Интернет-ресурсы как средство организации самостоятельной работы в средней школе по иностранному языку
статья по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Интернет-технологии -  совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Интернет в обучении иностранному языку.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации  (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.

В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет -материалы созданы исключительно для учебных целей.

Можно сделать вывод, что возможно эффективно сформировать речевые умения и языковые навыки посредством ресурсов Интернет. Располагая колоссальными возможностями, материалы сети Интернет имеют огромное преимущество над учебником. Несомненно, новые Интернет технологии играют важную роль в обучении иностранным языкам на современном этапе. Особое место отводится Интернет-ресурсам. Ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на среднем этапе обучения иностранному языку. Особенно важную роль глобальная сеть будет играть при самостоятельной работе учащихся, побуждая их к поисковой и творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Хафизова Э.Р. Использование Интернет-ресурсов при организации самостоятельной работы учащихся в средней школе

Интернет-ресурсы как средство организации самостоятельной работы в средней школе по иностранному языку

2.1.Сущность и виды Интернет-ресурсов

Компьютер является незаменимым помощником в использовании ресурсов и услуг Интернета для самостоятельной работы и проектной деятельности школьников.

Выделяя преимущества использования Интернет-ресурсов перед традиционными методами обучения, необходимо исходить из противоречий урока, обусловленных недостатками традиционного обучения:

  • коллективное обучение – индивидуальное обучение;
  • регулярность прямой связи – нерегулярность обратной связи;
  • большой объем информации – временные рамки урока.

Интернет-ресурсы помогают преодолеть вышеперечисленные противоречия. (16)

Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности:

  • Интегрирование в контекст урока аутентичных материалов сети;
  • Для самостоятельной работы обучаемых с целью поиска информации в рамках заданной темы;
  • При обучении на дистанционных курсах. (8,- с.95)

Основными видами интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс являются:

  • Использование готовых обучающих материалов;
  • Применение коммуникативных служб для участия в обсуждении по заданной теме;
  • Создание и использование веб-страниц и веб-сайтов; (16)
  • Для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном. (17)

Доцент кафедры иностранных языков МГИМО Н.В. Раздорская проанализировав методы и виды работ с Интернет-ресурсами ряда российских университетов, подразделила практикуемые виды работ на 2 группы:

  1. с ориентацией на домашнюю подготовку учащихся;
  2. работу в аудитории.

К внеаудиторной самостоятельной работе Н.В. Раздорская относит следующие задания с привлечением Интернет-ресурсов:

  • проект виртуального ралли по стране изучаемого языка.
  • задания на обзор прессы по темам, связанным с проведением досуга, например: спорт, театр, кино и т.д.
  • обзоры разных сайтов, их сравнение, например, по очередности расположения материала, приоритетам и т.д., а также их оценку с точки зрения информационной насыщенности и доступности для пользователя.
  • создание групп по интересам при прохождении тем, связанных с культурой, искусством, климатом страны изучаемого языка ( климат отдельных регионов, театры и т.д.) (18)

На сегодняшний день учитель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу учителя и повышают эффективность обучения.

В методическом письме Министерства образования о преподавании иностранных языков подчеркивается важность привлечения к работе аутентичных источников информации из Интернета на всех направлениях учебной работы. (9,-с.7)

Сложную структуру Интернета, состоящую из нескольких сервисов или служб, функционально подразделяют на две большие группы: коммуникативную и информационную. К коммуникативным службам относят такие виды связи, как электронная почта, телеконференция, веб - форум и чат. Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает участников к возможностям электронной почты, телеконференции, чат технологий. Необходимость подготовки того или иного продукта, представляемого каждым участникам в своей аудитории (в классе, школе) или на специально созданных для этой цели Web-сайтах сети Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применения различных сетевых программ, позволяющих использовать мультимедийные средства (графику, анимацию, мультипликацию и другие). Проект становится междисциплинарным. Учитель при желании всегда может найти возможность использовать заранее подготовленные аутентичные материалы для отдельных учеников своей группы, либо для всей группы. (10,- с. 49)

Для данного вида работы возможно:

- использование специально для этих целей подготовленных программ обучения в сети, предусматривающих материалы по разным видам речевой деятельности, аспектам языка и методике их использования на уроке;

-   самостоятельный отбор отдельных материалов, адаптированных учителем к конкретным учебным задачам в конкретной группе обучаемых.

Преимущества средств телекоммуникационных технологий для ученика очевидны. Назовем некоторые из них:

-  снятие комплекса «страха незнания», потому что деятельность переносится из публичной сферы в личную;

- новый механизм взаимодействия с учителем (самостоятельно-консультативный);

-   включение функции самоконтроля и самооценки;

-   опыт учебного диалога (в группе);

- формирование активного познавательного мотива через включение «механизма успеха»;

-      повышение эффективности обучения. (19)

        Во время аудиторных занятий могут быть использованы следующие телекоммуникационные Интернет-ресурсы:

  1. Телекоммуникационный международный проект. Может быть осуществлен между сотрудничающими учебными организациями. Подготовка к осуществлению проводится в несколько этапов: определение тематики, сбор информации участниками, переписка с партнерами по электронной почте, работа с полученными текстами, презентация докладов. Метод проектов или обучения в сотрудничестве, получивший развитие в работах Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. (20)
  2. Работа в режиме телеконференций. В Интернете существует более 20 тысяч групп новостей, участники которых обсуждают различные темы. Для доступа нужна специальная программа чтения и просмотра групп новостей, с помощью которой устанавливается связь с сервером новостей, подписка на выбранные группы и просмотр сообщений других участников, на которые можно дать ответ. Пакеты Internet Explorer и Netscape Communicator имеют программы чтения групп новостей, которые можно использовать в учебных целях. Задания по обзору общественного мнения можно давать в мультимедийной лаборатории (при наличии индивидуальных компьютеров у учащихся), или в качестве домашнего задания. (11,-с.29)
  3.  Телемосты. Такой вид работы может быть подготовлен аналогичным образом и осуществляться без предварительного обмена информацией, но составление и отсылка по электронной почте списка примерных вопросов позитивным образом скажется на коммуникационной активности между аудиториями. Темы могут быть самыми разнообразным. (11,- с.33)
  4. Наиболее интенсивно используемая служба в системе Интернет - это отправка и получение электронной почты. Так называемых E-Mail. Они пишутся в специальной программе Internet Explorer и по телефонным проводам отправляются к адресатам. За считанные минуты письмо попадает на сервер провайдера, будь это в Японии или в Австрии, и ждет, когда получатель вызовет его и прочтет. Электронная почта повышает мотивацию изучения иностранного языка и позволяет приобретать неоценимый межкультурный опыт общения со сверстниками из других стран. Ввести общение с помощью электронной корреспонденции можно, начиная с 6 класса, когда учащиеся уже овладели техникой чтения и могут понимать несложные письма, в которых рассказывается о себе, о городе и т.д. Тогда каждый ученик переживает урок как небольшой шаг в своем развитии. Ведь он получил письмо, адресованное ему, он должен прочесть его, перевести и поделиться новой информацией с друзьями. (12,- с.96)

Вторую группу составляют информационные службы, наиболее часто используемые в преподавании, поскольку они содержат богатые образовательные ресурсы, простые в использовании и практически не требуют дополнительного оборудования и материальных затрат. Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не были перегружены информацией разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. Таким образом, учебные Интернет-материалы являются средством информационных ресурсов сети Интернет. (15,-25)

В своей работе «Внедрение новых учебных материалов в обучение иностранному языку» П.В. Сысоев (21)  вслед за зарубежными методистами выделяет 5 основных типов учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист (hotlist), трежа Хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрепбук (multimedia scrapbook) и вебквест (webquest). Принцип интегративности пяти видов учебных Интернет-материалов сопоставим с принципом устройства матрешки: каждый материал вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи и развивать еще больший набор умений.

Хотлист имеет вид списка Интернет сайтов по изучаемой теме. При использовании хотлиста в обучении иностранным языкам возможно развитие следующих коммуникативно-речевых умений: осуществление поиска информации, выделение ключевых слов, определение темы/проблемы, отделение основной информации от второстепенной, фиксирование необходимой информации из прочитанного, подробное/краткое изложение содержания прочитанного, обобщение содержащейся в тексте информации.

Например:

Тема: “Die Weihnachtentraditionen in Deutschland”

Хотлист:

http://www.der-weihnachtsmann-kommt.de/

http://www.weihnachten-total.de/

http://www.fest-und-feiern.de/braeuche-zu-weihnachten

http://www-weihnachten.de/weihnachten-infos/advent-advent.htm

 Мультимедиа скрепбук – «мультимедийный черновик», представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. Он сочетает ссылки на текстовые сайты, а также сайты, содержащие видео, аудио, графическую информацию, анимационные виртуальные туры. В дополнении к умениям, которые развиваются при использовании хотлиста, такой тип учебного Интернет-материала позволяет развить такие умения, как подробное/краткое изложение содержания прослушанного/увиденного, фиксирование необходимой информации из прослушанного/увиденного.

Например:

Тема: “Die Weihnachtentraditionen in Deutschland”

Текстовые файлы:

http://www.der-weihnachtsmann-kommt.de/

http://www.weihnachten-total.de/

http://www.fest-und-feiern.de/braeuche-zu-weihnachten

http://www-weihnachten.de/weihnachten-infos/advent-advent.htm

Аудиопрограммы:

http://www.webspawner.com/users/weihnachtsmusik/

http://www.bomb-mp3.com/index.php?search=O+Tannenbaum

http://3mp3.ru/ru/song/145435/O-Tannenbaum-Nat-King-Cole

http://www.prestoclassical.co.uk/w/106802/Johann-Micha%EBl-Haydn-Heiligste-Nacht

Картинки:

http://www.fotos-berlin24.de/img526.htm (Weihnachtsbaum )

http://www/skinny74.wordpress.com/2008/12/29/frohe-weihnacht/ (Weihnachtskranz)

http://www.gym-holthausen.schulen-hattingen.de/Aktuelles/News/News.html (Adventskalender)

Трежа хант имеет много сходств с хотлистом. Он содержит ссылки на сайты по изучаемой теме, но, кроме этого, каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы, ответом на который является краткое изложение предшествующих вопросов к каждому из сайтов. Помимо уже перечисленных умений,  трежа хант развивает умения: выделять факты/аргументы/примеры в соответствии с поставленным вопросом/проблемой, делать выводы.

Например:

Hunt der Geographie Deutschlands: Einführung: Heute arbeiten wir an der geografischen Lage Deutschlands. Das Web hat viele Möglichkeiten. Sie können dort die Informationen über Deutschland finden. Unten ist eine Liste von Fragen des Seminars. Benutzen Sie die Quellenangaben auf dieser Seite, um diese Fragen zu bearbeiten.

Fragen: Wo liegt die BRD? An welche Länder grenzt die BRD? Wo liegen die Hauptbergketten? Wie heissen die Hauptflüsse in der BRD? Welche klimatischen Zonen kann man in der BRD finden? Welche Bodenschätze gibt es in der BRD?

Die Internet Ressourcen: http://de.wikipedia.org/wiki/Geographie_Deutschlands (Geographie Deutschlands)

http://www.zum.de/Faecher/Ek/BAY/mek/mek/klima/brd/climger.htm (das Klima)

http://www.klimadiagramme.de/Deutschland/deutschland2.html (Klimadiagramme)

http://www.hoeckmann.de/karten/index.htm (Klimakarte)

http://www.bestreferat.ru/referat-12176.html (Bodenschätze)

http://revolution.allbest.ru/moscow/00032718_0.html (Bevölkerungsdichte)

Сабджект сэмпла представляет собой набор ссылок на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главная особенность – получение информации должно строиться на эмоциональном уровне, т.е. учащимся необходимо выражать и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Сверх перечисленного выше, такой тип материалов позволяет развивать умения: высказывать и аргументировать свою точку зрения, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь между событиями, оценивать поступки давать характеристику персонажей, фактов и событий.

Das Thema: Die Teilung Deutschlands: die Bundesrepublik Deutschland im Westen und die Deutsche Demokratische Republik im Osten.

Ressoursen:

(BRhttp://de.wikipedia.org/wiki/Deutsche_Teilung (die Teilung Deutschlands)

http://de.wikipedia.org/wiki/Chronik_der_deutschen_Teilung (Chronik der deutschen Teilung)

http://www2000185.thinkquest.dk/html/tekster/die_teilung_deutschlands_und_berlins.shtml (Die Teilung Deutschlands und Berlins)

http://www.brd-ddr.de/buch_brd_ddr.htmlD>DDR)

Fragen:

  1. Welche Gründe des Zerfalles Deutschlands können Sie nennen?
  2. Viele meinen, dass es die schwerste Zeit war. Sind Sie damit einverstanden? Unterstützen Sie ihr Argument

И, наконец, вебквест – «Интернет поиск», самый сложный тип учебных Интернет материалов. Говоря метафорично, вебквест является самой большой «матрешкой», так как включает в себя принципы работы, признаки и компоненты всех четырех предшествующих материалов. Он предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. К довершению ко всем названным умениям вебквест способствует развитию следующих: участвовать в беседе/обсуждении, брать на себя инициативу при обсуждении, запрашивать и обмениваться информацией, уточнять интересующую информацию, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий. Пользуются достаточной известностью в образовательном пространстве так называемые веб-квесты, интернет-сайты, которые разрабатываются для максимальной интеграции интернет – технологий в учебные предметы на разных уровнях обучения. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что информация для самостоятельной работы школьников может находиться на различных веб-сайтах, а результат работы с квестами представлен публикацией в виде веб-страницы или веб-сайта. Для работы с веб-квестом, его разработчик Берни Додж, профессор университета Сан- Диего, определил следующие виды заданий: пересказ, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, обоснование определенной точки зрения, выработка решения по острой проблеме, журналистское расследование, научное исследование, планирование и проектирование. Существует немало доводов в пользу использования веб-квестов в процессе изучения иностранного языка. При относительно низком уровне компьютерных навыков школьников, достигаются две основные цели обучения языку - коммуникация и обмен информацией. Квесты позволяют включить в самостоятельную работу, как отдельного ученика, так и коллектив учащихся. Данный вид сайтов способствует развитию критического мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать формацию. У учащихся при работе с квестами повышается мотивация, что в свою очередь ведет к повышению эффективности обучения. (16)

На современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-материалов, направленных на комплексное формирование и развитие:
•  аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);
•  коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
•  коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
•  умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;

•  умений использовать ресурсы сети Интернет для удовлетворения своих информационных интересов и потребностей.

Учебные Интернет-материалы позволят:
•  подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал (при необходимости отражающий различные взгляды) по изучаемым темам;
• организовать в группах и целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социально-острых проблем;
• провести лингвистический анализ устного и письменного дискурса носителей языка (представителей различных социальный групп, носителей диалектов и акцентов);
• организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся;
• создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, общей культуры и серьезными намерениями в отношении продолжения гуманитарно-филологического образования в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал. (21)

Разделяя мнение Е.С. Полат о возможности решения с использованием Интернета в учебном процессе следующих дидактических задач:

  • Формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • Совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернета;
  • Совершенствование умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
  • Совершенствовать умения письменной речи;
  • Пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка;
  • Формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого. (8,- с.98.)

Их использование повышает активность учащихся и меняет роль учителя, он становится консультантом и координатором. При интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс возрастает уровень мотивации школьников, повышается стремление самостоятельно найти и изучить необходимую информацию. Более того, обучение с применением Интернет-ресурсов является интерактивным, общение происходит на разных уровнях учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – друг по переписке (носитель языка, специалист в какой-либо области). И, пожалуй, одним из основных достоинств Интернета является доступ к неограниченному количеству свежей информации и огромный выбор.

Используя Интернет-ресурсы в учебном процессе, учитель должен тщательно продумывать свои цели, поскольку бессистемное использование Интернет-ресурсов вряд ли даст желаемый результат, а также обеспечивать ученикам необходимую поддержку (создание детальных инструкций, проведение консультаций и технических тренингов). Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности: включение в контекст урока аутентичных материалов сети, самостоятельная работа школьников с целью поиска информации в рамках заданной темы, обучение на дистанционных курсах или получение дистанционного образования. Существуют различные виды интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс: использование готовых обучающих материалов, применение коммуникативных служб для участия в обсуждении по заданной теме, создание и использование веб-страниц и веб-сайтов.

2.2. Проблема отбора Интернет-ресурсов в рамках самостоятельной работы по иностранному языку

Услуги и ресурсы Интернета, применяемые для реализации целей и задач обучения иностранным языкам, классифицируются на три группы: вещательные (электронные газеты и журналы, электронные учебники, пособия, справочники, электронные библиотеки и архивы, подкасты), интерактивные (электронная почта, электронные конференции, видеоконференции, веб-форумы, чаты, ICQ, блоги) и поисковые (каталоги, поисковые и метапоисковые системы) (13,-с. 15). Проблема отбора Интернет-ресурсов достаточно актуальна при обсуждении социально-острых тем. Очень часто в сети Интернет обучающиеся находят материал, представляющий лишь позицию одной из сторон обсуждаемого социального вопроса. В результате у них могут сложиться ложные мнения и стереотипы. Более того, в некоторых случаях при поиске определенных фактических сведений можно встретить материал экстремистского характера, направленный на формирование расизма, ксенофобии и экстремизма. Получив доступ к Интернет-ресурсам, учащиеся нуждаются в овладении умениями правильно и эффективно производить отбор и пользоваться материалами всемирной паутины. (14,- с.30)

На настоящий момент не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно оценивать получаемую информацию и источники. В этой связи, особую актуальность, наряду с развитием иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов, приобретает развитие информационной компетенции учащихся и преподавателей. Информационная компетенция включает владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.

В западной методической литературе не раз поднимался вопрос о принципах и критериях отбора Интернет-ресурсов в учебных целях (J. Barker, M. Krauss, J. Ormondroyd). В данной работе мы хотели бы предложить перечень критериев оценки Интернет-ресурсов по мнению П.В. Сысоева и М.Н. Евстегнеева, которым могут руководствоваться учителя при отборе Интернет-ресурсов.

Таблица 1. Критерии оценки Интернет-ресурсов для учителей.

Критерий

Комментарий

Да / Нет

1. Языковая сложность материала

Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе слова, выражения, грамматические конструкции, которые могут вызвать трудности у учащихся?

 

2. Культурная сложность материала

Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе ссылки или упоминание о культурных и исторических фактах, социальных явлениях, незнание которых может повлиять на понимание смысла текста?

 

3. Источник информации

Кто автор сайта? Частное лицо? Организация? Доверяете ли Вы этому источнику? Каким интересам служит информация, размещенная на сайте?

 

4. Надежность информации

На чем основаны выводы или основные аргументы автора сайта? Содержатся ли на сайте ссылки на другие источники? Какие? Надежные ли они?

 

5. Актуальность информации

Когда была размещена информация на сайте? Является ли она современной или устаревшей?

 

6. Культуросообразность информации

Является ли размещенная на сайте информация необходимой для конкретной группы учащихся (возраст, уровень когнитивного развития)? Способствует ли данный материал развитию личности ученика?

 

7. Объективность информации

Объективные ли материалы сайта? Отражают ли они позицию одной из сторон или способствуют формированию целостного плюралистического взгляда на реальность?

 

Одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии. При отборе Интернет-ресурсов для учебных целей учителям необходимо отбирать такой учебный материал, который бы способствовал воспитанию личности ребенка, выработке активной жизненной позиции, патриотизма, любви к родине и ближнему.

2.3. Интернет-ресурсы направленные на развитие речевых умений и формирование языковых навыков

В условиях школы Интернет-ресурсы могут  использоваться  на разных этапах обучения. При использовании Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, совершенствует речевые умения и развивают языковые навыки, тем самым они развивают коммуникативную компетенцию.

Целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Для ее реализации существуют требования государственного стандарта.

В государственном стандарте указаны требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования. В говорении учащимся предоставляется возможность совершенствовать умения общаться со своими зарубежными сверстниками в специально создаваемых аутентичных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной сферах общения (16)

Использование Интернет-ресурсов для подготовки  к высказыванию на уроке помогает составить информативное сообщение,  составить полный  ответ по заданной теме. ( Например, сообщения по теме « федеративные земли Германии» http://www.de-web.ru/, «кантоны Швейцарии» http://www.swissworld.org/ru/, «федеративные земли Австрии» http://www.austria.ru/) Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.

Аудирование – процесс восприятия и понимания речи на слух. В современных программах по иностранному языку в качестве основной цели выдвигается развитие у учащихся способности понимать аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения их в содержание, а именно:

  • Выделение основной мысли в воспринимаемом на слух тексте;
  • Выбор главных фактов;
  • Соотнесение поступающей информации со своим опытом и нахождение таким путем возможных опор для ее понимания и оценки;
  • Включение полученной информации в речевую и неречевую деятельность.

 В сети Интернет существуют различные сайты с озвучиванием новостей, как с субтитрами, так и без них. Например,  http://www.wdr.de/themen/homepages/webtv.jhtml?projekt=-2  - телевидение с возможностью включать/отключать субтитры. Недостаток - субтитры немного не синхронизированы со звуком.

http://www.tagesschau.de/multimedia/sendung/sendung12870-bab.html - телепередачи.

Раздел DEUTSCHLAND-INFOS - Deutschkurse - DidAktuelles - Top-Thema http://www.dw-world.de/dw/0,2142,8031,00.html  - раз в неделю обновляется коротким новостным сообщением аудио + скрипт + толковый словарик на немецком + вопросы к тексту.

Раздел DEUTSCHLAND-INFOS - Deutschkurse - DidAktuelles - Nachrichten http://www.dw-world.de/dw/0,2142,8030,00.html  - медленно начитанные новости, обновляются каждый день. Аудио + скрипт.

Раздел Deutschlandfunk - AKTUELL http://www.dradio.de/dlf - регулярно обновляемые новости и интервью. Аудио + скрипт.

Обучение собственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем и старшем этапах обучения иностранному языку. К окончанию школы учащиеся должны овладеть навыками написания различных видов текста(16,-с.39)

  1. Написание резюме http://www.rozetka.de/theme/9990.html;
  2. Написание запросов http://deutsch.holm.ru;
  3. Написание эссе http://vera-piskareva.ucoz.ru/publ/1-1-0-1;

На сегодняшний день использование ресурсов Интернет, в том числе e-mail - наиболее эффективный и доступный способ овладения учащимися грамотностью в условиях реального общения. Для повышения эффективности использование e-mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:

  1. поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;
  2. напишите информацию о себе;
  3. вышлите несколько сообщений (например, 2-3 в неделю);
  4. для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы;
  5. примите не меньше трех ответов на свои сообщения;
  6. предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание.
  7. включите в отчет свои письма и ответы на них. (19)

Для развития письменной речи сайт www.iearn.org предлагает   проект «Круги обучения». В данном проекте могут принимать участие, как старшеклассники, так и учащиеся средней ступени. Координатор проекта после регистрации на сайте формирует «Круги обучения» согласно заявленным учителями уровням. Задания выполняются в течение полугодия, по окончании работы ребят помещаются на международном сайте.

Первый этап предполагает заполнение опросов, цель которых – не только познакомить участников друг с другом, но и обучить их такому важному умению, как заполнение анкеты. Рассказывая детям из других стран о себе, школьники учатся по-новому смотреть на окружающий мир. Например, пункт анкеты «Назови три фактора, которые делают твою школу уникальной».

Учителя и ученики вместе выделяют темы, о которых им хотелось бы написать, проблемы, которые стоит обсудить. Основная работа над проектом заключается в написании эссе, как индивидуальных, так и групповых. После того, как все школы-участницы отсылают друг другу заполненные анкеты, учителю несложно выделить сходства и различие во вкусах и интересах учащихся. Обычно школьники пишут о путешествиях, о любимых литературных героях, об играх, музыкальных группах, о моде, о проблемах подростков. Регулярный обмен мнениями, информацией укрепляет навыки межкультурного общения, развивает коммуникационные навыки, расширяет междисциплинарные связи.

Завершая обмен, школьники самостоятельно формируют электронную книжечку – итог своих трудов. Эта работа помещается на сайте. В течение всего полугодия ребята сохраняют устойчивый интерес к работе. Участие в проекте стабильно, письменные задания выполняют все школьники, независимо от их уровня знаний. (11,-с.49)

На среднем этапе обучения государственным стандартом предусматривается работа с аутентичными текстами, отражающими особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка при развитии умения чтения. Поскольку возрастает объем изучаемого материала и его сложность, большая часть заданий с использованием Интернета предназначается для самостоятельной работы, которая характеризуется творческим подходом и носит коммуникативный характер. В области обучения чтению учащимися предоставляется возможность овладения умениями читать, понимать и осмысливать содержания текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию.

Использования Интернета существенно расширят информативные рамки учебного процесса, предоставляя не только аутентичный языковой материал. Обучаемые приобретают ценные знания о культуре и обычаях страны изучаемого языка, о способе мышления и подходе к решению общих и частных проблем.

Для развития умения чтения могут быть использованы различные Интернет сайты с заданиями. Например, в учебнике немецкого языка для 9 класса под редакцией И.Л. Бим и Л.В. Садомовой 4 раздел «Средства массовой информации. Действительно ли это 4 сила?» могут быть использованы следующие немецкоязычные сайты:

http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Startseite_node.html

http://www.viva.de 

http://www.petersburger-dialog.de

На данных сайтах содержится информация о различных средствах массовой информации; свежие новости, как мирового характера, так и новости, касающиеся только Германии; различные статистические данные, опросы. Информация данных сайтов может помочь учащимся в проведении дискуссий, в составлении монологического высказывания.

http://www.adaxas.net  – информационный портал. Здесь можно найти ссылки на сайты и их описание по разным темам: компьютер, интересное для детей и подростков, здоровье, культура и искусство, спорт и экономика.

http://www.kaleidos.de/alltag/  - данный сайт содержит наряду с проблемными темами и страноведческую информацию: здесь есть возможность при помощи веб-камеры посетить различные города Германии. Интересна информация, касающаяся праздников и традиций, а также информация об интересах сверстников в Германии.

http://www.sowieso.de/  данная электронная газета для подростков содержит много актуальной информации по следующим темам:  политическая и культурная жизнь мира, новости спорта, новости из Германии, поиск друзей по переписке. После прочтения статьи можно оставить своё мнение о ней или просто посмотреть рейтинг.

Для формирование языковых навыков также могут быть использованы различные сайты с упражнениями.

1.Подготовительные, тренировочные упражнения:

http://www.interdeutsch.de/Uebungen/umlaut.htm данный сайт содержит упражнения связанные с правильным произношением звуков немецкого языка, как с умлаутом, так и без него.

Здесь http://www.kaleidos.de учащимся предлагается отметить слова в предложении, на которые падает ударение в речи диктора.

Здесь http://www.franklang.ru учащимся предлагается прослушать две фразы отметить , в каком из них выражена просьбы, в каком приказание.

http://www.dw-world.dе и http://www.uiowa.edu/~acadtech/phonetics  -  очень полезные ресурсы. Анимация органов речи (голова в разрезе) + видеоролик с диктором, произносящим отдельно данный звук и слова, содержащие этот звук. Также текстовое описание движения органов речи на немецком языке. Упражнения направлены на правильную расстановку ударений в группах слов и предложениях.

2.Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового материала:

 Здесь http://cornelia.siteware.ch/phonetik/satzakzent.html учащимся предлагается прочитать вслух текст с фонетическими пометами.

На данном сайте http://www.anriintern.com/lesdeu/main_deu.htm учащимся предлагается повторить за диктором поговорку, сравнить интонацию двух фраз и повторить их, не искажая образцы.

Формирование грамматического навыка является неотъемлемой частью обучения иностранному языку. В сети Интернет есть различные сайты с упражнениями направленными на формирование грамматической стороны речи.

1.упражнения в трансформации

Здесь http://www.anriintern.com/lesdeu/main_deu.htm учащимся необходимо преобразовать действительный залог в страдательный или повествовательное предложение в вопросительное.

2.Репродуктивные упражнения

Здесь http://daf.report.ru/_5FolderID_2146_.html и http://www.deutschesprache.ru/Grammatik/index.php?ELEMENT_ID=9

предлагается заполнить пропуски глаголами в Passiv или пропуски соответствующими артиклями, вставьте нужный предлог. С помощью гиперссылок можно выбрать интересующую тему и выполнить задания различной сложности.

http://www.ralf-kinas.de/ данный сайт предоставляет разнообразные упражнения на отработку  грамматики. Здесь представлены как небольшие тесты (15 вопросов), так и задания повышенной сложности (текст с пропусками слов).  На этом сайте можно найти также тесты по страноведению и зарегистрироваться для поиска партнёра по переписке. Работать с данным сайтом лучше начинать с 7 класса, так как для  учащихся младших классов могут возникнуть трудности с пониманием слов.

Из сайтов, созданных русскоязычными  специалистами,  следует отметить такие, как http://www.studygerman.ru/online/phrasebook/ и http://grammade.ru/index.php. Основной отличительной особенностью данных сайтов является то, что,  помимо тестовых заданий, на них представлен  также материал по грамматике, который  даёт возможность повторить необходимое правило перед выполнением упражнений. Кроме того здесь можно найти тексты с заданиями и небольшие диалоги по разным темам.

        На формирование лексической стороны речи направлены следующие сайты

  1. Упражнения на уровне слова:

Задания на сайте www.hueber.de направлены на расширение ассоциативного словаря лексических единиц путем подбирания синонимов или антонимов к словам.  Лексика представлена разными частями речи. Упражнения не только расширяют словарный запас, способствуют запоминанию графического образа слова, но также предоставляют возможность прослушать как правильно читается слово.

Сайт www.klett.de предоставляет учащимся возможность изучать слова по определенной тематике, выбирая картинку с обозначающим ее словом. Сложность заключается в том, что задание идет на время.

Здесь www.schubert.de учащимся надо выбрать лишнее слово, после чего сразу же выводится пояснение, почему слово является лишним. На выполнение 10 заданий дается 5 минут. При выборе неверного слова, оно помечается крестиком и есть возможность выбора правильного варианта, которое отмечается галочкой.

На сайте: http://www.quia.com/cc/686755.html?AP_rand=1795221160

учащиеся соединяют антонимы. Задание также способствует расширению словарного запаса и развитию кратковременной памяти.

Здесь http://www.quia.com/cc/686755.html?AP_rand=1795221160 из большого количества букв необходимо найти и обвести слова определенной тематике. Все спрятанные слова написаны справа в столбике. При необходимости можно поменять расположение букв, но слова по тематике останутся прежними.

  1. Упражнения на уровне словосочетания.

http://www.schubert. de/        

Сайт способствует расширению словаря через интерпретацию немецких идиом. На выполнение каждого из 10 заданий дается 30 секунд, после чего выводится правильный ответ.

Внедрение Интернет-ресурсов в учебный процесс будет способствовать развитию речевых умений и языковых навыков. Учащиеся смогут дома самостоятельно использовать упражнения вышеуказанных сайтов. Эффективность их использования в учебном процессе будет зависеть от ряда факторов, в том числе от соответствия содержания материалов учебным задачам по иностранному языку на конкретном этапе обучения.

Список литературы

  1. Методическое письмо Министерства образования РФ «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования» от 9 марта 2004г. [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 5., С.7
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – Москва, 2004.
  3. Азимов, Э.П. Материалы Интернета на уроке ИЯ [Текст] / Э.П. Азимов // Иностранные языки в школе. -  2001. - №1., С.96.
  4. Веревкина-Рахальская, Ю.Н. Методика использования Интернет-ресурсов в формировании коммуникативной компетенции студентов специализированных вузов на материале общественно-политической тематики (на материале английского языка) [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук.  – М., 2007. – 26 с.
  5. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3., С. 39.
  6. Вяткин, Л.Г. Понятие самостоятельной работы [Текст] / Л.Г. Вяткин // Самостоятельная работа учащихся на уроке – М., 1978. –115с.
  7. Капаева, Е.А. О формировании готовности учащихся с самообучению иностранным языкам [Текст]  / Е.А. Капаева // Иностранные языки в школе. – 2001. - №3., С.163.
  8. Кашапова, А.Х. Использование средств телекоммуникационных технологий на уроках немецкого языка. [Электронный ресурс] / А.Х. Кашапова. – Режим доступа http://www.courier.com.ru,  свободный
  9. Коваленко, Л.В. Разработка и использование заданий на основе Интернет ресурсов на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Л.В. Коваленко – Режим доступа http://www.eltarea.ru/pic/fck/File/internet20based20activities.doc, свободный
  10. Коптюг, Н.М. Интернет-проект - важный элемент мотивации учащихся [Текст] / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе. – 2008. – №5., С.29-32.
  11. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык [Текст] : Пособие для учителей – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
  12. Кудрявцева, Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов [Текст] / Л.В. Кудрявцева // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4.,  С. 49-53.
  13. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: Высшее образование, 2006. – 540с.
  14. Полат, Е.С. Интернет в преподавании иностранных языков [Текст] : сборник Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Владос», 2001.-с.95.
  15. Полат, Е.С. Интернет в системе обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. – Режим доступа http://iii04.pfo-perm.ru/Data2004/DConf04/PopovaGS.htm, свободный
  16.  Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. [Электронный ресурс] / А.Х. Кашапова. – Режим доступа http://www.ioso.ru/distant/library/publication/types.htm,  свободный
  17. Попова, Г.С. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку. [Электронный ресурс] / Г.С. Попова. – Режим доступа http://iii04.pfo-perm.ru/Data2004/DConf04/PopovaGS.htm, свободный    
  18. Раздорская, Н.В. Применение веб – технологий  в изучении иностранных языков. [Электронный ресурс] / Н.В. Раздорская. – Режим доступа http://www.bytic.ru/tesis/nas.htm, свободный
  19. Сысоев, П.В. Внедрение новы учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку [Электронный ресурс] / П.В. Сысоев. – Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm, свободный
  20. Тамбовкина, Т.Ю. О некоторых методах самообучения иностранным языкам [Текст] / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. – 2001. - №5. С.156
  21. Федорова, М.А. Уровни самостоятельной деятельности учащихся [Текст] / М.А. Федорова // Проблема формирования самостоятельной деятельности школьников в историческом аспекте.- 1998. -  С. 20-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация исследовательской работы в средней школе

Для мотивации к изучению отдельных предметов детьми надо заниматься исследовательской деятельностью. Данная статья рассказывает об опыте работы с талантливыми подростками....

Организация самостоятельной работы ученика музыкальной школы

Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс? Именно эту проблему я поп...

Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа....

Инструкционно- технологические карты, как средство организации самостоятельной работы учащихся

В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно- технологическая карта, которая играет важную роль в производственном обучении....

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Данные методические рекомендации предназначены для студентов СПО 2-4 курсов по специальности "Информационные системы и программирование" по дисциплине "Иностранный язык в профессиональн...