Статья: "Методы и приемы развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку

Яковлева Анна Сергеевна

В статье представлен материал о достижении максимальном развития творческого потенциала ученика на уроках немецкого языка за счёт правильного подбора методов и приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "методы и приёмы"34.82 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Яковлева

ГБОУ СОШ № 458

г. Санкт-Петербург, Россия

A.S. Yakovleva

School № 458 with advanced study of German

Saint Petersburg, Russia

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам конструирования нетрадиционных уроков немецкого языка. В ней описываются методы и приёмы работы, используемые в рамках нетрадиционных форм урока для развития творческого потенциала учащихся. Доказывается, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Процесс изучения иностранного языка формирует личность, которая мотивирована на участие в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: урок, обучение, мотивация, нетрадиционный урок, видео-урок, урок-проект, урок – экскурсия.

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS AT GERMAN  LESSONS

Abstract. This article is devoted to the planning of unconventional German language lessons. It describes methods and techniques of working with the usage of unconventional forms of the lesson to develop creative student’s potential. It is proved that the purpose of teaching foreign language is the formation of communicative competence, which includes both linguistic and socio-cultural competences. The process of learning foreign language provides motivation to participate in intercultural communication.

Keywords: lesson, training, motivation, unconventional lesson, video lesson, lesson-project, lesson - excursion

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время очень актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Процесс изучения иностранного языка формирует личность, которая мотивирована на участие в межкультурной коммуникации. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями, но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного психологического климата на уроке, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо разработать такие нетрадиционные уроки, которые будут стимулировать речевую деятельность учащихся.

Опыт школьных учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные уроки поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. К таким занятиям можно отнести следующие: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видео-урок и другие нетрадиционные уроки. Актуальность проведения нетрадиционных уроков заключается в том, что нетрадиционные уроки поддерживают интерес учащихся к изучению немецкого языка и повышают мотивацию учения, особенно у детей в начальной школе. Данная работа основана на теоретических и методических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Рогова Г.В., Бабкина Н.В., Полат Е.С., Зимняя И.А., Леонтьев А.А., которые внесли свой вклад в разработку   нетрадиционных уроков.

В данной статье мы будем руководствоваться следующими базовыми понятиями:

Урок — это форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой [1; c. 24].

Обучение — это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности [3; c. 10].

Мотивация - побуждение к действиям; динамический процесс психофизического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [13; c. 69].

Нетрадиционный урок - это импровизация учебного занятия, имеющего нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания [8; c. 29].

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные,  интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей [5; c. 276].

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. Если ученики во время урока активно не включены в деятельность, то интерес, возникший к содержанию материала, никогда не превратится в познавательный интерес. Чтобы побудить детей к познавательной деятельности, необходимо постоянно в своей работе совмещать традиционные уроки и нетрадиционные уроки.

Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, побуждал познавать новое. Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности детей компенсировать ограниченность учебной деятельности в движениях, в положительных переживаниях, в свободе выбора интересной для себя роли и позиции, в возможности проявить свою активность. Считается, что именно в нетрадиционном уроке учитель имеет возможность применять такие средства обучения, как проблемное обучение, самостоятельная работа, соединив это все с игрой [2; c.36].

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в школе значительно усилился. Это связано с различными изменениями, происходящими в нашей стране, которые создали условия для разработки новых типов уроков, авторских программ и учебников, а также активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста. Как известно, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Нетрадиционные уроки немецкого языка могут реализовываться на любом этапе обучения. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные уроки иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляются обобщение и повторение изученного материала по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая и вместе с тем непринуждённая атмосфера;

- предусматривается минимальное участие учителя в уроке.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные уроки, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия   и другие формы занятий [6; c. 10].

