Статья Особенности уроков иностранного языка в современной школе
статья по немецкому языку

Верницкая И.С.

Статья

Особенности уроков иностранного языка в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_publ.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Особенности уроков иностранного языка в современной школе

        Многие педагоги задают вопрос: «Почему урок ИЯ часто остается лишь уроком языка, но не становится уроком иноязычной культуры?»

Прежде всего, потому, что сам учитель не является знатоком и пользователем той самой иноязычной культуры, освоением которой он должен заниматься совместно с учениками. А ведь культура приходит к ученику, прежде всего через сам язык, через общение на языке. Значительную часть процесса обучения иностранным занимает общение, которое может стать основной проекцией иноязычной культуры на уроке ИЯ. Такое общение можно назвать естественным или реальным, поскольку оно приближено к жизненному, реальному [4,30].

        Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода. Тем не менее именно обучение реальному общению может стать началом работы над аутентичностью речи учащегося. Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают в процессе реального общения «учитель - ученики», «ученик - учитель», «ученики - ученик», «ученик – ученики».

        Реальное общение подразумевает вынужденность действия в реальных ситуациях. А ситуаций этих может быть множество, возникают они на каждом уроке. Недостаточно просто презентовать лексику и лексико-грамматические  структуры и обработать их. Именно постоянная регуляция «вынуждает» учащихся общаться на немецком языке. Обеспечить подобную регуляцию призваны 3 принципа: создание языкового окружения, постоянный мониторинг и ситуация  успеха.

        И.Я. Зимняя отмечает также незначительную плотность общения на иностранном языке. Как известно, овладение родным языком осуществляется  в естественной социальной и предметной среде [4,31]. Что касается иностранного языка как учебного предмета, то даже в условиях плотного общения овладение им осуществляется преимущественно в коммуникативном плане, ученик функционирует, прежде всего, как субъект лексического общения, а жизненно важный для него предметный план иностранного языка фактически отсутствует. В связи с этим мы можем наблюдать даже «беспредметность» иностранного языка как учебного предмета. Но имеющееся предметное содержание обычно предъявляется ученику в форме абстрактных значений.

        Специфика иностранного языка заключается также и в его беспредельности. В глазах учащихся он беспределен, поскольку даже самый добросовестный ученик не в состоянии выучить все слова, всю необходимую для общения грамматику, исходя из этого, предпринята попытка обозначить пределы коммуникативного ядра иностранного языка, обеспечить, например, усвоение грамматики иностранного языка в определенных пределах.

          Существует мнение, согласно которому иностранный язык как учебный предмет является очень трудным. Между тем овладение иностранным языком может быть и эффективным, и приятным, если за дело берется учитель – профессионал, который руководствуется современными принципами обучения иностранным языкам и владеет эффективными методами и формами его преподавания. В методике преподавания иностранным языкам формулируются специфические методические принципы обучения. Например, в действующей системе обучения немецкому языку в средней школе предусматривается реализация пяти исходных методических принципов:

  • коммуникативной направленности обучения;
  • взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности;
  • дифференцированного подхода к их формированию;
  • структурно-функционального подхода к организации материала и использованию метода моделирования на разных уровнях языка и речи;
  • всемерного стимулирования речемыслительной активности учащегося.

В основу базового курса обучения немецкому языку академика И.Л. Бим заложены:

1. Общая коммуникативная направленность обучения.

2. Общий личностно – ориентированный деятельностный  системно-коммуникативный  подход к обучению.

3. Обучение всем основным видам речевой деятельности во взаимосвязи, но при дифференцированном подходе к формированию каждого из них.

4. Поэтапность формирования коммуникативной  компетенции у учащихся и дифференцированный подход к ним.

5. Система упражнений, носящих характер учебных или собственно коммуникативных задач.

6. Опора на родной язык учащихся

        Также немаловажным является применение ТСО на уроках иностранного языка.

        Обучение иностранному языку не может осуществляться без общения. Общение может осуществляться с помощью технических средств обучения. Ведь восприятие языка немыслимо без прослушивания магнитофона, просмотра видеофильмов, кинофильмов. Новшества в языке, в его специфике можно найти на сайтах Интернета; самостоятельная работа с языком успешно осуществляется с помощью ПК и Интернета, посредством которых можно слушать аутентичные тексты, смотреть видео на изучаемом языке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации урока иностранного языка в современной школе

Два важных документа - «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образов...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Интегрированный урок иностранного языка в современной школе

Доклад учителя английского языка Никишиной И.В. православной школы-пансиона «Плесково» на семинаре РМО учителей иностранного языка « «Интегрированный урок иностранного языка  как средство повышен...

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....

Статья по теме: "Преподавание иностранного языка в современной школе"

Статья по теме: "Преподавание иностранного языка в современной школе" Специфика учебного предмета «иностранный язык» заключается прежде всего в том, что его преподавание - э...

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе"

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе" посвящена особенностям преподавания второго иностранного языка...

Статья "Технологии преподавания иностранного языка в современной школе"

Основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство обще...