Исследовательская работа "Тропы как средства выразительности в немецких произведениях"
творческая работа учащихся по немецкому языку ( класс) на тему

Краф Светлана Владимировна

Исследовательская работа по немецкому языку "Тропы как средства выразительности в немецких произведениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropy_kak_sredstva_vyrazitelnosti.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

МО «Приморский муниципальный район»

МОУ «Информационно-методический Центр»

Приморского района

Тропы как средства выразительности

в немецких произведениях

(на примере поэзии Й. Эйхендорфа)

                                 Работу выполнила:

                                                           Толмачёва Екатерина Евгеньевна

МОУ «Лявленская основная

общеобразовательная школа»

Класс  8

                                                           Научный руководитель                                                               Краф Светлана Владимировна

                              Учитель иностранного языка                

Приморский район

2010 год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Содержание

                                                                                                                                                                                                                                            1. Введение ……………………………………………………………….3

2.Основная часть………………………………………………………….4-6

   2.1. Тропы………………………………….. …………………………..4

   2.2. Биография и творческое наследие Й. Эйхендорфа ……………...5

   2.3. Своеобразие тропов в произведениях Й. Эйхендорфа ………….6

3. Выводы …………………………………………………………………7

4. Литература …………………………………………………………......8

Введение

                

        Тема моего исследования: тропы как средства выразительности в немецких произведениях.

Много раз я слышала мнение, что немецкий язык  грубый и невыразительный. Я как человек, изучающий его уже не первый год, не согласна с этими словами, и считаю, что язык Гёте и Шиллера необычайно красив и выразителен, особенно поэтические произведения. Но неужели это только моё мнение? Чтобы ответить на данный вопрос я заглянула на один из сайтов  в сети Internet, где люди выражают своё мнение о языках, и нашла своих единомышленников, которые полагают, что «немецкий язык по праву считается самым выразительным и совершенным из всех европейских языков…». Особенно поразили слова «Не буду спорить с Конан-Дойлем, который устами Холмса сказал: Немецкий язык, хотя и лишенный музыкальности, самый выразительный из всех языков».

Благодаря урокам литературы я знаю, что одним из показателей выразительности любого языка является наличие изобразительно-выразительных средств, в первую очередь тропов. И в своей работе я попытаюсь доказать, что немецкие произведения содержат большое количество данных изобразительно-выразительных средств.

        Цель исследования видится в выявлении тропов в немецких произведениях (на примере поэзии Й. Эйхендорфа).

   Для реализации заданной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие тропа и выяснить, какие изобразительно-выразительные средства относятся к данной группе;
  2. познакомиться с биографией и творческим наследием Й. Эйхендорфа;
  3. выявить тропы в поэтических произведениях Й. Эйхендорфа;
  4. произвести анализ тропов в произведениях Й. Эйхендорфа;
  5. сделать выводы по результатам исследования.

Гипотеза – предположим, что произведения Й. Эйхендорфа изобилуют тропами.

        Для решения поставленных задач были использованы такие  методы как анализ прочитанной литературы, анализ информации из сети Internet, сбор и анализ информации, полученной  у учителей-предметников, количественный подсчет.

2. Основная часть

2.1. Тропы

        Так как предметом исследования являются тропы в  немецких произведениях, то необходимо обозначить определение тропа и узнать какие средства относятся к данной группе.

        Поработав с литературой, я выяснила, что существует большое количество определений тропа, которые сходятся в одном: троп – это слово или выражение, употребленное  в переносном значении, используемые для характеристики какого-либо явления или предмета, а самое главное для усиления выразительности и изобразительности речи и создания образа.

        Также выяснилось, что к тропам относятся следующие средства: сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, аллегория, синестезия, антономазия, эвфемизм и ирония. Подробнее я рассмотрю только те тропы, которые встретились в исследовании.

                        Сравнение – образно-выразительное средство, при котором характеристика одного предмета (лица) дается через сопоставление его с другим предметом (лицом).

                Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку.

                Олицетворение – стилистическая фигура, которая описывает свойства предмета или явления путем сравнения его с живым существом.

        Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления в целях наибольшей наглядности, стилистический прием придания образности абстрактным представлениям (добродетелям, временам года, понятиям).

        Синекдоха – фигура, устанавливающая связь переноса между частью и целым (pars pro toto) или целым и частью (toto pro pars).

          Перифраз – стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением, указывающим на какие-либо существенные, важные в художественном отношении свойства, качества, признаки лица, предмета, явления.

       Я буду рассматривать своеобразие тропов в немецких произведениях на примере поэзии Йозефа Эйхендорфа,  поэтому я считаю целесообразным познакомиться с биографией и творческим наследием данного поэта.

2.2. Биография и творческое наследие  Йозефа  Эйхендорфа

(1788 – 1857 гг.)

Й. Эйхендорф родился 10 марта 1788 в замке Лубовиц (Верхняя Силезия) в знатной семье. В детстве получил домашнее образование и в 1801 поступил в католическую гимназию в Бреслау в Польше, а в 1805 начал изучать правоведение в университете Галле. С вторжением наполеоновской армии университет в 1806 был закрыт. Два года Эйхендорф провел в Гейдельберге, где сблизился со многими немецкими писателями. Проучившись следующие два года в Берлине и Йене, Эйхендорф в 1813 вступил в прославленный добровольческий летучий отряд "стрелков Лютцова", где и служил до конца войны с Наполеоном в 1815. После женитьбы в 1816 служил чиновником в Берлине, Бреслау, Данциге и Кёнигсберге. В 1844 вышел на пенсию и до самой смерти жил в Нейсе (Силезия), где и  умер 26 ноября 1857.

Несмотря на занятость на службе, Эйхендорф оставил весьма обширное творческое наследие. В наибольшей мере он развернул свое дарование в области романтической лирики. Он был первым немецким поэтом, который создал в своей лирике широкое полотно немецкого национального пейзажа. «Природа – непременный спутник переживаний лирического героя. Весьма значительное место в его лирике занимает характерный для немецкого романтизма «мотив странствий». В ряде стихотворений Эйхендорфа, посвященных родной природе, возникает образ Рейна как выражение национального немецкого начала» [История зарубежной литературы XIX века 1979:  373]. Большая часть лирического наследия Эйхендорфа жива  в наши дни и пользуется большой популярностью, так как, по мнению многих  людей, произведения данного автора отличаются музыкальностью и выразительностью.

Так это или нет, я рассмотрю в следующей части своего исследования.

2.3. Своеобразие тропов в произведениях Й. Эйхендорфа      

    Для проведения исследования я взяла произведения из сборника Й. Эйхендорфа и из сети Internet, читала стихотворения, переводила их и выявляла тропы, выписывая их на отдельные карточки. В результате мною было охвачено более 20 стихотворений, например: «Mondnacht», «Glücksritter», «Der Nachtvogel», «Nachts» и другие. Выяснилось, что каждое произведение содержит фрагменты с тем или иным тропом или сочетанием тропов.  Таким образом, мною было выделено 50 фрагментов. В качестве иллюстраций рассматриваемых явлений я приведу наиболее яркие примеры.

Сравнения в поэзии Й. Эйхендорфа связаны в основном с образами природы.

Автор с явлениями природы сравнивает:

- времена суток, например: Nacht ist wie ein stilles Meer,…

- абстрактные явления, например: Wünsche wie die Wolken sind,...

Есть примеры, соединяющие в себе не один, а несколько приемов выразительности, например: Es war, als hätt der Himmel

            Die Erde still geküsst,...

   Лунную ночь, а точнее, то безмятежное спокойствие и тишину, которые царствуют в это время суток, а также невозможность различить границы неба и земли автор сравнивает с поцелуями неба и земли, что делает отрывок  очень выразительным. Здесь же можно увидеть олицетворение упомянутых выше явлений природы, благодаря которому автор хотел добиться еще большей красочности данной картины.  

Метафора встречается не часто, но зато благодаря ей в  небольшом тексте создается очень яркий образ, в данном случае образ смерти.

Bei des Grabelämpchens Scheine

Sah ich nur der Todesengel Tanz.

Олицетворение неживой природы (когда признаки, характерные для человека приписываются неодушевленным предметам) в поэзии Й. Эйхендорфа стоит на первом плане. Встречаются:  

         - олицетворение  явлений природы, например: Wann Wald und Berge schlafen

                                                                                    Treu` Liebe einsam wacht.

   - олицетворение предмета, например: Doch die Fenster stehen leer  

   - олицетворение действия, например: Durch die Brust ein Singen irrt,...

   - олицетворение абстрактных явлений, например: Echo will im Wald sich rühren.

