Мастер-класс "Формирование и развитие коммуникативной, языковой и речевой компетенций"
статья по немецкому языку (5 класс) на тему

Страшкова Галина Георгиевна

При изучении второго иностранного языка речь идет о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой, речевой компетенций, о развитии межкультурной компетенции уже с учетом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков (многоязычие).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы к проведению мастер -класса  учитель высшей категории МАОУ лицей №15 г.Кызыла РТ Страшкова Галина Георгиевна. (  Формирование и развитие  коммуникативной , языковой и речевой компетенций). 13.10.2017. ГАОУ ДПО ПК(С)

Цели : развитие лингвистического репертуара  у обучающихся на уровне использования всех  лингвистических умений.

Задачи: способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию,

              создание условий для творческого развития,

              привитие навыков рефлексии и саморефлексии,

              развитие национального самосознания наряду с межкультурной толерантностью,

              создание ситуаций для самореализации,

              воспитание самоуважения,

             воспитание сознательного отношения к обучению,

             формирование чувства «успешности»,

             развитие  интереса и уважения  к культуре, истории, особенностям жизни страны изучаемого языка.

                              План проведения:

1. Т. "Знакомство" - развитие навыков устной речи.

 -  этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела; знакомятся и говорят, где они живут ( развитие национального самосознания), распрашивают о возрасте;  произносят имя по буквам, как имена страны изучаемого языка, так и свое собственное, говорить, чтоони любят, предварительно прослушав, что любят представители страны изучаемого языка.

2.Отработка графически и каллиграфически корректно букв немецкого алфавита   и основных буквосочетаний, различают на слух и адекватно произносят все буквы немецкого языка, соблюдая правильное ударение в словах и фразах  (закрепление идет через использовантие аудиокассеты).

3.(Формирование чувства "успешности") Употребление  глаголов heissen (звать, называться) , wohnen (жить, проживать),  moegen (любить что - то), sein (быть), haben (иметь). Использование кубиков - игра" Wuerfeln".

4. Работа с цифрами от 0 до 12, ( игра "Wuerfeln"), диктовать телефонные номера, говорить о людях и предметах; говорить, что они любят, а что нет.   

5.Заполнение анкеты ( читают и пишут по образцу сообщения в чате).

В процессе видов контроля используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль  за выполнением задач обучения (проверка понимания : говорение, аудирование, чтение, письмо), промежуточный контроль 

(проводится в конце цепочки уроков ), итоговый контроль в конце года в форме тестирования. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.)

1.Оригинальный способ подачи материала.

2. Коммуникативня направленность.

3.Серьезная грамматическая подготовка.

4.актуальные и разнообразные языковые ситуации.

5. Уверенность в успехе.

5. Развитие навыков общения на немецком языке.

Доклад : Изучение второго языка  после английского, ориентированного на европейские уровни языковых компетенций  и расчитанного на погружение в языковую среду.

    Прощаясь с начальной школой , ребенок попадает в условия средней школы, где новые учителя, новые формы работы, изменение требований, кабинетная система и все это создает определенные трудности. Поэтому им требуется поддержка и повышенное внимание со стороны педагогов. В это время дети особенно нуждаются в мотивирующей деятельности, в формах работы, предполагающих личный контакт с учителем, в посильных требованиях и объективной оценке. Кроме того у уч-ся этого возраста появляется чувство взрослости. Они начинают менять свои отношения со взрослыми , требуя уважения к себе как личности  и равенства в правах,  у них проявляется стремление к общению с товарищами. Общение, выстраивание личных отношений становится главенствующим в поведенческих мотивациях. От качества общения в классе зависит самооценка, самоуважение и в итоге успешность процесса обучения. В основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат универсальные учебные действия, имующие приоритетное значение по отношению к узкопредметным знаниям и умениям, признается сегодня всеми ведущими психологами и дидактами. Развитие системы УУД (универсальные учебные действия) в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, поределяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.    Дети этого возраста переходят в среднюю школу с уже сформированными общеучебными навыками.

  В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения иностранных языков. Согласно монографии "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка", многоязычие - это не многообразие языков, которое можно понимать как знание нескольких языков или сосуществование нескольких языков в данном обществе. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причем коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется.  Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям.

 При изучении второго иностранного языка речь идет о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учетом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.      

   Изучение второго ин. языкаимеет ряд особенностей. Это,  с одной стороны , меньшее количество выделяемых на него учебных часов и более сжатые сроки изучения, а с другой стороны , изучение осуществляется в условиях контактирования трех языков  - родного, первого и второго иносьтранного, Чтобы предотвратить интерференцию (переносящий) и способствовать положительному переносу, необходим контрастивный () подход к изучению второго ин. языка, побуждающий уч-ся к сравнению / сопоставлению изучаемых иностранных языков.

 Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета "Иностранный язык" как общеобразовательной учебной дисциплины.

 Основное назначение ин. языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

 Как и любой другой язык народов мира,  немецкий яз. имеет свои характерные особенности , которые в процессе обучения необходимо принимать во внимание. Относится к индоевропейской семье языков (германская ветвь). Письменность на основе латинского алфавита, дополненного тремя гласными с умлаутом (a, o, u)  и лигатурой эсцет(     ).

  Это язык немцев, австрийцев, лихтенштейнцев и большей части швейцарцев, официальный язык Германии, Австрии, Лихтенштейна, один из официальных языков Швейцарии, Люксембурга и Бельгии. Является одним из самых распространенных языков в мире после китайского, арабского, хинди, английского, испанского, бенгальского, португальского, русского и японского. Немецкий - один из официальных  и рабочих языков Европейского союза.

 Принятию нем.яз . как учебного предмета в общеобразовательных школах  способствуют  такие факторы, как потенциальные возможности использовать язык на практике ( в профессиональной и образовательной деятельности, туризме), сложившиеся традиции школьного преподавания нем.яз., огромное международное значение наряду с другими   ин.языками.

" Ин. язык"  как учебный предмет характеризуется

 -межпредметностью (содержанием речи на ин.языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии,математики и др.)

 -многоуровневостью   ( с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими,  фонетическими, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью ( может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний).

 Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, ин.язык способствует формированию у школьника целостной картины мира. Владение ин.языком повышает уровень гуманитарного образования школьников,способствует формированию личности и ее социальной адоптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Ин.язык расширяет лингвистический кругозор уч- ся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию уч - ся. В  этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

 Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способгностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны / стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами ин.языка, включение школьников в дилог культур.

 Обучение ин.языку в основной школе должно обеспечить преемственность с подготовкой уч-ся в начальной школе. Данный этап изучения ин.языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, т.к. у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельнеости. В этом возрасте у детей появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.

 В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения ин.языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связь ин. яз. с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с уч-ся из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками  из других стран,в том числе и через интернет, содействует их социальной адоптаци и в современном мире.

   К завершению обучения в основной школе планируется достижение уч-ся общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (нем.яз.уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать ин. яз. для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности

В статье представлен практический опыт работы по формированию языковой и речевой компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....

Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"

Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникат...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Проблемы экологии. Экологическая политика Франции.

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Наука

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы...