Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" для 1 класса
рабочая программа по немецкому языку

Денисова Елена Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «В гостях у гномов» разработана на основе:

-ФГОС, письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта», образовательной программы МБОУ «СШ № 8», учебного плана МБОУ «СШ № 8»

Актуальность занятий.

Внедрение в систему образования стандартов второго поколения новые социально-экономические условия развития российского общества, интеграции в различных сферах жизни делают востребованным изучение иностранного языка как средства межкультурного, делового и личностного общения. Это обусловило интерес к раннему обучению детей неродным языкам. Современная начальная школа и процессы преподавания иностранного языка в ней переживают этап преобразования и обновления, связанный с усилением личностно-образующей составляющей учебного процесса. Занятия по немецкому языку данного кружка имеют игровую направленность и служат подготовительным этапом углубленного изучения предмета.  Начальное образование служит фундаментом всего дальнейшего образования, базой духовного роста и развития. Раннее изучение иностранного языка позволяет осуществить гуманизацию воспитания детей.  Учитывая чувствительность ребенка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата.  Занятия кружка способствуют созданию положительно мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка.

Общие цели образования

Основная цель обучения немецкому языку в начальной школе - развитие  у школьников   способности к общению на изучаемом языке, что предполагает формирование коммуникативной  компетенции, ядро которой составляют коммуникативные  умения, а также развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, способность к социальному взаимодействию.

В начальной школе, являющейся первым звеном в системе школьного образования, ставится цель заложить основы коммуникативной компетенции, т.е. сформировать  у обучающихся минимальный уровень владения иностранным языком, позволяющий им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне.

Цели и задачи курса

Интегративной целью курса «В гостях у гномов» обучения внеурочной деятельности в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции по немецкому языку младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
  • Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

Деятельностный характер курса по иностранному языку соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

С учетом сформулированных целей изучение курса направлено на решение следующих задач:

  • формировать представления об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • расширять лингвистический кругозор младших школьников; осваивать элементарные лингвистические представления, доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
  • обеспечивать коммуникативно-психологическую адаптацию детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
  • развивать личностные качества младшего школьника, его внимание, мышление, память и воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  • развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
  • приобщать младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
  • развивать познавательные способности, овладевать умением координирования работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, в группе.

Общая характеристика курса

Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений обучающихся.

Деятельностный характер курса «В гостях у гномов» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.

Данный курс характеризуется:

  • межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  • многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).

Описание места курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 62  часа в год  и расчета 2 учебных часа в неделю /31 учебных недели.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

В говорении обучающийся  научится:

  • вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
  • кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
  • рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране. (в пределах тематики начальной школы).

получит возможность научиться:

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
  • кратко передавать содержание прочитанного/услышанного  текста;
  • выражать отношение к прочитанному/услышанному.

В аудировании обучающийся научится:

  • понимать на слух:

- речь учителя по ведению урока;

- связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова;

- выказывания одноклассников;

- небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;

- содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);

получит возможность научиться:

  • понимать на слух разные типы текстов, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 1 минуты;
  • использовать контекстуальную или языковую догадку;
  • не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

В чтении

обучающийся научится:

  • читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
  • читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. сумеет на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
  • определять значения незнакомых слов по:

- знакомым словообразовательным элементам и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с родным языком, контексту,

  • пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;

получит возможность научиться:

  • читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
  • читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
  • читать и понимать содержание текста на уровне смысла и:

- делать выводы из прочитанного;

 - выражать собственное мнение по поводу прочитанного;

- выражать суждение относительно поступков героев;

- соотносить события в тексте с личным опытом;

В письме обучающийся научится:

  • правильно списывать,
  • выполнять лексико-грамматические упражнения,
  • делать записи (выписки из текста),
  • делать подписи к рисункам,
  • отвечать письменно на вопросы,
  • писать открытки - поздравления с праздником,
  • писать личные письма в рамках изучаемой тематики с опорой на образец;

получит возможность научиться:

  • писать русские имена и фамилии на иностранном языке,
  • заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
  • в личных письмах запрашивать интересующую информацию;
  • правильно оформлять конверт (с опорой на образец)

Личностные результаты

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание уважения к культуре народов стран изучаемого языка.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Метапредметные

- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

-  расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

- овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, рабочей тетрадью, аудиодиском).

Содержание курса

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В русле говорения

Составлять этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог-побуждение к действию.

Уметь пользоваться некоторыми коммуникативными типами речи: описание, характеристика (персонажей).

В русле аудирования 

Воспринимать на слух и понимать:

- речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

- небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

В русле чтения 

Читать:

- вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

- про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

В русле письма

Владеть:

- техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

- основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником.

 Специальные умения

Младшие школьники овладевают следующими специальными умениями и навыками:

  • пользоваться двуязычным словарём (в том числе транскрипцией);
  • пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
  • вести словарь (словарную тетрадь);
  • систематизировать слова, например по тематическому принципу;
  • пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
  • опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.

В процессе изучения курса младшие школьники:

  • совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
  • совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
  • учатся совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
  • учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Языковые средства и навыки пользования ими

•        Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Звукобуквенные соответствия. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи. Все звуки немецкого языка. Нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Дифтонги. Ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран. Начальные представления о способах словообразования

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное. Вопросительное предложение с вопросительным словом и без него. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемымсоставным именным сказуемым и составным глагольным сказуемымБезличные предложенияПобудительные предложения. Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения.

Слабые и сильные глаголы. Вспомогательные глаголы haben, sein. Глагол связка sein. Модальные глаголы können, wollen, Неопределённая форма глагола (Infinitiv).

Существительные в единственном и множественном числе с определённым/неопределённым и нулевым артиклем. Местоимения: личные, притяжательные и указательныеОтрицательное местоимение kein.

Качественные прилагательные.

Наречия времени.

Количественные числительные (до 100).

Наиболее употребительные предлоги

Социокультурные знания и умения

В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на немецком языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.


Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение

1. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 2-4 классы .И.Л. Бим, Л.В. Л.И. Рыжова- Москва. Просвещение. 2012 год.

2. Учебник немецкого языка. Первые шаги. 2 класс И.Л.Бим, Л.И. Рыжова. Москва. Просвещение, 2011 год. (для учителя)

3. Немецкий язык. „Deutsch“ 2 класс, Бим И.Л., Рыжова Л.И.,  М. «Просвещение».2012 (для учителя)

4. Немецкий язык. Книга для учителя. Первые шаги 2 класс. И.Л. Бим, Л.И. Рыжова- Москва. Просвещение. 2011 год.

 

5. Мозаика. «Mosaik» II класс. Н.Д.Гальскова. М. Просвещение. 2008.

CD-магнитофон

Компьютер

Интерактивная доска

Телевизор

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вводный курс. Мы будем изучать немецкий язык

Адаптационный период. Урок-игра «Кто это?»

Приветствие. Прощание. Диалог «Знакомство», «Кто ты?».

Знакомство с немецким алфавитом. Буквы T,O,M,I

Диалог «Знакомство». Счет до 10. Цвета. Чтение и письмо. Буквы D,A,S,U,L

Учимся называть предметы. Das ist… Das sind…  Что такое «местоимение»? Спряжение глагола sein. Читаем и пишем с гномами.  Фонетический тренинг. Буквы G,R,E,V, буквосочетание ie

Какие наши друзья. Их качества. Каковы наши любимые сказочные герои? Утвердительный, отрицательный ответ. Общие вопросы.  Буквы N,K,J,ß,

Мы идем в зоопарк. Гномы рассказывают о животных. Какие они? Что они умеют? А что умеешь ты? Составление мини-диалогов. Дифтонг  ei. Чтение мини-текстов.

Что я умею? Что умеет мой друг? Что мы можем делать в школе? Гномы рассказывают о немецких праздниках. Пишем пожелания к Новому году и Рождеству. Викторина «Чему нас научили гномы?»

По дороге в школу. Что мы видим на улицах города? Считаем до 20. Решаем примеры по-немецки. Учимся читать с гномами. Считалки. Читаем детские стихи.

Что умеют делать гномы. Как? Чем они занимаются в течение недели? Дни недели. Веселые картинки с текстами. P, Z, sch, sp, st, ng

Моя семья. Семья гномов. Наши родственники. Какие они? Что умеют делать? Отвечаем на вопросы гномов. Задаем им вопросы. Читаем  по ролям. Слушаем и поем нем. песни.

F,Q, qu, tsch

Наши домашние дела. Идем с гномами в магазин. Покупаем продукты. Мои любимые фрукты. Рассказываем о наших любимых продуктах, напитках. Читаем по ролям мини-диалоги. Chs, eu, äu

Мир вокруг нас. Наша школа. Наши учителя. Читаем с гномами стихи и загадки. Описываем рисунок. Учимся читать: eh, ah, uh, Ü, Ö, Ä

Наши хобби. Рассказываем о себе, о друге, о любимом сказочном персонаже. Tz, pf, ph, ck, X, Y. Кто лучший чтец? Конкурс.

Идем в лес в гости к гномам. Что изменилось в лесу? Птицы, звери, первые цветы. Дарим гномам рисунок. Участвуем в веселом соревновании с параллельным 1-ым классом.

Что мы знаем и умеем? Веселые викторины.

Резервные уроки

1

2

4

4

3

5

5

4

6

4

6

5

4

4

4

12.09

15.09-19.09

22.09-03.10

06.10-17.10

20.10-27.10

07.11-21.11

24.11-08.12

12.12-22.12

09.01-26.01

30.01.-09.02

27.02-16.03

20.03-10.04

13.04-24.04

27.04-15.05

18.05-29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса

В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Увлекательный английский» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования II поколения  и при...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...