

Фролова Ольга Викторовна

Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способствует формированию речевой компетенции, одной из ведущих компетенций, на уроках немецкого языка с целью общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения.   Учитель показывает, как разработанный им дидактический материал способствует формированию речевой компетенции, одной из ведущих компетенций, на уроках немецкого языка с целью общения.    

Опыт работы учителя немецкого языка

первой квалификационной категории Фроловой О.В.

Владимирская область, Меленковский район,

село Бутылицы, Бутылицкая СОШ.

2016 г.

«Создание дидактических материалов

как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка»

1. Условия возникновения опыта.

         На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета школьной программой. Никто уже не спорит сегодня о том, что знание иностранного языка необходимо для специалистов в любой сфере деятельности. Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения.          Социально – политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять общеобразовательную политику в стране. Изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделали иностранный язык реально востребованным. В связи с этим появился вопрос: как поднять преподавание иностранного  языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения иностранному  языку, повысить эффективность каждого урока, тем самым сформировать речевую компетенцию?

      Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения,  

Но осуществлению этого мешают разные факторы, одним из которых является недостаточное количество речевых упражнений в УМК, дающих учащимся возможность раскрыть свой творческий потенциал.

На протяжении ряда лет я работаю с УМК Бим И. Л., на уроках, на индивидуальных занятиях, использую их во внеклассной работе по предмету.

Сегодня мне недостаточно того, что предлагают УМК для работы с учащимися, поэтому появилась необходимость разработать дополнительный дидактический материал для формирования основных предметных компетенций и как ведущей – речевой компетенции.

Этим и обусловлен мой собственный интерес к обозначенной проблеме.                            

                                                                                                                       

2. Актуальность и перспективность опыта.

Практическое овладение иностранным языком невозможно без овладения языковыми, речевыми, социокультурными знаниями и умениями.

 Я предполагаю, что применение на уроках иностранного языка различных дидактических материалов позволит повысить учебную мотивацию обучающихся и уровень речевой компетенции.

 В перспективе работы я планирую разработать разговорники по различным темам.   

3.  Цель опыта:

формирование и развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка.

Задачи:

-Проанализировать и систематизировать литературу по данной проблеме;

-разработать авторские материалы по организации учебной деятельности учащихся, способствующие формированию речевой компетенции;

-повысить эффективность разработанных материалов в своей педагогической деятельности.

4. Прогнозируемый результат.

1. Повышение уровня функциональной грамотности каждого ученика в силу индивидуальных возможностей каждого.

2. Сформированность языковой и лингвистической компетенций:

- овладение основными языковыми нормами,

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,

- формирование способности к анализу и оценке языковых фактов и явлений.

3. Сформированность речевой  компетенции:

- умение участвовать в диалоге,

-умение  строить монолог, опираясь на знании лексики и основных речевых образцов.

- умение хорошо понимать слышимую и читаемую речь.

5. Ведущая педагогическая идея.

 «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая   опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».(Учёный -  лингвист В.В. Виноградов)

6. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в разработке авторских дидактических материалов по организации учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка. Разработана система дидактических материалов, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка.

                                                                                                                           

7. Теоретическая база опыта.

         В основе опыта лежит идея диалога Бахтина М. М. В творчестве литературоведа, культуролога и философа Михаила Михайловича Бахтина две основополагающие проблемы: проблема культуры и проблема личности.

Сегодня школа и педагогика находятся на пути к новому представлению об образовании, в основе которого лежит идея диалога. Применительно к обучению понятие «диалог» используется в нескольких смыслах: 1)диалог различных логик, культур, способов понимания; 2)диалог голосов,  когда в общении учащиеся и учителя не просто «проявляют» те или иные грани познаваемого, но и «определяют» свой собственный взгляд на мир, свой собственный личный смысл; 3)внутренний диалог как микродиалог с внутренним Собеседником, протекающий в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней. По мысли Бахтина М. М. , диалогизм в отличие от монологизма является «формой взаимодействия между равноправными  и равнозначными сознаниями». Человек может осмыслить собственное бытие и существование, находясь только в диалогических отношениях с другими людьми. Диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон (голосов, смыслов, точек зрения, сознаний). Диалог всегда согласие-несогласие, понимание-непонимание, слияние-разъединение. Работа Бахтина М. М. «Эстетика словесного творчества» помогает педагогу избежать очевидных, но грубых форм диалогизма. Ученик впускает другой голос в свой внутренний диалог, становиться участником поиска истины и вырабатывает свой, личностнозначимый голос. Только при таких условиях возможно становление личности как субъекта отношений и деятельности. Бахтин предупреждает против узкого понимания диалога как одной из композиционных форм речи. «Каждая реплика сама по себе монологична (предельно маленький монолог), а каждый монолог является репликой большого диалога».