Аллегория. При анализе языкового материала были обнаружены произведения, построенные на аллегории, например стихотворение «Glücksritter», где используется аллегорический образ фортуны:    Und Fortuna kriegt auch Mut,

                                                      Setzt dich mit dazu....

   Здесь автор не просто наделяет абстрактное явление «фортуна» человеческими качествами, а он делает ее главной героиней своего стихотворения. Фортуна –  образ капризной, быстро меняющей свое настроение  дамы, которая злится и отворачивается, когда на нее не обращают внимания.

        Часто в качестве аллегорического образа  используется образ Рейна. Свою любовь Эйхендорф к этой могучей реке выражает тем, что наделяет ее необычной силой – умением подкрепить силой слабого и сделать богатым бедного:

                                             Du labst das Herz der Schwachen

                                       Und machst den Armen reich.

Здесь Рейн выступает в роли живого существа, которое очень дорого для автора. Это подтверждает обращение, выраженное местоимением Du (Ты). Таким образом, аллегория является очень «мощным» приемом, придающим художественным образам наиболее яркую выразительность и жизненную силу, способную заставить читателя забыть о том, что речь идет о неживых предметах и явлениях.

Синекдоха встретилась в следующих подвидах:

  - единственное число в значении общего, например:

       Die Welt in Blüten stand -  имеется в виду, что вся природа стоит в цвету.

  - единственное число вместо множественного, например:

        Alles zieht den Hut -  имеются в виду все люди.

Владение синекдохой делает речь более сжатой, а значит экономной и выделяет в изображаемом предмете (явлении) самое главное.

        Перифраз заменяет название предмета, человека, явления на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Trinkt mir zu und schenkt mir ein,

                                                 Echte Blum und Perl.

     В данном случае в качестве обращения, то есть вместо называния конкретного человека (прекрасной дамы),  использован его описательный образ.

Выводы

                        Я попыталась выявить  своеобразие тропов в немецких произведениях, на примере поэзии Й. Эйхендорфа. Цель исследовательской работы была достигнута через решение поставленных  в начале работы задач.

        1. В ходе исследования я познакомились с определением тропа и узнала, какие средства принадлежат данной группе изобразительно-выразительных средств.

        2. Так как исследование строилось на произведениях немецкого писателя Й. Эйхендорфа, то я сочла нужным познакомиться с его биографией и творческим наследием.

         3. При анализе поэтических произведений Й. Эйхендорфа я увидела, что независимо от объема, стихотворения  насыщены тропами, благодаря чему являются необычайно живописными и выразительными. Благодаря количественному анализу  выяснилось, что в поэзии Й. Эйхендорфа чаще всего  встречается олицетворение, так как поэт важнейшим компонентом мироздания считал природу, затем сравнение, синекдоха, метафора, аллегория и перифраз.  Количественный анализ можно представить в виде таблицы

      Название тропа

Количество

Олицетворение

27

Сравнение

13

Синекдоха

5

Метафора

2

Аллегория

2

Перифраз

1

        Но, по моему мнению, в этой области необходимо провести более глубокие исследования в следующих направлениях: выявить своеобразие тропов в произведениях разных авторов, подробное рассмотреть один из тропов в произведениях разных авторов,  рассмотреть соотношение тропов в поэтических и прозаических произведениях, в русских и немецких произведениях.

Литература

        Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1983.

        Винарская Е. Н. Выразительные средства текста. – М.: Высшая школа, 1989.

        Желтухина М. Р. Тропы и их функции// Русская словесность. – 2004. - №1. – с. 29-34.

        История зарубежной литературы XIX века. Под ред. проф. А. С. Дмитриева. – М.: Изд-во Московского университета, 1979.

        Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.

         Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.

        Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. – Л.: Учпедгиз, 1959.

        Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

        Eichendorff, Joseph von. Hundert Gedichte. – Berlin: Verlag Neues Leben, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительные средства при исполнении хоровых произведений

Конспект открытого урока на тему: Выразительные средства при исполнении хоровых произведений....

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

"Проект Исследовательская работа «Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова""

При подготовке к ГИА и ЕГЭ возникают трудности с выпрлнением заданий, связанных с определением художественных средств выразительности. Думаю, что данная работа поможет справиться с трудностями...

Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях

Материал содержит достаточное количество заданий, позволяющих закрепить знания учащихся по определению используемых в художественных произведениях языковых средств....

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....