Описание педагогического опыта работы учителя немецкого языка МОУ « Cредняя общеобразовательная школа № 25» г. о. Саранск Летучевой Юлии Васильевны
методическая разработка по теме

Летучева Юлия Васильевна

Данный материал содержит информацию по теме "Особенности обучения четырем видам речевой деятельности на уроках немецкого языка в начальной школе", мои исследования  и наблюдения  по даной теме, конкретные приемы, которые я использую на уроке и которые могут быть полезны учителям иностранного языка, работающим в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskog_opyta.docx149.97 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

учителя немецкого языка  МОУ « Cредняя  общеобразовательная  школа № 25» г. о. Саранск Летучевой Юлии Васильевны

Тема опыта: Особенности обучения четырем видам речевой деятельности на уроках немецкого языка в начальной школе

1. Актуальность и перспективность опыта 

Общеизвестен тот факт, что в настоящее время обучение иностранным языкам ведется со 2-го класса начальной школы. Основные функции иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности использовать иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.

Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

Т.о.,  начиная со второго класса, учитель иностранного языка ведет работу по обучению детей говорению, письму, чтению, аудированию. Для каждого учителя на этом этапе очень важным является привитие ребенку любви и интереса к немецкому языку. Именно, и в первую очередь, РЕБЕНКУ, а затем уже ученику. Ведь второклашки – это дети 8-9 лет. Еще совсем недавно их ведущей деятельностью была игровая, а у некоторых и в этом возрасте она остается таковой.  Встал вопрос: как учить детей говорению, письму, чтению и аудированию так, чтобы это было не самоцелью, но чтобы ученик-малыш, играя и выполняя какие-либо задания, научился этому? Чтобы суметь ответить на этот вопрос, учитель должен владеть современными технологиями обучения иностранному языку, знать психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. 

2.Условия формирования опыта

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы
  • курсы повышения квалификации
  • требования ФГОС ОО
  • изучение опыта коллег
  • участие в городских и республиканских семинарах-практикумах
  • личный опыт наблюдения за поведением и работой учеников начальных классов на уроках иностранного языка.

Основной задачей является создании таких условий для обучения четырем видам речевой деятельности, чтобы урок был ориентирован на развитие личности, формирование УУД ученика, чтобы общение учителя с учеником вызывало положительные эмоции, желание ребенка проявлять активность.

3.Теоретическая база опыта

 1."Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие." Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.— М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с. — (Методика). Пособие отвечает на вопросы о начальном этапе обучения ИЯ в России и за рубежом, о психолого-физиологических факторах, повествует о сходствах и различиях учебных дисциплин «ИЯ» и «Родной язык», психологических особенностях детей 6-8 лет, учитываемых при обучении ИЯ.

2. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 110 с. В брошюре излагаются психологические закономерности овладения речью в детском возрасте. Анализируются механизмы овладения системой языка детьми и использования ими речевых навыков и умений для целей общения. На этой основе строятся психолингвистические приемы методики обучения иностранному языку.

3. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с. Авторы рассказывают о возрастных и психологических особенностях младших школьников,  особенностях восприятия, памяти, внимания и мышления младшего школьника,  особенностях коммуникативного развития и работы над развитием речи. Также раскрываются преимущества и трудности обучения иностранному языку младшего школьника.

4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – 480 с. Пособие посвящено характеристике лингводидактических основ преподавания иностранных языков. Его содержание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации. В книге обобщен современный опыт преподавания курса методики обучения иностранным языкам с позиции базисных для методики дисциплин: педагогики, психологии, лингвистики, социологии, культурологи.

4. Технология опыта

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие “застывшей” системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т.д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “Иностранный язык”. Творческие задания ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие. Поэтому одна из первых особенностей обучения в этом возрасте – игровая направленность.  

Учитель, направляя учащихся на выполнение упражнений, предусмотренных в учебнике, использует такие правила игры, создает такую творческую атмосферу урока, которые отвечают учебной задаче и в тоже время создают у школьника чувство свободы, непринужденности. Отсюда и еще одна особенность обучения в этом возрасте – необходимость создания благоприятной атмосферы на уроке.

      Благоприятная - это атмосфера терпения и доброжелательности, использование разнообразных форм поощрения и приемов оказания помощи школьникам при выполнении учебных заданий.  Я стараюсь чередовать задания различной сложности и давать ответить на уроке каждому ученику. Особое внимание я уделяю и  поддерживаю тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с ОВЗ с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель в свете развития системы инклюзивного образования обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т.е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики.

Очень важной особенностью обучения, особенно в начальной школе, считаю использование наглядного материала. Наглядное восприятие является началом и исходным моментом человеческого познания и основой обучения, потому что оно обеспечивает легкое запечатление изучаемого явления, т. е. образования ясного, четкого представления о предмете или явлении. Наглядность является важнейшим моментом в развитии памяти, мышления человека. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям иностранным языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более интересным. Все наглядные пособия для урока изготавливаю или подбираю сама: набор карточек с буквами, цифрами,  картинки по теме, пальчиковые игрушки, мячи – обязательные атрибуты на каждом уроке.

Важным считаю принцип коммуникативной направленности, что позволяет создавать творческую атмосферу на уроках. Этот принцип прослеживается в выборе учебных ситуаций для коммуникативно- значимого общения учащимися данного возраста: знакомство, любимые игрушки, дружная семья, День рождения, любые игры, спорт, путешествия; в отборе и организации языкового материала вокруг этих учебных ситуаций ; в ситуативной обусловленности и приоритете коммуникативно-ориентированных формулировок, обеспечивающих овладение речевыми умениями в аудировании, говорении, чтении и письме; в создании мотивов и целей общения с помощью сказочных героев.

Теперь мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах обучения говорению, письму, чтению и аудированию. Учитель иностранного языка в начальной школе должен это делать таким образом, чтобы это было не самоцелью, но чтобы ученик-малыш, играя и выполняя какие-либо задания, научился этому.         Обучение каждому виду деятельности требует трудоемкой работы от учителя. Я покажу лишь несколько приемов работы, которые может использовать любой учитель немецкого языка, используя УМК «Немецкий язык. Первые шаги» И.Л. Бим, а так же Интернет.

Обучение письму. В УМК «Немецкий язык. Первые шаги» И.Л. Бим очень много образцов писем, e-mail сообщений, открыток, адресованных детьми Германии ребятам из России. И часто я использую прием обучения письму, предлагая детям ответить своим сверстникам на немецком языке. Такое задание  ориентировано на ребенка с любым уровнем знаний и способностей, т.к. даже самый слабый сможет переписать текст из учебника в свою открытку и украсить титульный лист незамысловатым рисунком. При этом более сильный ученик получает простор для творчества. Он может использовать совершенно разнообразный материал для оформления и дать свободу своей фантазии.

Обучение чтению. Учитель, работающий в начальной школе, опираясь на возрастные особенности детей, должен обращать внимание на то, чтобы чтение было источником познавательной информации, способствовало работе мысли, доставляло детям удовольствие, побуждало эмоционально-мыслительные процессы. Для решения этих задач можно использовать, например: задания на отгадывание:

Was ist das? Das ist in dem Klassenraum. Das ist groβ. Das ist an der Wand. (die Tafel)

Ich bin schwarz und rot und blau. Ich bin auf dem Tisch. Ich kann malen. (der Bleistift)

Ich bin ein kleines Mädchen. Ich wohne mit meiner Mutter. Ich habe auch eine Groβmutter. Sie wohnt mit uns nicht. Jetzt ist sie krank. Ich heiβe … . (das Rotkäppchen)

Такие задания заставляют детей размышлять, развивают в них дух соперничества(кто же первый отгадает?).

Задания на добавление нужных слов:

Eins, zwei, drei,  …

Alle, alle  zählen … .

Fünf, sechs, sieben, …

Haben wir das … gemacht?

         В УМК И.Л. Бим есть интересные тексты для чтения, когда вместо какого-нибудь уже знакомого детям слова нарисована картинка. Им нравятся такие тексты. Совсем не сложно догадаться, что автор имел в виду. А также много заданий, в которых представлены пройденные слова с пропущенными буквами. Это также развивает навыки чтения.(фото)

       Обучение говорению на начальном этапе должно в большинстве случаев опираться на ролевые игры, когда представлена конкретная ситуация и ее нужно обыграть. В УМК для второго класса есть специальное выражение, которое обозначает «играть в репортеров, брать интервью» (Reporter spielen).  Вначале я пробовала  организовать такую ролевую игру без подручных средств. Установка для детей была такова: «Дети, представьте себе, что Саша – это Пикси(персонаж немецкого учебника) , и он приехала из Германии, он репортер. Он хочет взять у нас интервью. Давайте расскажем ему все, что мы уже можем рассказать о себе. Кто хочет играть роль Пикси?» Да, детям было интересно, но желающих на главную роль не было, ведь иностранный мальчик должен был много говорить, задавать вопросы, вести диалог. Каково же было мое удивление, когда я принесла из дома старый микрофон и дала детям то же самое задание! Во-первых, много было желающих сыграть роль репортера Пикси. Во-вторых, глаза детей заблестели от радости, ведь им предстояло взять настоящее интервью, с микрофоном! Таким образом, дети получают первый опыт говорения на иностранном языке. Думаю, они запомнят это надолго(фото).

        Обучение аудированию.  Аудирование - способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прослушивания. В УМК по немецкому языку, по которому я работаю, на начальном этапе почти каждое стихотворение, каждая рифмовка и  песня сопровождаются аудиозаписью. И это немаловажно. Аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь. Как же сделать процесс аудирования интересным и увлекательным?

          Я поняла, приступая к работе над аудиотекстом, - что важно создавать для учеников  ситуацию успеха, важно предложить им то задание, которое они точно смогут выполнить. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны: отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.

            В Интернете также можно найти много аудиозаписей детских песен, которые сопровождаются видеокартинкой. Иногда я организую работу с песней таким образом. Готовятся бланки с напечатанным текстом этих песен, но с некоторыми пропущенными словами, задача учащихся после 1-2 прослушиваний композиции восстановить текст.

 Во второй раз прослушивания можно включить видео. Это поможет детям понять смысл песни, если они, например,  не знают  значения какого-либо слова, ведь восприятие происходит не только слуховое, но и зрительное.

          Конечно, хотелось бы отметить, что огромную поддержку при работе с аудированием  мне оказывает лингафонный кабинет. Данное техническое  средство позволяет слышать иноязычную речь без посторонних помех в нужном для себя звуковом оформлении, концентрировать свое внимание на прослушивание аудиосигнала и его понимание. Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету.(фото)

          Вот так, выискивая или придумывая что-то увлекательное и занимательное, я готовлюсь к своим урокам. Такие уроки приводят к устойчивому интересу изучения иностранного языка, помогают заложить надежный, крепкий фундамент, который в последующих классах будет базой для получения новых знаний. Учитель, безусловно, должен быть отчасти хорошим артистом. Ведь каждый урок в своей неповторимости требует от учителя работы в новом амплуа. Ответственность за тот интеллектуальный и нравственный багаж, который ученик унесет с моего урока, - это важный момент моей педагогической деятельности.

Та радость общения, которую ребенок испытал на занятиях, те уроки игры, через которые он начал познавать себя, повысят мотивацию к учению, помогут ему обрести уверенность, что он все сможет. Все это для того, чтобы в дальнейшей жизни свои проблемы ребенок мог решить самостоятельно, чтобы хватило ему сил, смелости, терпения, выдумки найти себя и свое место в жизни.

5.  Анализ результативности опыта. 

Каждый учебный год я встречаюсь с новыми учениками, т.к. в нашей школе продолжают набирать группы детей 2-го класса для изучения не только английского, но и немецкого языка. Я не жалею, что выбрала данную тему методической работы, потому что есть необходимость применения ее на практике.

Работая над этой темой, я постоянно узнаю что-то новое об особенностях обучения иностранному языку детей в начальной школе. Это позволяет мне не только четко определять цели, задачи обучения на данном этапе, но и сделать этот процесс ярким, интересным, запоминающимся.  Используя результаты своих разработок на уроках немецкого языка в начальной школе, увлекая детей в мир сказочных персонажей учебника, загадывая загадки, играя в ролевые игры, я замечаю, что дети с каждым уроком становятся все более активными, раскрепощенными. Даже самый слабый и неуверенный в себе ученик принимает участие в создании мини-проектов(напр.открыток к празднику), подвижных и ролевых играх, я вижу, как меняется их настроение, с каким интересом они выполняют предлагаемые мной задания, как эмоционально рассказывают стихотворения и поют песни на немецком языке. Знание психолого-педагогических особенностей учащегося младшего школьного возраста позволяет мне подарить детям ощущение психологического комфорта, радости, потребности и готовности к обучению на уроке.

6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В настоящее время учитель немецкого языка находится в проигрышном положении по отношению к учителю английского языка. Почему? Единицы идут осознанно в группу немецкого языка в связи с активной популяризацией английского языка. В основном учитель немецкого языка работает с детьми по «остаточному принципу». Отсюда возникают трудности и проблемы: невозможность наблюдения, изучения и работы с более способными учениками, невозможность определить, узнать, на сколько быстро, активно, результативно был бы усвоен тот же материал при тех же условиях более способным и сильным учеником.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Представленный опыт может быть полезен учителям, работающим в начальной школе и ведущим обучение  иностранному языку со 2-го класса. Не имеет большого значения, какой язык преподает учитель, английский, немецкий или французский, он обязательно должен на своем уроке суметь создать благоприятную атмосферу, в игровой форме и наглядно объяснить новый материал, использовать принцип коммуникативной направленности.

8. Наглядное приложение: конспект  открытого  урока

Конспект урока немецкого языка

«Warum freuen sich die Kinder über den Winter?»

Учитель: Летучева Юлия Васильевна

Класс: 3Г

Учебный предмет: немецкий язык

Тип урока: урок  закрепления материала

Тема урока: «Почему дети радуются зиме?»

Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся

Задачи урока:

образовательные:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики по темам  «Зима», «Зимние забавы»;
  • отрабатывать умение детей отвечать на вопросы о том, что делают дети зимой;
  • отрабатывать умение составлять простое немецкое предложение;
  • учить подбирать микротексты в качестве подписей к картинкам;
  • совершенствовать навыки устной речи, чтения вслух, восприятия на слух, орфографические навыки.

развивающие:

  • развивать внимание, память, наблюдательность, речевую инициативу;
  • развивать умение работать в группе;
  • прививать навыки самостоятельной работы;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения;
  • повышать мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка;

привлекать внимание к красоте природы зимой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать слова по теме «Зима. Зимние забавы».
  • Уметь

- отвечать на вопросы о том, что делают дети зимой

- составлять простые немецкие предложения

- подбирать микротексты в качестве подписей к картинкам

- рассказывать наизусть пройденный рифмованный материал

- петь песенку

- воспринимать на слух аудитивный текст и вычленять необходимую информацию из него

- понимать на слух речь учителя и одноклассников.

  • Личностные:
    - формировать у детей положительный настрой и готовность к обучению на иностранном языке, к дальнейшему его изучению;

- воспитывать культуру общения учащихся друг с другом.

Метапредметные:

- развивать способности самооценки и самоконтроля;

- способность сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Личностные УУД:  

- осознание необходимости учения

- овладение навыками работы  над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

- учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности

- работа  над осознанием ответственности за общее дело.