Анализ философской и другой литературы показывает, что в начале XX века исследование диалога стало центральной проблемой в ряде философско-эстетических и психологических учений, среди которых известны исследования Г. Марселя, К. Ясперса и других представителей  философской мысли, а также работы русских философов, М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского, В.С, Библера, М. С. Кагана, Б. А. Ерунова и других. Исследуя учебный диалог как основную форму обучения, большинство педагогов высказывают гипотезу о том, что основу формирования личностного мышления составляет логика диалога, при котором преподаватель и обучаемые демонстрируют различные типы мышления и логики. При этом одной из задач обучения выступает максимальная активация познавательной деятельности обучаемых через развитие у них активного, самостоятельного, творческого мышления.

Следовательно, что применение активных методов обучения способствует познавательной мотивации, побуждающей человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала. Кроме того, активные методы обучения (дискуссии, деловые игры, моделирование ситуаций и т. д.) должны быть ориентированы на формирование личностных качеств.      

       Важную роль в формировании речевой компетенции учащихся играет технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И. Пассова. Согласно этой технологии,  любой урок представляется как решение речевой задачи. Система  упражнений  делится на условно – речевые (имитация и подстановка) и речевые (воздействие на собеседника). Упражнения  структурируются в блоки: происходит имитация, подстановка, трансформация, репродукция и продукция. Таким образом, отрабатывается каждая тема. Можно выделить несколько моделей обучения говорению:

между учеником и учителем или между учащимися в парах или группах, имитирующее реальное общение, на уровне предложения, так называемого речевого образца (задания подобного типа носят репродуктивный характер);

ролевые игры в парах, группах, непосредственно не опирающиеся на образец, а выполняемые по аналогии (задания, носящие репродуктивно-продуктивный характер);

естественное общение, цель которого – сообщение и получение собственно информации, выражение собственного мнения, беседа по определенной проблеме (задания носят продуктивный характер).

Задача речевых упражнений – это реализация основных функций общения информативной, регулятивной, этикетной и оценочной т. е. ученик должен уметь запросить информацию, сделать сообщение, знать способы поведения и т. д. Если раньше при разработке какой – либо темы я использовала так называемые топы (готовые сообщения) и плюс мнение учащегося, то сейчас эти топы будут расширены за счет самого ученика. Каким образом? Для выполнения этих речевых задач используются специальные речевые клише, что  позволяет помочь ученику выразить  свое собственное понимание происходящего в окружающем его мире.

                                                                                               Настольными книгами для педагога являются работы по психологии и педагогике Мухаметовой Р. М., Коломинского Я. Л., Волкова И. П., позволяющие глубоко исследовать психические и физические возможности и способности детей младшего и среднего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста характерно наглядно – образное и действенное мышление: т. е. запоминание происходит через конкретные действия. Используя на уроке развивающие игры,  достигается наиболее высокий результат в обучении. Для детей среднего и старшего школьного возраста характерно стремление к самостоятельности, критичности мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских отношений как личностных достижений. В этом возрасте происходит заметное развитие волевых качеств, потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личный смысл. Задача педагога развитие способностей ребенка в деятельности. Этого можно добиться, применяя на уроке дидактические материалы (тесты и контрольно-измерительные материалы), работая с которыми учащиеся развивают не только самостоятельность и умение применять свои знания на практике, но и ответственность в принятии решений.

        Творчески работающего педагога отличает сегодня умение диагностировать и тестировать учебную ситуацию.

Основное развитие тестирования пришлось на ХІХ столетие.

Работы американского психолога Джеймса Кеттела, который ввел термин "интеллектуальный тест", стали основополагающими методики тестирования. После статьи Кеттела "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 году, термин приобрел безумную популярность, его начали употреблять в научных кругах, а сам процесс тестирования начал применяться разными лабораториями. Основой для всех следующих тестов послужила шкала Бине а, она состояла из 30 заданий (тестов), упорядоченных по возрастанию сложности. Но тесты все еще оставались индивидуальными – они могли быть применены одновременно лишь к одному человеку – испытуемый либо отвечал устно, либо осуществлял какие-то действия с предметами. Коллективное тестирование, как и первая шкала Бине, тоже было создано на заказ. Датский ученый Г. Раш предположил, что уровень трудности заданий и уровень определенных способностей испытуемого не связаны друг с другом. На основе этих предположений ученый в 1952 г. разработал свою модель теста.