Потребность в знании иностранных языков  возрастает постоянно, что связано с объединением европейских стран в культурные,  военные и экономические союзы, с развитием средств коммуникации, а также в связи с растущей профессиональной и туристической мобильностью людей. Все это обуславливает ориентацию  учебного процесса на содержание, активизацию речи учащихся и изменение режима работы на уроке, а также на рассмотрение по-новому роли учителя, изменение концепта учебных материалов.

Содержание обучения, в первую очередь,  должно быть ориентировано на повышение мотивации учеников при изучении иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Научиться осуществлять устно - речевое общение в стандартных ситуациях на уроках иностранного языка помогают нетрадиционные формы, которые способствуют развитию у учащихся социальной адаптации и мобильности в условиях практико-ориентированной деятельности.

Кроме того, нетрадиционные формы работы на уроке помогают реализовать нацеленность обучения на развитие позитивных ценностных ориентаций, творческих способностей и реализацию творческого потенциала школьников, обеспечивая большую самостоятельность, поддерживая внутреннюю мотивацию, активизируя речемыслительную деятельность, инициативность учащихся, стимулируя их интеллектуальную активность.

Применение на уроках иностранного языка разнообразных форм и методов работы способствует не только пробуждению интереса  к  предмету на начальном этапе обучения, но и  поддержанию позитивной мотивации  на средней и старшей ступенях.

В зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, темы урока и его целей я применяю разнообразные формы работы. Вот некоторые из них:

-урок-игра (или часть урока);

-урок-сказка (введение лексического или грамматического материала, закрепление и контроль знаний, умений и навыков);

-урок-праздник (повторение изученного материала, подведение итогов работы, защита проектов);

-урок-дискуссия;

-урок-диспут;

-семинар;

-урок-путешествие (аудирование, просмотр видеофильмов страноведческого характера и их последующее обсуждение, защита проектов по страноведению,  работа с текстами, в том числе с письмами из Германии, чтение статей из немецких газет и журналов и т.п.).

Маленький ребенок начинает изучать иностранный язык «с большой жаждой познания и широко открытыми глазами». Задача учителя - сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его активность, фасцинированность учения (способность удивляться и восхищаться). Именно поэтому с младшими школьниками надо как можно больше играть на уроках.

В моей игротеке собрано и описано более 200 игр. Одни я нашла в специальной литературе, другие придумала сама, а некоторые являются плодом сотворчества с моими учениками. Игротека позволяет заменить привычные игры новыми или их вариантами. Элемент новизны «освежает» уроки, помогает делать их более разнообразными и интересными, способствует развитию творческой инициативы детей, когда они сами предлагают свои вариации той или иной игры.

Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно другим. Сложные грамматические темы я превращаю в специально разработанные грамматические сказки, истории и стихи.

Например, при объяснении спряжения глаголов с изменением корневой гласной, а также глаголов haben  и  wеrden  я рассказываю детям о Бермудском треугольнике и о том, какие странные вещи там происходят. И уже потом, на фоне повышенного эмоционального напряжения учеников, я показываю им на примере глагола haben, что такое же странное, таинственное место есть и грамматике немецкого языка - 2 и 3 лицо единственного числа (здесь наблюдается чередование гласных в корне или выпадение букв из корня глагола). С цифрами тоже можно придумать много игр. Самые простые - это хорошо знакомые всем «Лото» и «Бинго».

Даже контрольные работы можно превратить в игру. Так, вместо привычного словарного диктанта мои маленькие ученики с удовольствием рисуют дома картинку на заданную тему с обязательными элементами в рисунке (о которых я заранее предупреждаю детей), а на уроке ученики подписывают названия изображенных предметов по-немецки. Так можно проверить знание лексического материала, а затем при помощи этой же картинки составить короткое сообщение в виде монологического высказывания, мини – диалога или письма.

Игры и игровые ситуации приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами в рамках определенных ситуаций, а позже  оперируют ими при выполнении коммуникативных задач другого рода.

На средней ступени обучения (5–7 классы) личностно – значимыми становятся проблемы социальной адаптации, усвоение нравственных и морально-этических норм.

Все это оптимально реализуется  в ролевых играх. Кроме того, ролевые игры помогают преодолеть быструю утомляемость, периодически возникающие  вялость и апатию, падение продуктивности в работе, физическое возбуждение.

Темы ролевых игр выбираются  в соответствии с изучаемым на уроках материалом и программой обучения. Например: «В магазине», «В кафе», «На вокзале», «День рожденья» и т. п.

В процессе обучения важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать. Поэтому во многих ситуациях, моделируемых на уроках, дети должны, например, помочь сказочным героям или друг другу на немецком языке. То есть они ставятся в условия выбора положительного морального действия. Ребенок при этом должен думать также о том,  какие «последствия» может иметь его поступок, насколько он соответствует общепринятым моральным нормам. В играх дети должны видеть неагрессивные типы общения, научиться  вести диалог, выслушивать и принимать во внимание мнение своих товарищей.

Особенно  нравятся моим ученикам уроки – праздники. Обычно мы проводим их за один-два урока до конца семестра, подводя таким образом итоги работы по теме (своеобразная рефлексия и контроль). Чаще всего это уроки – чаепития. Здесь дети учатся называть по-немецки посуду и столовые приборы, запоминают речевые формулы, принятые в Германии во время застолья, знакомятся с традициями и правилами этикета, учатся писать приглашения и отвечать на приглашения по-немецки.

Тематика современных УМК по немецкому языку дает возможность организовать уроки – праздники в конце каждого семестра/четверти. Так, например, тема «Осень» располагает к проведению занимательного урока с элементами  детского творчества. Можно провести конкурс на лучший рецепт традиционного блюда из Германии или  из русской национальной кухни, переведенного на немецкий. А можно красочно оформить  и создать целую поваренную книгу с лучшими рецептами на немецком языке. Детям очень нравится угощать друг друга блюдами, приготовленными по рецептам из Германии. При этом прилагается рецепт или список ингредиентов по-немецки. Обычно это салат или выпечка, которые с удовольствием поедаются за празднично сервированным столом со словами благодарности (с использованием заранее выученной лексики).

Самыми любимыми праздниками во всех странах являются Рождество и Новый год. Конец второй четверти приходится как раз на время Рождественских праздников в немецкоговорящих странах.

Сначала на уроках ученики знакомятся с традициями и обычаями, связанными с этими праздниками, которые существуют в немецкоговорящих   странах, в частности в Германии. Учащиеся читают тексты  страноведческого характера с целью поиска информации. Знакомятся с  рекламными проспектами из Германии, смотрят видеофильмы. Они ищут дополнительную информацию в Интернете, подготавливают интересные доклады и рефераты, изготавливают стенгазеты с рассказами о  том, как проходят эти праздники в Германии. Дети с удовольствием разучивают песни и стихи  на немецком  языке. Какие праздники обходятся без праздничного угощения! Ученики сами ищут рецепты традиционных рождественских блюд и  выпечки. Родители тоже принимают участие в подготовке  к празднику. Вместе с детьми они готовят традиционные немецкие кексы или печенье, а также помогают детям в изготовлении поделок на конкурс «Рождественские сувениры».

Подготовка к такому уроку занимает много времени и сил. На уроке-празднике дети рассказывают своим одноклассникам о том, что интересного о Рождестве и Сильвестре (так в Германии называют 31 декабря) они узнали, читают стихи, все вместе поют песни, угощают друг друга и гостей (обычно  классных руководителей)  сладостями, печеньем, приготовленным по  рецептам, взятым из журналов и газет на немецком языке. Мы заранее разучиваем немецкие игры, скороговорки, считалки, которые помогают организовать конкурсы и соревнования на немецком языке во время праздничного урока. Кабинет украшен в соответствии с традициями Германии адвентскими венками и адвентскими календарями (изготовленными силами учащихся, принявших участие в конкурсе поделок), мишурой, красочными стенгазетами и, конечно же,  искусственной елкой (чаще всего самодельной) с Санта-Николаусом под ней. Подводятся итоги конкурса поделок и поздравительных открыток, награждаются победители. Звучит музыка, царит праздничное настроение.

В феврале в Германии пора веселых карнавалов. Видеофильм с записью карнавальных шествий  в Кельне и Майнце помогает представить размах и зрелищность этого события в культурной жизни Германии. К уроку- празднику можно предложить детям подготовить эскиз карнавального костюма, разучить с учащимися шуточные песни на немецком языке (например, «Drei Нinesen»), инсценировать короткие сценки-шутки на немецком языке. С традиционным празднованием Пасхи в Германии дети тоже знакомятся опосредованно. Этим праздником завершается  4-я четверть.

Незадолго до праздника учитель рассказывает ученикам о Пасхальном зайце, показывает видеофильм или иллюстрации из немецких журналов. Дети слушают рассказ на немецком языке с целью извлечения информации о Пасхе, беседуют о том, как это происходит в России. Во время урока - праздника они  расскажут все, что им запомнилось, и поиграют в традиционные  пасхальные  игры. (Eierrollen – катание яиц, чье укатится дальше; Eierlauf – бег наперегонки с ложкой в зубах, на которой лежит яйцо, сваренное вкрутую; Eierschlacht – битва яйцами - здесь побеждает тот, чье яйцо останется целым). Дети приносят яйца,  раскрашенные при помощи различных техник расписывания. При этом некоторые техники взяты из немецких журналов. Дети приносят из дома продукты, из которых затем изготавливаются бутерброды (обязательный элемент в которых  – яйцо). Проводится конкурс на самый оригинальный бутерброд с веселым названием. Продукты, которые входят в состав этого бутерброда, называются учениками  по-немецки. В конце все это быстро съедают сами ученики и гости. Дети дарят гостям и друг другу поздравительные открытки к Пасхе или красиво раскрашенные пасхальные яйца. Открытки чаще всего тоже сделаны на уроках руками учеников. Многие с удовольствием участвуют в конкурсе поздравительных открыток, которые вывешиваются в рекреации для оценивания. Мои бывшие ученики спустя годы при встречах всегда вспоминают эти веселые уроки и чаепития.

Старшие школьники стремятся к всестороннему развитию, углубленному изучению знаний, их учебная деятельность определяется выбором жизненного пути. Формируется научное мировоззрение, совершенствуется понятийный аппарат. Урок вызывает интерес в том случае, если он отходит от привычных штампов, затрагивает личностно значимые проблемы, актуальные на данном этапе развития школьника. Наблюдается рост социальной активности, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Наиболее интересен для старшеклассников метод проектов (что соответствует новым ФГОС), где они могут продемонстрировать все, чему научились, найти ответы на интересующие их вопросы при минимальном участии учителя, почувствовать свою успешность и радость самоактуализации и самореализации. Ведь при выполнении проектной деятельности они могут сами выбирать направление  работы, планировать свое  рабочее время и форму защиты проекта. Любители – компьютерщики могут создать презентативный материал, проявив свои навыки и умения в освоении возможностей компьютера, художники могут защитить проект  в виде стенгазеты, любители поэзии – попробовать себя в литературном переводе и т.п.

Проект может осуществляться как индивидуально, так и группой учащихся. Ученики сами ставят перед собой цель, выбирают себе компаньонов, распределяют обязанности внутри группы, учатся работать в команде. Роль учителя при этом минимальна. Она  сводится лишь к выполнению контролирующей функции и функции консультанта. Самое главное при этом неустанно поощрять инициативу и творчество учеников, стимулировать их участие в проекте и самостоятельность, поддерживать интерес и  продвижение к заданной цели.

Примерные темы проектов для учеников старших классов: «Мода и мы», «В мире современных профессий», «Моя Родина» (в рамках этой темы  возможны  подтемы: «Почему я горжусь Россией» и т.п.), «Мои планы на будущее», «Дружба и любовь», «Роль СМИ в современном обществе», «Все люди-братья?», «Земля – наш общий дом», «Единая Европа: плюсы и минусы» и др. Ученики сами выбирают подтему в рамках основной темы, форму защиты проекта (как результат учебной деятельности) и партнеров. Как правило, выбор темы проекта связан с темой, изучаемой на уроках, и является рефлексией, подведением итогов учебной  работы.

Ролевые игры, применяемые на уроках, дают возможность старшеклассникам «примерить» на себя роли взрослых. Они, например, собирают информацию, анализируют и обобщают ее, а затем преподносят одноклассникам от лица различных персонажей. Сегодня они -  представители различных профессий, завтра – следователь или потерпевший, потерявший друга и помогающий составить его фоторобот, а  в другой раз – врач или больной, официант или посетитель ресторана,  проводник или пассажир. Юность – пора любви. Старшие подростки с интересом читают и обсуждают найденные в немецких газетах и журналах объявления о знакомстве, составляют свои или  выискивают себе подходящих кандидатов для знакомства. При этом, несмотря на стремление старшеклассников к проявлению взрослости, они тоже с удовольствием играют в учебные игры. Например, в грамматическое лото, которое помогает повторить  основные формы глаголов.

На мой взгляд, нетрадиционные формы работы обязательно должны находить свое место в общей системе уроков современного педагога. Они стимулируют интерес учащихся к изучению иностранного языка, без принуждения, напоминаний о наказании и излишних нотаций. Вызывая положительные чувства и установки, такие уроки создают условия для успешного учения и самореализации учащихся в дальнейшем.

Разнообразные формы и методы работы, описанные в данной методической статье, могут быть использованы не только учителями иностранного языка, но также и преподавателями других предметов: мировой художественной культуры, русского языка  и литературы, психологии, риторики и др. Кроме того, занимательные задания помогут  интереснее организовать работу учащихся на элективных курсах и курсах предпрофильной подготовки. Нетрадиционные уроки иностранного языка являются лучшим способом заинтересовать ребёнка и приобщить его к изучению иностранных языков. Для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка необходимо проведение  таких нетрадиционных уроков, как: урок-праздник, урок-экскурсия, видео-урок, урок-проект, урок-КВН, урок-игра и т.д. Во время проведения нетрадиционных уроков развивается творческое мышление ребёнка, появляется заинтересованность в овладении новыми знаниями по предмету. Интерес вызывает желание учить и познавать, а значит - обеспечивается прочность знаний.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. Москва: Просвещение, 2005. 608 с.

2. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 2008. №4. C. 83-91

3. Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе /  Е.Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. Москва: Просвещение, 2007. 175 с.

4. Губанова О. В. Использование игровых приемов на уроках / И. С. Левкина // Начальная школа. 2007. №6. C. 12-27

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология.  Москва: Логос, 2004. 384 с.

6. Истомина Н. Б. Развивающее обучение // Начальная школа. 2006. №12. C. 5-14

7. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1989. №4. C. 76-82

8. Кульневич С.В.  Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ПК / С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воронеж, Ростов-на-Дону.  2004. 175 с.

9. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Москва: Просвещение, 1969. 214 с.

10. Мартьянова Т. М.  Использование проектных заданий на уроках иностранного языка. Москва: Аркти, 2002. 74 с.

11. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 478 с.

12. Николаева Л. С. Использование нетрадиционных форм занятий / Л. И. Лесных // Специалист, 2004. №2. C. 90-93

13. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. Москва: Русский язык, 2003. 216 с.

14. Рогова, Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1989. №2. C. 83 – 85

15. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Москва: Просвещение, 1984. 111 с.

16. Ференц С. В.  Использование проектной методики при обучении иностранному языку. Москва: Просвещение, 1997. 183 с.

17. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Москва: Филоматис, 2004. 475 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Работа, представленная в материале, помогает учителю в развитии творческого потенциала учащихся на уроках английского языка....

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Проект на тему «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах»

Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образо...