МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
статья по немецкому языку

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает не только объяснение грамматики, лексики и фонетики, но это и понимание иноязычной культуры. В последнее время все больше проявляется интерес к обучению иностранным языкам и они необходимы сегодня для использования в разных сферах жизни общества и общения с людьми других стран. Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, необходима обстановка реального общения, погружения в языковую среду, связь с жизнью, активное использование иностранного языка в естественных ситуациях в коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_glushenkova.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ  НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Глушенкова Т.В.

учитель иностранных языков

МОУ «Макаровская ООШ»

Российская Федерация, г. о. Черноголовк

Аннотация

 В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает не только объяснение грамматики, лексики и фонетики, но это и понимание иноязычной культуры. В последнее время все больше проявляется интерес к обучению иностранным языкам и они необходимы сегодня для использования в разных сферах жизни общества и общения с людьми других стран. Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, необходима обстановка реального общения, погружения в языковую среду, связь с жизнью, активное использование иностранного языка в естественных ситуациях в коммуникации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, обычаи, традиции, иноязычная культура, иностранный язык.

 

NTERKULTURELLE KOMMUNIKATION ALS GRUNDLAGE FÜR DEN DEUTSCHUNTERRICHT ALS ZWEITE FREMDSPRACHE IN DER SCHULE

Gluschenkova T. V.

Fremdsprachenlehrerin

MOU " Makarovskaya Schule»

Russische Föderation, G. O. Tschernogolovka

Annotation

 Der Artikel befasst sich mit dem Konzept der interkulturellen Kommunikation und seiner untrennbaren Verbindung zum Unterricht von Deutsch als zweite Fremdsprache in der Schule. Das Erlernen von Fremdsprachen in der Schule beinhaltet nicht nur die Erklärung von Grammatik, Vokabular und Phonetik, sondern auch das Verständnis der fremdsprachigen Kultur. In letzter Zeit ist das Interesse am Erlernen von Fremdsprachen immer größer geworden und sie sind heute für den Einsatz in verschiedenen Bereichen der Gesellschaft und für die Kommunikation mit Menschen aus anderen Ländern notwendig. Um eine Fremdsprache als Kommunikationsmittel zu lehren, ist eine Situation der realen Kommunikation, eintauchen in die Sprachumgebung, die Verbindung mit dem Leben, die aktive Verwendung einer Fremdsprache in natürlichen Situationen in der Kommunikation notwendig.

Schlüsselwörter: Interkulturelle Kommunikation, Bräuche, Traditionen, fremdsprachige Kultur, Fremdsprache.

Ни один нормальный человек не может существовать отдельно от других людей, так и ни одна культура не может существовать в изоляции от традиций и культур других народов. В процессе жизнедеятельности люди вынуждены постоянно обращаться и к своему прошлому, и к опыту культур других народов. Это обращение к культурам других народов по определению многих лингвистов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация».  Важно отметить, она играет большую роль в обучении иностранному языку в школе.

Межкультурная коммуникация и преподавание иностранных языков - это две тесно связанные между собой дисциплины. Обучение иностранным языкам в школе предполагает не только объяснение грамматики, лексики и фонетики, но это и понимание иноязычной культуры. В последнее время все больше проявляется интерес к обучению иностранным языкам и они необходимы сегодня для использования в разных сферах жизни общества и общения с людьми других стран.

Знание иностранного языка в настоящее время является одной из основных характеристик современного человека. Иностранный язык открывает путь к свободному общению людей разных национальностей, сближению культур и взаимопониманию. Он должен помочь ученикам понять «чужую культуру», лучше осознать собственную культуру. Занятие по иностранному языку должно способствовать развитию понимания культуры страны изучаемого языка, в том числе и своей страны. В этой связи предмет иностранный язык занимает особое место. Ученики путем сравнения лучше осознают особенности национальной культуры и знакомятся с культурой и традициями других стран. Как же на уроке иностранного языка учитель общеобразовательной школы может познакомить своих учеников с достижениями культуры стран изучаемого языка? Для этого практически на любом уроке иностранного языка необходимо использовать страноведческий материал.

Ученик на уроках иностранного языка изучает язык и культуру неизвестного ему народа, он сравнивает и находит различия и расширяется его кругозор. Он начинает постигать язык и через него культуру этой страны. Он двигается при этом в постоянном сравнении своей и чужой культуры. В процессе обучения иностранному языку у ученика появляется желание преодолеть языковой барьер, открыть для себя необычное и удивительное в культуре страны изучаемого языка. Межкультурное общение является при этом и образовательным, и воспитательным процессом и оно должно начинаться именно в школе.

Знакомство со страноведческим материалом начинается еще в начальной школе и это продолжается до окончания школы. Свой эксперимент по внедрению второго иностранного языка (немецкого языка) в нашей школе начали в 2016 году во внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 6-7 классах составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью учебно-воспитательного процесса. Содержание программы соответствует образовательным и воспитательным целям и составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов.
Поэтому программа предусматривает следующие формы и виды работы, которые активизируют умственную и творческую деятельность учащихся, развивают познавательный интерес к немецкому языку, формируют навыки самообразования, расширяют кругозор учащихся:
обучающие игры, инсценировки, викторины, проекты, 
конкурсы знаний.