В соответствии с этой моделью верное решение тестовых заданий обусловливается наличием или высокого уровня развития способностей, или недостаточно сложных для решения задач.

В. С. Аванесов внес предложение применять несколько вариантов модели Раша:

1) модель, которая подразумевает вероятность отгадывания верного решения;

2) модель более сложную, которая учитывает взаимосвязь между успешным исходом испытания и уровнем развития определенных способностей. И все же подсознательно психологи, начиная работу над созданием теста, неизменно составляли задания с таким учетом, чтобы была возможность варьирования сложности. Они работали и над тем, чтобы задания позволяли измерить не более одной способности. На третьем этапе разработки теста ученые занимаются выбраковкой непригодных заданий, а не создают их. И тем не менее данная стадия традиционно считается основной при работе над созданием теста. Чаще всего педагоги, психологи в своей практике используют тест Векслера – один из самых известных тестов. Его причисляют к группе персональных тестов и используют во время индивидуального общения психолога с испытуемым.

Основой теста является модель интеллекта Д. Векслера. Этот тест применяется для диагностики общего интеллекта и входящих в его состав вербального и невербального интеллектов. Итак, тесты являются достоверным индикатором будущих успехов в работе или учебе для всех видов работ и всех групп людей. Проанализировав разнообразные научные подходы совершенствования образовательного процесса, мы можем сделать вывод о том, роль педагога в достижении учащимися положительных результатов в учебе огромна. Помочь ученику, расширить свое личностное пространство в ходе дня через систему полезных и интересных дел – одна из главных задач учителя.

 

8. Технология опыта.

Основная задача при обучении иностранному языку - коммуникативная, т. е. обучение общению с целью развития интеллекта, повышения интереса к культуре другой страны и развитие способностей учащихся, использование иностранного языка  как инструмента общения в диалоге культур.

В этой связи, особую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс различных дидактических материалов, позволяющих учителю:

• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

• развивать умение самостоятельно планировать свою учебную  деятельность.

Разработанные  мною дидактические материалы помогают формировать основные предметные компетенции.

Речевая компетенция является промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции и подлежит усвоению в объеме, необходимом и достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами изучаемого языка, традициями культуры этого языка.

Новый словарь методических терминов и понятий дает несколько определений понятию речевая компетенция.

«Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи.»  

«Речевая компетенция — то же, что коммуникативная компетенция, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения …»  

«Речевая компетенция —  свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь …»   (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.)

       Поэтому обучение на уроках немецкого языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетенции, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

 Учащиеся должны овладеть такими умениями, как-то:

○ умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию (слушание);

○ умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

○ умение создавать собственные письменные тексты на разные темы с

использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетенции – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно.

В соответствии с этим в 5 – 9 классах формируются и развиваются, а в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Эти компетенции находятся в неразрывной связи, что обеспечивает интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, что, в свою очередь, является, в конечном счете, целью обучения немецкому языку в школе. А язык, как известно, проявляется в речи. Поэтому в последние шесть лет я уделяю большое внимание развитию речевой компетенции учащихся.

          Эффективному обучению иностранному языку более всего способствуют игры.

    Игры, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

а) созданию психологической готовности к речевому общению;

б) обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

в) тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.

Особенно удаются игровые приёмы в начальной школе, так как детей младшего школьного возраста отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала,  естественность мотивов общения, отсутствие так называемого языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Игра может использоваться в качестве тренировочного упражнения и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.

Мною разработаны различные дидактические игры с целью формирования речевой компетенции учащихся в начальном  и среднем звене.

При помощи дидактических игр формирую фонетические, грамматические и лексические навыки.

       Например, игра «Цветы и бабочки» проводится с целью повторения и закрепления лексического материала. Игра проводится для учащихся 3, 4, 5 классов. Детям раздаются карточки со словами из тем: «Овощи и фрукты», «Погода осенью», «Животные».  В классе среди детей выбираются 3 ученика, наиболее подготовленных для того, чтобы они со своими обобщающими карточками прошли по классу и выбрали среди других учеников ребят с карточками по их теме. Таким образом, образуются рабочие группы. Ребята называют слова, готовят предложения, составляют мини рассказы по своей теме, таким образом, происходит изучение отдельных компонентов, познание новой информации, отрабатываются умения углублять и систематизировать знакомую информацию, устанавливать и объяснять связи и отношения между изученными объектами и явлениями.

По этому же образцу создан целый ряд дидактических игр по разным темам «Проводницы и вагончики», «Птицы и гнезда», «Карусель» и т. д.

Игра  "Цветик-семицветик”  развивает умение называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. Учащиеся друг за другом называют цвета лепестков. Eсли ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала.

Так же на закрепление речевого образца «Называние цвета» я использую шарики. Готовятся шарики и красятся в разные цвета. Продавец шариков произносит фразу: Luftballons, Luftballons, ich verkaufe Luftballons. Для того, чтобы купить шарик, учащиеся должны запомнить и проговорить фразу: Ich mag rot, ich mag blau… Учащиеся стараются купить как можно больше шариков, легко запоминают речевой образец.

«Отгадай, что в руке?»  "Rate, was ist in der Hand?"

Цель игры: повторение пройденных слов.

Учитель держит карточку с изображением предмета за спиной. Ребёнок называет по-немецки предметы до 5 раз. Если он отгадал, то становится ведущим.

«Что ты видишь?»

Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места" они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?"

«Паровозик» .

Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос.

Очень нравится учащимся игра «Снежный ком». Суть игры заключается в том, что дети по очереди повторяют слова, сначала одно, затем два, затем три и так далее. Выигрывает тот, у кого получился больше снежный ком, т.е. кто запомнил и проговорил как можно больше слов в определенном порядке. Данная игра развивает память, логическое и образное  мышление, воображение.

Приведенные игровые приемы, применяемые мною на уроке позволяют ввести и активизировать большое количество лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребенка, сделать процесс обучения не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным. Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Поэтому мною были разработаны и составлены диалогические карты для  дальнейшего совершенствования языковых и грамматических навыков учащихся по различным темам. Содержательный компонент диалогической карты предполагает отбор и структурирование материала в качестве учебной основы для получения учащимися исторических, культурологических, экологических, социокультурных,  страноведческих и других знаний. Происходит изучение отдельных компонентов, познание новой информации, отрабатываются умения углублять и систематизировать знакомую информацию, устанавливать и объяснять связи и отношения между изученными объектами и явлениями.

Мною разработаны диалоговые листы по следующим темам: «Как спросить о дороге в незнакомом городе» для 7 класса, «В магазине Одежда» для 8 класса, «В супермаркете»,  для 8 класса, «Урок немецкого языка» для 6 и 8 классов, «Значение иностранных языков» для 8 класса, «Путешествие пешком» для 8-9 классов, «Расписание уроков» для 6 класса, «Распорядок дня» для 6 класса, «Защита окружающей среды» для 8 класса.

Цель работы учащегося с диалогической картой - повторить и закрепить изученные речевые образцы для дальнейшего их практического применения и совершенствования.

 Усвоение материала связано с воздействием учителя на когнитивную и эмоциональную сферы  личности  школьников, а так же на активную познавательную деятельность учащихся. Эта деятельность обеспечивает активное изучение материала. Учащиеся собирают необходимые по теме данные, анализируют их, обсуждают результаты.

Учащимся дается диалоговый лист, из которого они выбирают нужные им фразы для работы над конкретной темой, для подготовки сочетательного диалога. Для работы над устной речью важное  значение имеют этапы сочетательного диалога.

1). Вход в диалог (приветствие).

2). Поддержание диалога (выполнение задания, смена ролей).

3). Выход из диалога (поблагодарить, попрощаться).

4). Учет результатов диалога.

Ребята представляют готовый результат  работы с диалоговой картой в форме диалога. Для отработки речевых образцов я использую:

 1). Статичные пары (постоянные).

 2). Пары сменного состава.

 3). Статичные группы (постоянные).

 4). Мигрирующие группы (в движении).

 5). Фронтальная работа в кругу.

Дополнением работы с диалоговыми картами, является работа с формулами речевого этикета, которые  подводят учащихся к самостоятельному составлению диалога.

Изучение иностранных языков предполагает не только наличие комплектов учебных пособий, книг для преподавателей, аудио- видео- и компьютерных средств, но и необходимость контроля  качества образовательного процесса.

Проще говоря, должна быть возможность как можно точнее определить, на каком уровне учащиеся реально владеют иностранным языком. Именно для этого и нужны языковые тестовые и контрольно-измерительные материалы,  содержащие грамматический, лексический и страноведческий материал.

Тестирование позволяет раскрыть способности учащегося и определить  уровень знаний по иностранному языку.

Результат правильно составленного теста позволяет организовать обучение увлекательно для всех учащихся – нет отстающих или опережающих!

Мною разработаны тесты для разных возрастных групп, как для промежуточного контроля, так и для итогового, который выявляет уровень знаний словарного запаса, грамматики,   а также, умения поддерживать беседу. Я составила тесты по следующим темам: «Классная комната», несколько тестов по теме «Праздники и традиции в Германии», страноведческие тесты, «Путешествие», тесты для контроля грамматических навыков по темам «Употребление групп предлогов», «Временные формы глаголов», «Свободное время», «Сложно-подчиненное предложение», «Проблемы молодежи», «Каникулы и книги»,  «Защита окружающей среды», КИМ.  

Некоторые тесты состоят из вопросов с вариантами ответов по предложенной теме, а другие представляют собой комплексную работу, включающую в себя различные задания.

Как известно, ведущим мотивом деятельности учеников является мотив общения. Наиболее полно он может проявиться через творческий подход к обучению, активные формы обучения, которые предполагают свободное общение, обыгрывание жизненных ситуаций, подготовку самостоятельных заданий по выбору. Формируя речевую компетенцию учащихся через коммуникативное общение важно, чтобы задания или темы для обсуждения были интересны. Согласитесь, что формировать речевые навыки невозможно, когда учащиеся со скучным выражением лица рассказывают, как они провели каникулы или описывают классную комнату.

 Современный урок – это полилог, где в ходу не просто иноязычные конструкции, а живой иностранный язык, свободный разговор преподавателя и учеников, ребят друг с другом.

Так как речевая компетенция это  свободное практическое владение речью как в диалоге, так и в виде монолога, учитель на уроке немецкого языка значительную часть времени должен отводить на формирование умения говорить. Я использую в своей работе разработки  тематических топов для учащихся. Учащимся предлагается большой выбор тем в социокультурной сфере общения: жизнь в семье, здоровый образ жизни, экологические проблемы, транспорт, проблемы свободного времени, а также темы страноведческого характера и т. д.  Готовых разработок в учебниках нет, поэтому появилась необходимость самостоятельно составлять темы. Здесь делается упор на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков говорения.

Я составила следующие темы: «Проблемы молодежи» для 9 класса в двух вариантах, «Средства массовой информации» для 9 класса, «Искусство» для 10 класса, «Конституционные органы власти в Германии» для 9 класса.

Учащимся раздаются листы с готовой темой. Они их читают, переводят, отвечают на вопросы по теме, делят на части, готовят краткий пересказ каждой части, затем, всего текста. В результате этой работы учащиеся запоминают необходимый материал. Так же я могу разрезать листок с темой на несколько частей, раздать их разным ученикам, для того, чтобы они впоследствии смогли собрать тему целиком и представить ее устно.

Такие виды работы способствуют активному изучению материала.

Представленный опыт помогает мне выйти на более высокий уровень развития речевой компетенции учащихся.

9. Результативность.

Успешная реализация целей и задач данной работы привела к положительным результатам  как для учащихся, так и для учителя.

 Использование различных дидактических материалов на уроках иностранного языка позволило изменить отношение к предмету, повысить мотивацию к обучению.

Учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях, сами составляют презентации и доклады, где охотно представляют разнообразный страноведческий материал.

Комкова Наташа заняла 3 место в конференции «Мир будущего» в 2013 г в Муромском районе, представив работу по теме «Празднование рождества в Германии и в России».

Панкратова Анастасия заняла 1 место в научно-практической конференции  г. Меленки в 2014 г. , представив исследовательскую работу по теме «Пословицы с компонентом числительным в немецком и русском языках». Кудряшов Сергей занял 1 место в научно-практической конференции «Мир будущего» в 2015 г в Муромском районе, представив исследовательскую работу по теме «Немецкий. Почему? Ученики занимают призовые места на городских олимпиадах (2013 год-Трохина Анастасия заняла 2 место, 2014 год Зайцева Мария заняла 2 место. 2015 год-Кузьмин Евгений занял 2 место).

В течении 8 лет я имею 100% успеваемость по предмету. За последние 3 года качественный уровень обученности повысился с 43%  до 49%.

Учащиеся показывают по результатам ежегодных мониторингов высокий уровень обученности.

10. Адресная направленность опыта.

Данный опыт может быть использован учителями немецкого языка,      

русского языка различных учебных заведений, заинтересованных в высоких результатах по формированию  навыков устной речи учащихся.

Представленные разработки помогут  учителям разнообразить организацию учебного процесса.

11. Диагностика.

Приложения.

1. Анкета «Как я отношусь к немецкому языку»

2.   Исследование по вопросу приоритетности немецкого языка как учебного предмета среди учащихся 5-9 классов.

3. . Качество обученности по немецкому языку

с 2012 по 2015 учебный год.

4. Отслеживание сформированности речевой компетенции

учащихся.

5. Средний балл.

6. Определение уровня тревожности при работе с тестами.

   

Приложение 1.

Анкета «Как я отношусь к немецкому языку».

При анкетировании принимали участие 76 учащихся 5-9 классов. Результаты данного анкетирования показали высокую мотивацию к изучению немецкого языка среди школьников второй ступени.

Приложение 2.  Исследование по вопросу приоритетности немецкого языка как учебного предмета среди учащихся 5-9 классов.

Школьные предметы

Количество учащихся

Биология

33

Немецкий язык

40

Русский язык

54

Математика

51

Химия

30

Физика

34

Литература

60

История

38

Исследования среди учащихся 5-9 классов по вопросу приоритетности учебных предметов показало: из 76 опрошенных учеников по степени значимости на 1 месте оказались предметы: литература, русский язык, математика, немецкий язык.

Приложение 3. Качество обученности по немецкому языку

С 2012 по 2015 учебный год.

5-7 класс.

Годы

Качество обученности .%

2012-2013

44

2013-2014

46

2014-2015

49

Качество обученности по немецкому языку 5 класса с 2012 по 2015 годы имеет положительную динамику: с 44% до 49%.

Качество обученности по немецкому языку

С 2012 по 2015 учебный год.

6-8 классы

Годы

Качество обученности .%

2012-2013

43,5

2013-2014

45

2014-2015

48

Качество обученности по немецкому языку 6 класса с 2012 по 2015 годы имеет положительную динамику: с 43,5 % до 48%.

Качество обученности по немецкому языку

С 2012 по 2015 учебный год.

7-9 классы.

Годы

Качество обученности .%

2012-2013

43

2013-2014

44

2014-2015

47

Качество обученности по немецкому языку 7 класса с 2012 по 2015 годы имеет положительную динамику: с 43% до 48%.

Приложение 4. Отслеживание сформированности речевой компетенции

учащихся.

Основные умения учащихся:

1) Определять тему текста;

2) Определять идею текста;

3) Запоминать конкретные факты и соблюдать их последовательное изложение;

4) Участвовать в диалоге;

5) Строить монолог, опираясь на знание лексики и основных речевых образцов.

Параметр №1. Умение определять тему текста.

Годы

Умение определять тему текста. %

2012-2013

43

2013-2014

51

2014-2015

68

Параметр № 2. Умение определять идею текста.

Годы

Умение определять идею текста. %

2012-2013

37

2013-2014

48

2014-2015

61

Параметр № 3. Умение запоминать конкретные факты и соблюдать их последовательное изложение.

Годы

Умение запоминать конкретные факты и соблюдать их последовательное изложение.   %

2012-2013

31

2013-2014

41

2014-2015

54

Параметр № 4. Умение участвовать в диалоге.

Годы

Умение участвовать в диалоге. %

2012-2013

48

2013-2014

54

2014-2015

69

Параметр № 5. Умение строить монолог, опираясь на знание лексики и основных речевых образцов.

Годы

 Умение строить монолог, опираясь на знании лексики и основных речевых образцов. %

2012-2013

21

2013-2014

27

2014-2015

35

Диагностика показывает, что прослеживается положительная динамика в формировании речевой компетенции учащихся.

Приложение 5. Средний балл.

Средний балл

5 класс. (2012-2015 г.г.)

Годы

Баллы

2012-2013

3

2013-2014

3,5

2014-2015

4

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

Средний балл

6 класс. (2012-2015 г.г.)

Годы

Баллы

2012-2013

3

2013-2014

3,2

2014-2015

3,8

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

Средний балл

7 класс. (2012-2015 г.г.)

Годы

Баллы

2012-2013

3,2

2013-2014

3,4

2014-2015

3,9

Мониторинг качества знаний показал положительную динамику.

Приложение 6.  Определение уровня тревожности учащихся при работе тестами.

Годы

Уровень тревожности. %

2012-2013

78

2013-2014

60

2014-2015

45

Диагностика показывает, что уровень тревожности учащихся при работе с тестами снижается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Высокую продуктив...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....

Приёмы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка

В статье предсталены приёмы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка...