"Технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку"
статья по немецкому языку

Я занимаюсь любимым делом – учу детей немецкому языку. Чтобы шагать в ногу со временем, чтобы поддерживать интерес к своему предмету, приходится быть в постоянном поиске, изучать опыт учителей-новаторов, материалы по новым технологиям обучения немецкому языку. Интересные находки использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff._podhod.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                                 Введение

          Я занимаюсь любимым делом – учу детей немецкому языку. Чтобы шагать в ногу со временем, чтобы поддерживать интерес к своему предмету, приходится быть в постоянном поиске, изучать опыт учителей-новаторов, материалы по новым технологиям обучения немецкому языку. Интересные находки использую в своей работе.

           Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой стороны – это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технологических или информационных средств.

            Среди большого количества действующих технологий я выбрала ту, которая в наибольшей степени соответствует моим представлениям об организации процесса обучения  и воспитания в школе. Это технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку, которая, на мой взгляд, обеспечивает высокий уровень индивидуализации обучения.

                      Актуальность и необходимость

          Изменения социально-политической и экономической жизни в нашей стране обусловили изменения и в области образования. Применительно к иностранному языку как к учебному предмету образовательная ситуация изменилась вдвойне. Наше государство становится все более открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Появилась действительная потребность в людях, владеющих иностранными языками. И сам иностранный язык востребован в практической и интеллектуальной деятельности человека.

           Изучая различные технологии, я пришла к выводу, что методика дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку наиболее полно соответствует реализации «Концепции модернизации российского образования», где говорится о необходимости изменений в системе образования на современном этапе, о «создании условий для повышения качества общего образования» и подчеркивается, что «модернизация» предлагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.

 Изучив материалы концепции, я поняла, что для решения поставленных задач необходимо использовать новые технологии. Я выбрала метод дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку, так как он, на мой взгляд, предполагает обеспечение учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития  и формирования личности каждого обучаемого с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

                      Новизна

           Новизна технологии дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку состоит в том, что именно преподаватель создает в учебной группе условия для развития и реализации автономии учащегося и разумного баланса творческой свободы, организационной дисциплины и ответственности в ходе выполнения работы и достижения конечного результата, а также его оценки. Ученик учит сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением, т.е. мотивирует, организовывает, консультирует.

                       Здоровьесберегающие моменты

На каждом уроке – спокойная, доброжелательная, не травмирующая психику ребенка обстановка;

- обязательная физкультминутка на каждом уроке;

- подвижные игры на младших этапах обучения. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для любого негатива .

                    Ведущая педагогическая идея данной технологии:

Каждый учащийся способен к обучению, нужно только направить в определенное русло и создать определенные условия.

                     Цели:

- улучшение, целенаправленное формирование индивидуальных особенностей каждого ученика;

- улучшение качества обучения через развитие индивидуального подхода к учащимся  при обучении

                        Задачи:

- вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса;

- создание на каждом уроке благоприятного психологического климата, чтобы преодолеть у ребенка внутренний страх перед ошибками;

- использовать такие формы обучения, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей;

- убедить учеников, что каждый из них способен овладеть иностранным языком, но для этого надо прилежно заниматься им.

                                           

Описание технологии

           Технология дифференцированного подхода к учащимся получила в настоящее время широкое распространение в различных предметных областях, в том числе в области изучения иностранного языка и культуры, как личностно-ориентированная педагогическая технология, регулирующая обучение в сотрудничестве. Данная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать каждого учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личный потенциал.

           При разработке и написании данной технологии мною были изучены статьи из методических журналов, УМК, технология дифференцированного подхода к учащимся  при обучении немецкому языку Н.И.Демковой. Суть дифференцированного подхода она видит в условном разделении класса на определенных этапах урока немецкого языка на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей учащихся. Каждая группа овладевает навыками и умениями в различном темпе, имеет свой вариант.        Дифференцированный подход в обучении, по мнению Н.И.Демковой, позволяет построить достаточно гибкую систему обучения с учетом специфики реализации общеметодических закономерностей в зависимости от условий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированное обучение строится , в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности языковых навыков и умений. По мнению автора, можно выделить следующие формы дифференцированного обучения:

- использование разных вариантов однотипных заданий разной степени сложности;

 - оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и  того же задания;

- выполнение заданий  при помощи при помощи ИКТ и ТСО;

 - различная длина пауз для выполнения заданий;

 - различное количество повторений для выполнения одного и того же задания;

 - выполнение заданий по индивидуальным карточкам;

 - чтение текстов разной трудности;

 - использование разных видов опор, ключей.

           Н.М.Демкова рассматривает проблему дифференцированного подхода в рамках обучения разговорных темам. Главная задача такого урока состоит в выработке навыков и умений диалогической речи. При планировании этой части урока она исходила из реального уровня сформированности речевых навыков и умений учащихся, условно разделив их на три группы: на хорошо подготовленных, средне и слабо подготовленных учеников. Каждой группе предлагались различные типы заданий с учетом уровня языковой подготовки. Беседа с классом начиналась на основе хорошо усвоенного языкового материала. Этот вид работы имел естественный коммуникативный характер, так как учитель опирался на свой жизненный опыт и на опыт учащихся.

           Дифференцированный подход на данном этапе урока заключался в том, что сначала вопросы предлагались хорошо подготовленным ученикам, ответы которых были достаточно полными и развернутыми, а затем слабо подготовленным, которые имитировали ответы хорошо подготовленных учеников. Задачей данного урока было введение учащихся в иноязычную атмосферу по изучаемой теме.

           При написании данной технологии я познакомилась также  со статьей И.Ф.Обернихиной «О дифференцированном подходе при обучении говорению на немецком языке». Автор статьи придает большое значение умению учителя планировать и проводить урок на высоком уровне, умении  вовлечь в активную деятельность на уроке всех учащихся класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен:

-  хорошо знать своих учеников;

-  кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности;

-  уметь определить стратегию и тактику подхода к ним;

-  составить методическую характеристику класса.

           По мнению автора статьи особенно важно соблюдение этих положений для учителей иностранных языков, так как преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые школьники с трудом преодолевают так называемый языковой барьер, не решаются говорить на иностранном языке из боязни допустить ошибку. Это приводит в неверие в свои силы,  к мнению, что этот предмет изучить невозможно, пропадает интерес к нему. Задача учителя, считает автор, ( и я  ним полностью согласна), заключается в том, что каждый из них способен овладеть иностранным языком, В дальнейшем необходимо, учитывая способности и возможности каждого ученика, давать ему посильные задания.

           Автор статьи приводит сравнение дифференцированного подхода к обучению с традиционным обучением. Преимущество в том, что при дифференцированном подходе слабоуспевающий ученик работает на уроке максимум времени, а при традиционном обучении в основном работают хорошо успевающие ученики. И самое главное преимущество, которое выделил автор, в том, что снимается психологическая проблема.

          Е.И.Пассов в своей статье «Урок иностранного языка в школе», М. 2000 г., также касается проблемы дифференцированного подхода в обучении. Он считает, что дифференцированный подход выражается прежде всего в учете психологических, лингвистических, методических особенностей каждого вида речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме, в учете положительного влияния этихвидов речевой деятельности друг на друга, а также в правильном выборе приемов и форм работы. С другой стороны, отмечает автор, он требует учета индивидуальных и групповых особенностей, проявляющихся в понимании, запоминании, усвоении материала разными учащимися. Я полностью разделяю эту точку зрения.

          Дифференцированный подход в обучении немецкому языку нашел широкое применение в современной школе, он является необходимым компонентом современного урока иностранного языка, в значительной мере способствует повышению его эффективности.

          Итак, я полностью солидарна с вышеназванными авторами в том, что технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку может обеспечить ученику более полное освоение учебного материала, развитие его интеллекта, способствует его самостоятельности и умению осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. По-моему мнению, данную технологию можно применять на любых уроках иностранного языка. Большой опыт работы позволяет мне сделать такой вывод. Дифференцированный подход к учащимся в обучении немецкому языку я применяю как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового по всем темам. Это позволяет создать такую обстановку на уроке, которая мобилизует всех учащихся работать с интересом в течение всего отведенного для этого времени.

Заключение

           В ходе реализации технологии дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку выявлено следующее: в целом дифференцированный подход является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие  учащихся.

          По большинству показателей результативности дифференцированный подход является актуальным средством повышения успеваемости по все видам речевой деятельности.

          Таким образом, технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать  не только темп работы, но и содержание учебного материала. Практика показывает, что при работе с подобными технологиями у школьников повышается интерес к предмету, растет их познавательная способность.

                                 

Список литературы:

!. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента, государственного стандарта общего образования» ИЯШ 35-с., 2004 г.

2.»Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» М., 2000г.

3.Е.И.Пассов «Урок иностранного языка в школе» М., 2000 г.

4.Н.И.Демкова «Технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку»

5. «Новые педагогические информационные технологии в системе образования» под редакцией Е.С.Полат, М., 1980 г.

6. Н.Д.Гольскова «Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении» М., 1997 г.

7. И.Ф.Обернихина «О дифференцированном подходе при обучении говорению на немецком языке» ИЯШ, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

"Дифференцированный подход к учащимся в обучении английскому языку"

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него труднос...

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении на уроках СБО

Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции...

Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку

Выдающаяся роль среды в образовании человека еще со времен Платона осознается и осмысливается педагогами.Создание педагогической среды является важнейшей задачей учителей, воспитателей. Педагог должен...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)

В статье "Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)", описываю нетрадиционные формы уроков английского языка, котор...