C 2016 года наши учащиеся (6-7-8 классы) являются активными участниками и победителями городского фестиваля «Дни немецкой культуры в г. Черноголовка». В августе 2016 года  произошла встреча учащихся Макаровской школы и делегации школьников из города – побратима  Нойбиберга.  По  русскому обычаю  ребята встречали  гостей  с хлебом – солью.  Под руководством учителя иностранного языка  Т. В. Глушенковой, для  немецких друзей   ребята приготовили музыкальный подарок,   сказку Бр. Гримм «Принц –лягушка». Сказка  была поставлена на немецком языке, что было большим сюрпризом для гостей.  За яркое выступление и старание они отблагодарили  юных артистов громкими аплодисментами.  Руководитель немецкой делегации, Кристиан Шюлле, от себя лично и от всей группы, высказал слова одобрения в адрес наших артистов, которые немецкий язык не изучали, но произношение и  интонация оказались очень уж верными. В 2017 году ребята выступили на городском фестивале «Дни немецкой культуры в г. Черноголовка» со сказкой «Принцесса на горошине», а в 2018 году показали фрагменты сказок на немецком языке «Золушка», «Белоснежка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах».

         С 13.04 2018 по 20.04.2018 гг. группа учащихся МОУ “Макаровская ООШ” во главе с руководителем и организатором  Глушенковой Татьяной Викторовной, посетили Баварию по приглашению Культурного центра г. Мюнхена (Германия) в рамках образовательной программы молодёжного обмена. Ребята подготовили концертную программу под названием “Для дружбы нет границ!“

  За отличное выступление с концертной программой и великолепную квест-игру руководство культурного центра г.Мюнхена вручило детям,  а также руководителям сертификаты и благодарности международного уровня. Поездка была расписана по минутам и секундам. Четкий план  экскурсий дал  возможность побольше узнать и увидеть. Наше путешествие  началось с Мюнхена!

Также  посетили старинный город  Нюрнберг - город художника Альбрехта Дюрера и поэта Ханса Закса. По пути  делали остановку в  городе Ингольштадт, раскинувшегося на берегу Дуная, где есть и герцогский замок XIII века - старейший в Баварии, и здание первого в этой земле университета, и множество древних церквей, а также огромный музей завода Audi.

         Посетили  школу Монтессори г. Нойбиберга. Эта поездка была очень важна и для взрослых, и для детей. Она запомнится им на всю жизнь! Самое главное: ребята познакомились и подружились со многими немецкими сверстниками.  Дружба и язык – не имеет границ!

 На мой взгляд, предмет «Иностранный язык» в современной школе делает все, чтобы выполнить задачу межкультурной коммуникации. Качество преподавания во многом зависит от умения и мастерства учителя. На своих уроках стараюсь использовать проект «Немецкий детский онлайн-университет — Kinderuni». Сама концепция такого университета — это попытка с помощью науки удовлетворить детское любопытство. В Германии она существует около 15 лет. У нас эту идею  полностью перевели  в онлайн-среду: в университете есть три факультета, изучающие человека, природу и технику. Ребёнок от 8 до 12 лет может записаться, смотреть лекции, основанные на выпусках немецкой познавательной «Передачи с Мышкой», выполнять задания на русском языке. И параллельно изучать немецкий. С помощью этого проекта стараюсь заинтересовать  ребят в игровой форме.

Все это дает импульс не только к овладению немецким языком как ВИЯ, но и повышает интерес к стране изучаемого языка.

Каждый урок иностранного языка, где бы он ни проходил – это практическое столкновение с иной культурой. Каждое иностранное слово отражает иностранную культуру, за каждым словом стоит впечатление об окружающем мире.

Важное место теперь занимают не грамматические правила, не история и теория языка, а прежде всего его функциональность. Теперь язык хотят знать для общения с носителями других культур, иными словами для беседы.  

Первостепенные задачи учителя – это научить ученика:

– понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой;

– правильно и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- выполнять проектные работы и рефераты;

– работать самостоятельно и в коллективе [Верещагин, Костомаров, 1993].

Уверена в том, что по завершении учебного процесса в школе ученик должен уметь употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения. Изучая каждый новый язык, ученик расширяет не только свой кругозор, но и границы своего мировосприятия и мироощущения и все это отражается в его понятиях.

Список литературы

1.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М., 1993.- 153с.

2. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1982.-205с.

3.Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Збранкова М. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) М.: 2011. - 104 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе

В статье поднимается вопрос о проблемах  и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....

Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе

В статье поднимается вопрос о проблемах  и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....

Проблемы преподавания французского как второго иностранного языка в школе.

Названы основные, на мой взгляд, проблемы преподавания второго иностранного языка. Даны упражнения для использования на уроке....

"Особенности изучения второго иностранного языка в школе"

При обучении немецкому языку как ИЯ2 после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку. Несмотря на то, что у этих принципов много общего, он...

"Особенности изучения второго иностранного языка в школе"

В данной презентаци представлены  причины изучения  иностранного языка в средней общеобразовательной школе, принципы обучения, сопоставление языковых систем....

Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык.

Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык - это разработка игры -"ходилки" с выполнением заданий по к...

Сообщение по теме: "Изучение второго иностранного языка в школе".

Данный материал можно использовать на уроках с целью консультации учеников, а так же на родительских собраниях или индивидуалных консультацичях с родителями....