 Регулятивные УУД: формировать у учащихся умения формулировать учебные задачи и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: 

- формирование  умения сотрудничества  со сверстниками, умение принимать коллективное решение;

 - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Познавательные УУД: 

- выполнять действия по образцу

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- ориентироваться в учебнике, тетради.

Оснащение урока:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер со звуковыми колонками, презентация урока, раздаточный материал: карточки для работы в парах, картинки с изображениями зимних забав,  мячик - «снежок», карты настроения (снеговик, лесенка успехов) - для рефлексии.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Lehrer: Guten Tag! Heute ist der 26. Januar. Heute ist Donnerstag. Wir beginnen unsere Stunde.Wir beginnen unsere Stunde mit unserem Reim und gleichzeitig machen wir Mundgymnastik.

Фонетическая зарядка.  Alle zusammen bitte: A-a-a Der Winter ist schon da….

Уже несколько уроков мы работаем по теме «Зима». Я люблю зиму. Я разуюсь зиме. Ich habe  den Winter gern. Ich freue mich über den Winter. Und ihr? А вы?.....

Тема урока. Многие дети радуются этому времени года. Как вы думаете, почему?

….

Совершенно верно. Зимой очень весело, можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, тема урока: «Почему дети радуются зиме?» Unser Thema ist “Warum freuen sich die Kinder über den Winter?”

План. Wie meint ihr, womit beschäftigen wir uns heute? Картинки подскажут вам, чем мы сегодня будем заниматься.

…(повторять слова, петь песенку, читать, писать, работать в группах)

  1. Основной этап урока

Давайте поприветствуем зиму! Singen wir das Lied “Winter kommt!”.

Повторение пройденного материала. Und jetzt wiederholen wir die neuen Wörter. Sprecht mir nach!

Игра в снежки. Ребята, я называю слово или словосочетание по нашей теме и бросаю вам снежок. Вы ловите его и называете это слово на русском языке.

Письменное задание. Oh, wer ist das? Eine Hexe? Was hat sie gemacht? Эта ведьма заколдовала предложения! Давайте попробуем их расколдовать и записать правильно. Работаем в тетрадях на печатной основе.

Habt ihr alles gemacht? Also, lesen wir und übersetzen die Sätze.

Физкультминутка. Schpielen wir “Pantomyme”. Играем в пантомимы. Я называю слова и словосочетания по теме, а вы должны жестами показать мне, что это обозначает.

Аудирование. Сейчас мы с вами прослушаем автоответчик Свена. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, сколько человек оставили сообщения Свену. Итак, сколько голосов вы услышите?

А теперь слушаем аудиозапись еще раз. После прослушивания вам нужно будет выполнить задание по карточкам, соединить имя персонажа и реплику, которую он произнес. (проверяем)

Работа в группах. Каждой группе я раздаю слова, из которых  вам нужно составить предложения. вы наклеиваете слова в нудном порядке на листочек. Затем проверим, что у вас получилось.

А теперь читаем полученные предложения, переводим и прикрепляем на доску к соответствующей картинке.

F:\Видео и фото урок немецкого языка 26.01.17\Фото\DSC_0590.JPG

  1. Заключительный этап.

Итоги урока.

Ребята, давайте подведем итоги урока. Мы с вами сегодня много говорили о том, почему же дети радуются зиме. Давайте посмотрим на доску и ответим на этот вопрос.

Рефлексия. Еще мне хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке и свое настроение, с которым вы покидаете сегодняшний урок. Я раздам вам листочки с изображением снеговика. Вам нужно нарисовать ему веселую улыбку, или равнодушное выражение, или грустное. В зависимости от вашего настроения. И еще я попрошу вас нарисовать человечка – себя на лесенке успеха. Покажите мне, что у вас получилось.

Оценка учителем работы учащихся. Ihr habt heute gut gearbeitet. Marina bekommt eine “Fünf” für die Arbeit, Alina bekommt eine “Vier”, … Danke schön für eure Arbet. Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"

Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...

Описание педагогического опыта работы

Тема опыта: "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"...

Описание педагогического опыта работы

В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. В связи с чем, вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогическ...